Под функциями философии следует понимать основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели и задачи. Можно выделить следующие функции философии:
1) мировоззренческую(способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром);
2) методологическую(философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности);
3) мыслительно-теоретическую(выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать, т.е. предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы и системы окружающего мира);
4) гносеологическая (имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности, она способствует выработке механизма познания);
5) критическую(философия позволяет подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия, расширять границы познания, разрушать догмы и способствовать увеличению достоверности знания);
6) аксиологическую(заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей: морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и других, т.е. данная функция является своего рода «ситом», через которое пропускается все нужное, ценное и полезное и отбрасывается тормозящее и отжившее);
7) социальную(способствует объяснению движущих сил и закономерностей развития общества);
8) воспитательно-гуманитарную(способствуеткультивированию гуманистических ценностей и идеалов, укреплению морали, адаптации человека в окружающем мире и поиске смысла жизни);
9) прогностическую(заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, прогнозировать тенденции развития человека, природы и общества).
Таким образом, подводя своеобразный итог вышеизложенному, следует отметить, что философия выполняет многообразные функции в жизни человека, в обществе и культуре.
Тесты для самоконтроля к главе 1
1. Особый способ духовного освоения мира, который осваивается с точки зрения взаимоотношений с ним человека:
а) мировоззрение;
б) мировосприятие;
в) миросозерцание;
г) миропонимание.
2. Согласно антропологическим и этнографическим исследованиям, наиболее древней формой мировоззрения, а, следовательно, и жизненной ориентации человека является:
а) мифология;
б) религия;
в) философия;
г) наука.
3. Философ, который в работе «Философия религии» назвал мифологию «непосредственной религией»:
а) Иммануил Кант;
б) Георг Гегель;
в) Рене Декарт;
г) Фридрих Энгельс.
4. Третьей в истории человечества научно-теоретической формой мировоззрения, отличающейся рациональностью, системностью, логичностью и теоретической оформленностью является:
а) мифология;
б) религия;
в) философия;
г) искусство.
5. Какой источник (или источники) генезиса философии выделяется в гносео-мифогенной концепции возникновения философии?
а) мифология;
б) знание;
в) житейская мудрость;
г) всё вышеперечисленное.
6. Как в переводе с греческого языка дословно переводится слово «философия»?
а) любовь к ближнему, стремление делать добро;
б) любовь к наукам, искусствам и ремёслам;
в) любовь к мудрости, стремление к познанию;
г) любовь к себе, себялюбие.
7. Какой вопрос из нижеперечисленных не был сформулирован Иммануилом Кантом?
а) Что я могу знать?
б) Что я должен делать?
в) На что я смею надеяться?
г) Что такое мировоззрение?
8. Учение о сущности человека, смысле человеческой жизни, необходимости и случайности, свободе и т.д., носит название:
а) онтология;
б) гносеология;
в) философская антропология;
г) аксиология.
9. Кто сформулировал основной вопрос философии как вопрос о соотношении: материального и духовного, или мышления и бытия, или сознания и материи?
а) Иммануил Кант;
б) Георг Гегель;
в) Рене Декарт;
г) Фридрих Энгельс.
10. Функция философии, заключающаяся в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей: морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и других: