Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Общественно-экономические формации как ступени исторического развития





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В предыдущей теме мы выяснили, что такое общество и как оно возникает, раскрыли взаимосвязь общества и природы. Следующий шаг - изучение самого об­щества, раскрытие закономерностей его развития. Говоря об обществе в предыдущей теме, мы имели в виду общество как общее понятие, т.е. то, что отражает каче­ственную определенность социальной формы движения материи в отличие от дру­гих форм. Но говорить об обществе как общем понятии, не покидая научной осно­вы, мы можем лишь в рамках вопроса о соотношении общества и природы. Когда же речь идет о законах развития общества, об анализе его истории, понятия общества как общего понятия уже недостаточно. Здесь необходима конкретизация. Такая конкретизация была сделана еще задолго до формационного подхода, но носила она в основном идеалистический характер. В формационном же подходе в основу периодизации истории положены материальные, производственные отношения. Выделение производственных отношений как первичных дало возможность подметить повторяемость общественных явлений, открыть объективную закономерность раз­вития общества и обобщить порядки разных стран в одно основное понятие - общественно-экономическая формация. Выделение в качестве первичных материальных отношений дало возможность не только заметить повторяемость общественных явлений, но и отделить один качественно определенный этап в развитии человеческого общества от других. История общества в формационном подходе - история развития и смены общественно-экономических формаций. Этот подход позволил понятие общество как общее понятие наполнить более глубоким содержанием. Понятие формации обобщает наиболее важные, определяющие черты общественно-экономического строя, который существует в различных странах. Следовательно, можно сказать, что общественно-экономическая формация - это конкретно-исторический тип общества и этап всемирной истории, представляющий собой систему социальных связей и отношений в их органическом единстве и взаимодействии на основе способа производства, и подчиняющуюся как общим, так и своим специфическим законам функционирования и развития.

В структуру каждой общественно-экономической формации входят как об­щие, свойственные всем формациям, так и своеобразные элементы, характерные для конкретной формации. При этом определяющую роль в развитии и взаимодействии всех структурных элементов играет способ производства, присущие ему производ­ственные отношения, обусловливающие природу и тип всех элементов формации. Кроме способа производства, важнейшими структурными элементами всех общест­венно-экономических формаций являются соответствующий экономический базис и возвышающаяся над ним надстройка. Способ производства, базис и надстройка со­ставляют основные элементы структуры всех формаций, но их содержание специ­фично для каждой из них. В любой формации эти структурные элементы имеют ка­чественную определенность, обусловленную, прежде всего, типом господствующих в обществе производственных отношений. Кроме этих элементов, в структу­ру формации входят и другие общественные явления, которые влияют на ее развитие. Это семья, быт, язык, культура, которые присущи всем формациям, а также социально-классовая структура, исторические формы общности людей, свойственные только некоторым формациям.

Выделяют пять общественно-экономических формаций в соответствии с пятью типами производственных отношений (первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая). В анализе формационного развития просле­живаются следующие закономерности:

1. Последовательность. Применима лишь к человечеству в целом, которое с необходимостью должно проходить все ступени исторического развития, все формации. Что же касается отдельных стран и народов, то они в определенных исторических условиях могут миновать ту или иную формацию и пойти по сокращенному пути развития. Так, германские племена перешли к феодализму, минуя рабство. Не было рабства и у славян. Сокращенный путь развития возможен, когда:

а) общественно-экономическая формация, которую нужно миновать, исторически уже изжила себя в других странах;

б) реально существуют общества, представляющие более высокую форма­цию;

в) есть материальная и моральная помощь со стороны передовых госу­дарств;

г) в странах, вступающих на путь сокращенного развития, есть силы, заинтересованные в таком развитии.

2. Прогрессивно-поступательный характер смены общественно-экономических формаций. Смена эта является процессом необратимым. Возможны отдельные исторические случайности, когда силам реакции уда­ется временно повернуть колесо истории вспять. Так было, например, во времена реставрации Бурбонов после поражения Наполеона во Франции. Однако вскоре буржуазные порядки полностью восторжествовали. Дело в том, что новый строй обладает большими потенциальными возможностями, имеет более развитые производительные силы, передовые обществен­ные отношения и сознание, опирается на более широкие социальные слои.

3. Смена общественно-исторических формаций совершается все ускоряю­щимися темпами (так, если рабовладельческая формация существовала 3-3,5 тыс. лет, то феодальная - уже 1-1,2 тыс. лет). Но каждая последующая формация, охватывающая значительно меньший временной промежуток, добивалась больших результатов в развитии производительных сил, науки, культуры.

