Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Философия техники



 

Понятие «техника» многозначно. Оно происходит от греческого слова «тэхнэ», которое означало умение, мастерство, искусство. Сейчас термин «техника» используется, в основном, в двух смыслах:

· как общее название технических устройств, применяемых в разных сферах деятельности;

· как обозначение совокупности приемов действия, используемых в деятельности (техника письма, рисования, техника выполнения физических упражнений и т. п.).

Применение и изготовление технических средств – специфический признак человеческой деятельности. Человек помещает между собой и природой технические средства труда.

Техника развивалась путем моделирования естественных органов человека и их функций. Ткацкий станок воспроизводит функцию ткача, автомобильный и железнодорожный транспорт воспроизводит функцию передвижения и т. д.

В основе развития технических средств лежат:

· принцип функционального моделирования;

· принцип дополнительности (техника дополняет и компенсирует несовершенство человеческих органов как орудий воздействия на природу: человек без технических средств во многом беспомощен, но техника, орудия труда без человека мертвы; человек и техника образуют единую систему).

Чем менее развита техника, тем больше технологических функций вынужден выполнять сам человек. Вся история техники – это история последовательного замещения технологических функций человека.

Технический прогресс – это последовательная передача, преобразование трудовых функций человека в функции технических средств:

· транспортная функция (подъем, перемещение грузов) человека была передана техническим механическим устройствам (рычаг, каток, транспортные средства, повозка с колесами и т. п.;

· энергетическая функция человека была передана техническим средствам: водяное колесо, паровой двигатель, электрический мотор и т. п.);

· технологическая функция (направленная на изменение предмета труда: резание, обработка давлением, обжиг, закалка, окисление материала и т. п.) более сложная и осуществляется при наличии определенных навыков и умений.

В развитии технологических машин выделяют три направления:

1) становление таких машин, как прессы, молоты (увеличение размеров ручных орудий при сохранении схемы их действия);

2) становление таких машин, как токарные, сверлильные и дерево обрабатывающие станки, которые обеспечивали необходимые движения;

3) становление таких машин, как прядильные, ткацкие станки, которые выполняли технологические функции пальцев рук человека (эти машины ознаменовали техническую революцию XVIII – XIX вв.).

В XIX в. возник новый тип промышленного предприятия – механизированные фабрики, оборудованные системой машин, приводимых в действие от одного центрального парового двигателя через сеть передаточных механизмов; функция контроля и управления была передана от человека к техническим средствам – что составляет содержание автоматизации производственных процессов.

В XX в. созданы электронные регулирующие приборы, автоматизированные технологические системы, автоматизированные системы управления (АСУ), системы дистанционного управления. Функция принятия решения передается человеком техническим средствам в XX в. – электронным вычислительным системам (ЭВМ). ЭВМ выполняют: вычислительные операции, отбор, систематизацию, классификацию информации, математические и логические операции, задаваемые программой, оценку, сравнение просчитанных вариантов решения; осуществление автоматического управления сложными техно логическими процессами.

История техники имеет три этапа: преобладание ручных орудий труда; преобладание механических устройств; преобладание автоматизированных устройств.

Уровень развития техники определяет: производительность труда в обществе; образ жизни людей в обществе; оказывает влияние на социальную структуру, политическую организацию, духовную жизнь общества.

Развитие капитализма, конкуренция, стремление произвести более дешевые товары стимулировали рационализацию производства, создание и внедрение новой техники. Развитие науки является одним из главных условий развития техники.

Взаимоотношение науки и техники рассматривается с разных позиций:

· наука играет определяющую роль: наука – производство знаний, а техника – применение полученных знаний;

· наука и техника – независимые, самостоятельные явления, взаимодействующие на определенных этапах своего развития: наука стремится к истине, а техника развивается для решения практических проблем;

· ведущая роль принадлежит технике: наука развивается под влиянием потребностей техники. В технике моделируются связи природы, а наука их исследует и описывает в теориях. Наука, с точки зрения этого подхода, возникает тогда, когда ученые обращаются к исследованию технических устройств, и выявляют знание о реальных связях в природе. Так возникает наука механики – первая из естественных наук. Наука вплоть до конца XIX в. шла вслед за техникой, за изобретениями практиков (часовщик Уайт изобрел паровую машину, цирюльник Аркрайт – прядильную машину, ювелир Фултон – пароход).

В конце XIX в. ситуация меняется: целые отрасли промышленности и техники создаются на основе открытий науки: электротехническая, электронная, химическая, различные виды машиностроения. В настоящее время создание новых видов технических устройств опирается на научные разработки. Технические проблемы стимулируют развитие науки, а научные открытия становятся основой создания новых видов техники. Таким образом, взаимоотношения науки и техники изменялись в историческом процессе: от первенства техники к первенству науки.

