Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Атеистически-материалистическое направление



Атеизм – направление в философии, сторонники которого полностью отрицают существование Бога в каких-либо его про­явлениях, а также религию. Материализм – направление в философии, не признающее самостоятельного идеального (духовного) начала в сотворении и бытии окружающего мира и объясняющее окружающий мир, его явления, человека с точки зрения естественных наук. Атеистическо-материалистическая философия была распро­странена во Франции XVIII в., накануне и во время Великой французской революции. Ее видными представителями являлись Мелье, Ламетри, Дид­ро, Гельвеций, Гольбах.

Жан Мелье(1664 – 1729) – священник по профессии, в процессе жизни пришедший к полному отрицанию Бога и рели­гии (атеизму). Этот философ-материалист не допускал существования ничего сверхъестественного (в том числе и Бога), не верил в наличие идей, обособленных от материи, бессмертие души. Если Лютер и Кальвин лишь подвергли сомнению необходимость некоторых цер­ковных обрядов, то Мелье пошел гораздо дальше, решительно отверг­нув все основные догматы католической веры. Прежде всего, он кри­тикует само содержание Библии: показывает несостоятельность све­дений о явлениях Бога людям, показывает, что все божественные деяния, свидетельствующие о могуществе Христа, представляют собой раз­личные вариации мифов, которые существовали до появления Библии. Идея возникновения мира в результате комбинаций разных веществ представляется ему гораздо более достоверной, чем идея сотво­рения мира Богом. Если ранее философы стремились найти доказа­тельства существования Бога, то Мелье, напротив, стремится изыскать доказательства того, что Бога не существует. Сам Мелье придержи­вался пантеистических взглядов, считая, что творцом всего является природа. При этом объектом критики Мелье является не христианство, а любая религия, поскольку «всякий культ и поклонение богам» – это не только «заблуждение», но также «злоупотребление», «обман и шарлатанство». Резко Мелье отзывается и о служителях церковного культа, осуж­дая их за поддержку политики правителей, которые использовали веру в Бога для того, чтобы попросту грабить народ. Наиболее ярким про­явлением отношения Мелье к богословию и его служителям являются слова, которые он высказал в своем «Завещании», ставшим достояни­ем общества только после смерти философа. Обращаясь к посещав­шим его проповеди крестьянам, он обещает открыть им глаза и «по­казать нелепость заблуждений, которые я сам имел неприятную обя­занность поддерживать».

Он считал, что весь окружающий мир состоит из особой суб­станции – материи, которая является первопричиной всех вещей, всего сущего, она вечна, несотворима, реально существует, изменяется и постоянно развивается благодаря заложенному в ней самой свойству – движению. Материя состоит из мельчайших частиц, в результате комби­нации которых образуются вещи. Познание при этом представляет собой отражение материи самой материей, а источником большинства знаний являются чувства.

Причиной социальных антагонизмов Мелье видел частную собст­венность, которая возникла «по злой воле» некоторых лиц, желающих избавиться от физического труда. Поэтому он выступал за свержение абсолютизма, ликвидацию сущест­вующего государства и частной собственности. В качестве общества будущего видел союз братских общин, члены которых равны, вместе живут, вместе занимаются производительным трудом, равномерно делят полученные доходы и радуются жизни. За социально-политические взгляды Мелье зачастую относят к только к первым ярким атеистам, но и к социалистам-утопистам, первым коммунистам.

Жюльен Ламетри(1709 – 1751) также выступал с атеистиче­ски-материалистических позиций. Он полностью отвергал идеализм и теологию и считал окружающий мир совокупностью различных прояв­лений единой субстанции – материи, которая несотворима, вечна, бесконечна. Душа, сознание, чувства, по Ламетри, имеют естественное происхождение, являются свойствами материи. И поскольку материя самодостаточна, то нет вечной необходи­мости в Боге. Ламетри выступал за полную познаваемость мира, причем главную роль в познании отводил органам чувств. Он был утилитаристом, считал, что смысл жизни человека состоит в его личном счастье. Частную собственность он воспринимал как гарантию свободы человека, а идеалом государства видел «просвещенный абсолютизм».