В настоящее время, кроме формационного подхода, в литературе выделяется подход цивилизационный. Само понятие цивилизация формируется исторически, а философы в различные времена вкладывали в него разное содержание. Впервые оно стало широко употребляться в эпоху Просвещения во Франции и рас­сматривалось просветителями как близкое по содержанию понятиям духовной куль­туры, разума и справедливости. В дальнейшем Кант разграничил понятия культуры и цивилизации, так как последняя, по его мнению, представляет лишь внешний «техни­ческий тип культуры», а в процессе развития общества их взаимодействие осущест­вляется противоречиво, т.к. духовная культура, особенно в ее нравственной форме, отстает от цивилизации. Эту идею развивал и далее Шпенглер, Ницше и др., утверждая, что развитие цивилизации неизбежно приводит к деградации и духовной гибели обще­ства. Социалисты-утописты (первая треть XIX в.), подвергая критике буржуазную цивилизацию, утверждали, что ей на смену должен прийти новый мир справедливо­сти и порядка. Маркс и Энгельс рассматривали цивилизацию как итог достижения материальной и духовной культуры, типы которой определяются содержанием об­щественно-экономических формаций (цивилизация - это то, что отличает данное общество от примитивных; Энгельс связывал цивилизацию с появлением классов, она выражает степень господства человека над природой). Получалось, что общест­венно-экономическая формация – это цельный, социальный, конкретно-исторический организм, а цивилизация - его составная часть. Общественно-экономическая формация - форма устройства, а цивилизация - функционирование этого устройства.

В современной философии цивилизация рассматривается как универсальное понятие, определяющее содержание всех общественных процессов и лежащее в ос­нове концепции выделения основных исторических этапов развития общества. Под цивилизацией понимаются не только результаты материальной и духовной деятель­ности людей, а способ или технология воспроизводства общественных отношений, социальная организация, которая производит и воспроизводит общественную жизнь. В настоящее время в содержание цивилизации добавляется также способ­ность общества решать глобальные проблемы. Таким образом, в основе понятия цивилизации лежит деятельностный подход, который решающую роль в цивилизационном процессе отводит субъективному фактору и духовной культуре. В зависимости от степени технической оснащенности в сфере общественного производства, свободы личности в социальной и духовной сферах, культуры различают сле­дующие типы цивилизации, через которые проходило человечество:

1) Космогенная (Древнее общество и Средневековье). Она основывалась на орудийной технике и ручной технологии и характеризовалась зависимостью обще­ства от природы, когда мировой космос определял смысл жизнедеятельности, дик­товал законы, устанавливал жесткие формы общественной организации, связи ин­дивидов с социальными институтами.

2) Техногенная или индустриальная (капитализм, социализм). Основа здесь - машинная техника, широкое развитие науки и постепенное превращение ее в непо­средственную производительную силу, наемный труд, рыночные отношения, высо­кий уровень профессиональной культуры во всех ее формах. К концу 70-х годов XX в. индустриальная технология, а следовательно, и этот тип цивилизации исчерпали возможности дальнейшего развития общества, определили ее кризисное состояние (возникновение глобальных проблем, потеря духовных идеалов большинством, пе­реход к прагматическому и утилитарному способу существования людей и др.). Преодоление кризисного состояния может быть обеспечено лишь на путях перехода к новому, более эффективному и менее расточительному способу воспроизводства самого общества. Материальная основа для этого начала формироваться с середины 50-х годов XX в. в связи с развитием информационной технологии. Именно она со­ставляет содержание процесса становления цивилизации нового типа.

3) Антропогенная или информационно-технологическая. Этот тип цивили­зации коренным образом изменяет техническую основу материального и духовного производства, определяет новые организационные формы общественной жизни, приводит к кардинальным изменениям в социальной структуре, превращая значи­тельную часть рабочей силы в новый средний класс, требует постоянного повыше­ния духовной культуры личности и общества. Источником прогресса становятся все в большей степени не внешние условия жизнедеятельности человека, а он сам. Осо­бое значение при этом приобретают научно-информационные ресурсы, уровень со­циально-политического сознания, нравственные критерии, духовно-культурные ус­тановки и другие элементы духовной жизни, которые в своей совокупности опреде­ляют технологию воспроизводства всего общества и характер общественного про­гресса.

Теория цивилизации не отменяет формационного деления в развитии общества, а определяет его как конкретизацию отдельных цивилизационных этапов, соци­ального бытия. Если общественно-экономическая формация детерминируется ха­рактером экономических отношений, то социальный детерминизм на уровне циви­лизации дополняется такими признаками, как роль человеческого фактора, духов­ной культуры и общественно-политических институтов.

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.