Начало научно-технической революции относят к середине 40-х гг. XX в.: наука превращается в непосредственную производительную силу общества, в ведущую сферу развития общества. НТР изменяет:

· условия, характер и содержание труда;

· структуру производительных сил и общественное разделение труда;

· отраслевую и профессиональную структуру общества (уменьшение доли людей занятых в материальном производстве: в США только 10% работников заняты напрямую в производственных операциях, но возрастает доля, занятых в сфере услуг);

· вызывает рост производительности труда; (например, производительность труда в обрабатывающей промышленности США в 1995 г. в 5 раз выше, чем в 1950 г., производительность труда в сельском хозяйстве США в 35 раз возросла по сравнению с 1900 г.);

· оказывает воздействие на все стороны жизни общества, включая культуру, быт, психологию людей;

· оказывает влияние на взаимоотношения общества, человека и природы, обусловливает появление глобальных проблем современного человечества.

Знания и информация становятся основным ресурсом современного производства. Техника XX века поставила человека перед выбором: либо ты – личность с развитыми способностями, использующая технику для достижения целей и реализации ценностей, либо ты функционируешь подобно техническому устройству. Необходимо достичь гармонии человека, техники и природы. Человек не должен в технике забывать самого себя.


Тесты для самоконтроля к главе 14

 

1. Понятие «наука» в переводе с латинского означает:

а) «волшебство»;

б) «тайна»;

в) «знание»;

г) «предвидение».

 

2. Деятельность по производству объективно-истинного знания и результат этой деятельности – систематизированное, достоверное, практически проверенное знание:

а) наука;

б) религия;

в) искусство;

г) культура.

 

3. В чем заключаются основные функции науки?

а) в том, чтобы осуществлять достоверное обобщение фактов, истинное отражение исследуемых процессов, объективность;

б) в том, чтобы осуществлять выявление законов, управляющих процессами в объекте исследования;

в) в том, чтобы осуществлять предвидение тенденций развития и функционирования объекта;

г) во всем вышеперечисленном.

 

4. «Образ мира», отражающий закономерности природы, совокупность создаваемых исследователями представлений об объектах внешнего мира, из которых логическим путем можно получить сведения относительно поведения этих объектов:

а) книга мира;

б) картина мира;

в) карта мира;

г) сущность мира.

 

5. Система наиболее общих философских понятий (категорий), принципов, концепций, дающую на определенном историческом этапе представление о мире в целом:

а) религиозная картина мира;

б) философская картина мира;

в) научная картина мира;

г) культурная картина мира.

 

6. Определенная совокупность общепринятых в научном сообществе на данном историческом этапе идей, понятий, теорий, а также методов научного исследования:

а) закономерность;

б) парадигма;

в) гипотеза;

г) теория.

 

7. Первая научная революция произошла:

а) в период V – VI в.;

б) в период XV – XVI в.;

в) в период XVII – XVIII в.;

г) в период XIX – XX в.

 

8. Способ деятельности, совокупность приемов, применяемых исследователем для получения определенного результата:

а) принцип;

б) цель;

в) закон;

г) метод.

 

9. Соединение ранее выделенных частей (сторон, признаков, свойств или отношений) предмета в единое целое:

а) анализ;

б) синтез;

в) сравнение;

г) эксперимент.

 

10. Способ рассуждения, посредством которого из общих посылок с необходимостью следует заключение частного характера:

а) анализ;

б) синтез;

в) дедукция;

г) индукция.


Глоссарий

 

Абсурд (от лат. absurdus) – бессмыслица, нелепость. Довести до абсурда (ad absurdum) означает доказать внутреннее противоречие утверждения. Абсурдным считается выражение, которое внешне не является противоречивым, но из которого все-таки может быть выведено противоречие (например, «Александр Македонский был сыном бездетных родителей»). В философии и литературе с 40-х годов ХХ века понятие «абсурдный» часто употребляется для того, чтобы охарактеризовать отношение человека к бытию.

Автономия (от греч. autos – сам и nomos – закон) – собственная закономерность; так, говорят об автономии органической жизни по отношению к неорганической, мышления по отношению к бытию, об этической автономии, этическом самоопределении на основе собственного разума и собственной силы в соответствии с собственной природой. Иммануил Кант считал это самоопределение единственно сообразующимся с достоинством морально зрелого человека. Противоположностью автономии является гетерономия, т.е. чуждая закономерность.

Агностицизм (от греч. agnostos – неизвестный) – учение о непознаваемости истинного бытия, т. е. о трансцендентности божественного, в более широком смысле – о непознаваемости истины и объективного мира, его сущности и закономерностей. Агностицизм отрицает метафизику как науку и поэтому характерен для кантовского критицизма и позитивизма.