Одним из самых выдающихся фран­цузских философов-материалистов был Дени Дидро(1713 – 1784). Он внес большой вклад в Просвещение, выдвинув идею создания «Энциклопедии наук, искусств и ремесел».«Энциклопедия» была свободна от религи­озных предрассудков и содержала основы ведущих наук, искус­ства и знания в области производства, закладывала основы бур­жуазного мировоззрения. В ее создании принимали участие ве­дущие философы эпохи – современники Дидро: Вольтер, Мон­тескье, Кондильяк, Гольбах и др. На создание «Энциклопедии» ушло свыше 20 лет.

Философские взгляды Дидро близки к взглядам других фран­цузских просветителей-материалистов. Он признавал материю единственно существующей субстанци­ей, проявлением которой считал все единичные вещи. Движение объяснял таким свойством материи, как разнород­ность (взаимодействие бесчисленного множества разнород­ных частей материи приводит к движению). Дидро отвергал духовное начало мироздания, считал сознание свойст­вом материи. В основе общества и государства видел «общественный дого­вор», исходя из которого, отрицал божественность власти короля и феодалов, а идеалом государства считал «просвещенную монархию», эко­номики – разделенную разумно, с учетом интересов боль­шинства частную собственность.

Дидро также выступает критиком христианской религии. Он об­ращает внимание на то, что в первые века существования христиан­ской веры насчитывалось несколько десятков Евангелий, из которых в дальнейшем сами церковники отобрали только четыре, признав ос­тальные недостоверными. Исследуя источники, оказавшие влияние на формирование религии, Дидро прямо указывает на заимствование христианством у языче­ства некоторых догматов, таких как непорочное зачатие Божией мате­рью, воскресение умертвленного Сына Божия и его вознесение на небо, очеловечение бога, которые, по мнению самих христиан, имели человеческое, но отнюдь не божественное, происхождение. Еще один источник земного происхождения христианства (и в частности, догма­та о триединстве бога) Дидро обнаружил в платоновском учении о трех божественных ипостасях.

Близкую позицию по отношению к содержанию Библии и ее про­исхождению занимает один из самых прямолинейных философов эпохи Просвещения Поль Гольбах(1723 – 1789).Так, критикуя Ветхий завет, он, анало­гично другим мыслителям, например Спинозе, сомневается в том, что Моисей на самом деле является автором Пятикнижия. Его доводы сводятся к тому, что, во-первых, в этих книгах упоминаются города, которые не существовали в эпоху Моисея; во-вторых, в них рассказы­вается о царях задолго до того, как они появились у евреев. Самый же очевидный аргумент в пользу этой точки зрения заключается в том, что в этих книгах говорится о смерти и погребении Моисея. На осно­вании подобных фактов Гольбах делает вывод, что произведения, при­писываемые Моисею, написаны разными людьми в разное время. Гольбах приводит веские аргументы в пользу земного происхождения религии.Одним из таких источников является иуда­изм. Следовательно, заповеди Иисуса, которые призывали верующих расстаться со светским образом жизни и посвятить себя служению Богу, заимствованы, по мнению Гольбаха, у евреев, «известных под именем эссенов, ессеев или терапевтов».

Значение деятельности французских философоватеистическо-материалистического направления для философии и для обще­ства в целом в том, что они четко выделили два ведущих философских направления – мате­риализм и идеализм («линию Демокрита» и «линию Платона»), освободили философию от многих религиозных предрассудков, дали более реалистическое определение субстанции – материя, выдвинули идею о сознании как свойстве материи отражать саму себя, подвергли критике сверхчувственное знание, обосновали и распространили теорию материалистического сен­суализма, обосновали идеи социальной справедливости и др.