Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Теория познания и учение о монадах Г. Лейбница. 54



Немецкий ученый-математик, юрист и философГотфрид Лейбниц(1646 – 1716) считается последним видным представителем философии Нового времени и предшественником немецкой клас­сической философии. Лейбниц принадлежал к философскому направлению рациона­лизма. В сфере его исследования основными являлись проблемы: субстанции и познания. Изучив теории Декарта и Спинозы о субстанции, Лейбниц пришел к выводу об их несовершенстве.

Во-первых, он не принял дуализма Декарта в смысле разде­ления им всех субстанций (сущностей, не нуждающихся для своего существования ни в ком и ни в чем, кроме самого себя), с одной стороны, – на высшую – Бога и сотворенные им, но независимые субстанции, с другой – всех сотворенных – на материальные (протяженные) и духовные (мыслящие).

Во-вторых, по мнению Лейбница, Спиноза, соединив все субстанции в одну (Природу-Бога), не преодолел дуализма Де­карта, так как разделил все модусы (единичные вещи – прояв­ления субстанции) на два класса– протяженные и мыслящие; то есть то, что у Декарта выступало двумя видами субстанций, у Спинозы стало аналогичными видами модусов (проявлений) единой субстанции.

В противовес теории Декарта и Спинозы Лейбниц выдвинул теорию о монадах(или о множественности субстанций).Основ­ные положения данной теории (монадологии) следующие:

1) весь мир состоит из огромного количества субстанций, имеющих не дуалистическую (двойственную, как у Декарта и Спинозы), а единую природу; данные субстанции называются монадами(в переводе с гре­ческого – «единое», «единица»);

2) монада проста, неделима, не имеет протяжения, не является материально-вещественным образованием; она обладает четырьмя качествами: стремлением, влече­нием, восприятием, представлением;

3) по своей сути монада – это деятельность, единое, непрерыв­но меняющее свое состояние; в силу непрерывности своего существования монада осозна­ет себя;

4) монады абсолютно замкнуты и независимы друг от друга (по мнению Лейбница: «не имеют окон, через которые что-либо могло бы войти туда и оттуда выйти»).

Все существующие монады Лейбниц делит на четыре класса:«голые монады» (лежат в основе неорганической природы, т.е.камней, земли, полезных ископаемых), монады животных (обладают ощущениями, но неразвитым самосознанием), монады человека (обладают сознанием, памятью, уникальной способностью разума мыслить) и Бог (высшая монада). Чем выше класс монады, тем больше ее разумность и сте­пень свободы.

Другой сферой философских интересов Лейбница наряду с проблемами бытия и учением о монадах была гносеология. Лейбниц попытался примирить эмпиризм и рационализм и сделал это следующим образом: все знания разделил на два вида – «истины разума» и «исти­ны факта». «Истины разума» выводятся из самого разума, могут быть дока­заны логически, имеют необходимый и всеобщий характер. А «истины факта» являются знаниями, полученными эмпирическим (опыт­ным) путем (например, магнитное притяжение, температура кипения воды, температура плавления различных металлов); как правило, данные знания лишь констатируют сам факт, но не говорят о его причинах, имеют вероятностный характер. Несмотря на то, что опытное знание вероятностное, а не достоверное, тем не менее его нельзя игнорировать в качестве знания. Таким образом, по Лейбницу, познание может осуществ­ляться не только путем получения только одного вида знаний – либо рационального, либо опытного, а их обоих видов, причем одно из них – рациональное (полученное на основе разума) – будет носить достоверный характер, а другое – эмпирическое (основанное на опыте) – лишь вероятностный.

 

 


Тесты для самоконтроля к главе 6

 

1. Направление в фило­софии, согласно которому основой как бытия, так и познания является разум:

а) рационализм;

б) эмпиризм;

в) механицизм;

г) антропоцент­ризм.

 

2. Направление в философии, сторонники которого считают, что в основе познаний лежит опыт: «нет ничего в ра­зуме, чего бы до этого не было в опыте (в чувствах)», «знание– сила»:

а) рационализм;

б) эмпиризм;

в) механицизм;

г) антропоцент­ризм.

 

3. Заслуга Рене Декарта перед философией в том, что он:

а) обосновал ведущую роль разума в познании, выдвинул учение о субстанции;

б) выдвинул теорию о научном методе познания и о «врожден­ных идеях»;

в) стал автором теории дуализма;

г) во всем вышеперечисленном.

 

4. Как звучит всемирно известное высказывание Рене Декарта, в котором заключается его философское кредо:

а) «Мыс­лю, следовательно, не глуп»;

б) «Мыс­лю, следовательно, не обманите»;

в) «Мыс­лю, следовательно, существую»;

г) «Мыс­лю, следовательно, добиваюсь».

 

5. Согласно Декарту, все, что существует, не нуждаясь для сво­его существования ни в чем, кроме самого себя, носит название:

а) монада;

б) субстанция;

в) мышление;

г) атрибут.

 

6. Как звучит афоризм Фрэнсиса Бэкона, который сжато выражает все его философское кредо:

а) «Знание – слабость»;

б) «Знание – сила»;

в) «Знание – оружие»;

г) «Знание – богатство».

 

7. Обобщение множества ча­стных явлений и получение на основе обобщения общих выво­дов составляют суть метода:

а) дедукции;

б) индукции;

в) сравнения;

г) аналогии.

 

8. Кто из философов нового времени высказывался о сознании как о «чистой доске»,на которой записывается опыт, источником которого выступает внешний мир?

а) Фрэнсис Бэкон;

б) Джон Локк;

в) Томас Гоббс;

г) Рене Декарт.

 

9. Кому принадлежит знаменитое высказывание: «Не смеяться, не плакать, не проклинать, а понимать»?

а) Эразму Роттердамскому;

б) Готфриду Лейбницу;

в) Бенедикту Спинозе;

г) Фрэнсису Бэкону.

 

10. Кто из философов Нового времени выдвинул теорию о монадах (или о множественности субстанций)?

а) Эразм Роттердамский;

б) Готфрид Лейбниц;

в) Бенедикт Спиноза;

г) Фрэнсис Бэкон.

 

 


Глава 7. Особенности философии