Аксиология (от греч. axia – ценность и logos – учение) – учение о ценностях; аксиологический – определяемый согласно своей ценности, с точки зрения теории ценностей. Центральное для аксиологии понятие ценности фиксирует важнейший аспект существования человека – его способность к активному и сознательному преобразованию мира и самого себя в соответствии со значимыми для него идеальными представлениями. В самом общем виде выделяются ценности материальные (в них выражается отношение человека к вещам и процессам окружающего мира с точки зрения их способности удовлетворять его жизненно важные потребности), социальные (обеспечивают деятельность человека как социального существа, т.е. это представления об интересной работе, профессиональном успехе, общественной справедливости и т.д.) и духовные (способствуют реализации творческого и нравственного начала в человеке).

Аналогия (от греч. analogia – сходство) – сходство предметов в каких-то признаках, подобие, равенство отношений, а также познание путем сравнения. Между сравниваемыми вещами должно иметься как различие, так и подобие; то, что является основой сравнения, должно быть более знакомым, чем то, что подлежит сравнению. Различие и подобие вещей должны существовать в единстве (метафизическая аналогия) или по крайней мере не должны быть разделяемы (физическая аналогия).

Антиномия (от греч. antinomia – противоречие в законе) – противоречие между рядом положений, из которых каждое имеет законную силу. В «Критике чистого разума» Канта содержится специальное учение об антиномиях. Кант различает четыре антиномии – две математические и две динамические, – состоящие из тезиса (утверждения) и антитезиса (отрицания), выбор которых зависит от исходных посылок.

Антисциентизм (от англ. antiscientism – против науки) – философско-мировоззренческая идейная позиция, состоящая в критической (вплоть до враждебной) оценке науки и ее роли в системе культуры и научного познания как фактора отношения человека к миру. Антисциентисты считают, что наука на способна обеспечить социальный прогресс и в целом является врагом человечества, т.к. ее последствия катастрофичны (особенно в военной области), она разрушает культуру.

Антропология (от греч. anthropos – человек, и logos – понятие, учение) – наука о происхождении и эволюции человека. В структуре антропологии можно выделить: во-первых, естественнонаучную и медицинскую антропологию, которые определяют место человека в царстве живых существ и изучают его телесную организацию, которой он отличается от последних (к ней относятся анатомия, физиология, учение о расах и т. п.) и, во-вторых, философскую антропологию, которая представляет собой не столько отдельную философскую дисциплину (в том виде, в каком она была первоначально обоснована Отто Касманом), сколько опирающуюся на труды Макса Шелера философскую концепцию, которая охватывает реальное человеческое существование во всей его полноте, определяет место и отношение человека к окружающему миру.

Антропософия (от греч. anthropos – человек и sophia – мудрость) – разновидность теософии; учение, основанное в 1912 Рудольфом Штейнером и ставившее целью привлечь юношество к «тайному учению», воспитать в нем способность к «духовному созерцанию», благодаря которому самые недоступные дали стали бы такими же непосредственно близкими для восприятия, как и осязаемые предметы, воспринимаемые посредством органов чувств. Предметы физического мира представляют собой лишь более уплотненные образования, состоящие из духа и души, причем дух и душу следует понимать как Animus и Anima. Человек — это тело, душа и дух. Духом управляет закон перевоплощения. В отдельной жизни человеческий дух повторяет самого себя с учетом опыта своих прошлых переживаний на пройденном жизненном пути. Телом управляет закон наследования, душой – созданная ею самой судьба. После смерти связь духа и души сохраняется до тех пор, пока душа не расстанется со своей привязанностью к физическому бытию.

Атеизм (от греч. atheos – безбожный) – отречение от Бога, отрицание Бога; атеизм либо в принципе отрицает существование того, что подразумевается под словом «Бог» (радикальный атеизм), либо оспаривает положение, что Бог, если он существует, в какой-то мере может быть познан людьми (агностический атеизм). Радикальный атеизм в ярко выраженной форме характерен лишь для последователей современного материализма, особенно для марксизма и позитивизма; агностический атеизм был распространен уже среди философов Древней Греции, где был представлен некоторыми досократиками (Демокрит и др.) и софистами (Протагор, Горгий), Эпикуром и его школой, ранними киниками и скептиками.

Бесконечность – философская категория, используемая для описания неисчерпаемости материи и движения, то, конец чего не может мыслиться, границы чего нельзя усмотреть. В этом смысле бесконечным является пространство и время, ибо любая граница, которую мы для них устанавливаем или отменяем, есть только граница знания, познания наших чувств и рассудка. Слова: «трансфинитное» (абсолютная бесконечная тотальность), «инфинитное» (не имеющее конца), «индефинитное» (неограниченное) и «ickommensurable» (несоизмеримое) выражают приблизительно то же самое, что и «бесконечное».

Бессмертие – существование личности или души после смерти; в более широком смысле – слияние души с Богом или с «мировым духом»; и, наконец, существование личности в сознании потомков. Вера в личное бессмертие возникает уже у примитивных народов, особенно под влиянием сновидений; поддерживается она благодаря страху перед смертью и привязанности к жизни. В древних религиях душу «заставляли» переселяться (например, в индуизме). Как философское понятие бессмертие впервые появилось у Платона, Цицерона и др. Имеются следующие попытки доказательства бессмертия души: 1) метафизическое в духе Платона: движение тела, которое само из себя порождает движение, не имеет начала, а следовательно, и конца. «Когда самодвижение есть не что иное, как душа, то душа безначальна и бессмертна» (Платон, Федр); 2) онтологическое: бессмертие выводится из понимания души как простой нематериальной субстанции, которая как таковая не может быть разрушена (Декарт, Лейбниц); 3) теологическое: цель, с которой Бог вдохнул душу в личное существо, не может быть осуществлена в течение его жизни на Земле; 4) историческое: подчеркивает всеобщность веры в бессмертие души; 5) специфически христианское: исходит из воскресения Христа и обещания вечной жизни после смерти; 6) вульгарно моральное: жизнь после смерти есть требование восстановления справедливости; в этом мире нет справедливости, поэтому необходимо (хотя, согласно принципам этики ценностей, это совершенно излишне) вознаграждение или расплата, наказание за дела при жизни после смерти. Подобным образом рассуждал Кант, выдвигая бессмертие как практический постулат. Против веры в личное бессмертие выступали Эпикур, Лукреций, Бенедикт Спиноза, Дэвид Юм, Георг Гегель, Артур Шопенгауэр, Карл Маркс и другие.

Бессознательное – психическая жизнь, совершающаяся без участия сознания. Философию бессознательного создал Эдуард Гартман (1842 – 1906). Новая же психология считает сознательное только островом, окруженным морем «душевного». Абсолютно бессознательным является макрокосмическое. Бессознательное же в психологическом смысле может быть только относительно бессознательным. Как Я представляет собой носитель сознания, точно так же и душа является носителем бессознательного. Для современной глубинной психологии и психотерапии бессознательное не является больше результатом вытесняющей деятельности сознания (как это имеет место, например, у Зигмунда Фрейда и его школы), а представляет собой нечто особенное и творческое, психическую перводействи-тельность, главный источник свойственных всем людям основных мотивов и первоформ.

Благо – то, что имеет ценность. Благо является предпосылкой нравственных ценностей. Например, честность (моральная ценность личности) предполагает, что существуют блага (а не только вещи), которые нужно уважать как владение других; любовь к ближнему предполагает такую ценность блага, как подарок и т.п. другому, правдивость – ценность истинного высказывания. Для того, кто верен, верность является нравственной ценностью, для того, кому верны, верность является ценностью блага.

Бог (от лат. deus, греч. theos) – духовное существо, которое управляет миром, судьбами людей, предполагает веру в его существование и выступает в качестве объекта культа. Бог является высшим предметом религиозной веры, рассматриваемым всегда более или менее как личность. Он считается сущностью, наделенной «сверхъестественными», т. е. необыкновенными, свойствами и силами, т.е. всеми совершенствами. В понятие совершенства верят и преклоняются перед ним как сущим. Первоначальная форма религии – это монотеизм как «первобытный монотеизм», т. е. почитание родоначальника, праотца внутри рода. Более поздний универсальный монотеизм происходит отчасти от «первобытного монотеизма», отчасти от смешения политеистических богов в некое предметное единство, которое часто связано с политической централизацией власти. Научное познание и философское мышление приводят к деизму, или к пантеизму, или к атеизму. Все представления о Боге, выражающиеся в этих понятиях, так или иначе противоречат христианским церковным Догмам о Боге. В этом смысле специфическое понятие Бога ограничивается, собственно говоря, философским мышлением.

Богочеловечество – понятие русской религиозной философии, восходящее к христианскому учению о единстве «неслитном, неизменном, нераздельном, непреложном» божественной и человеческой природы Иисуса Христа. Богочеловечество представляет собой и идеальное состояние человечества как предел, завершение земного исторического процесса, и одновременно уподобление отдельного человека Богу как предел развития его личного совершенства. Идея богочеловечества получила философскую интерпретацию в работах Владимира Соловьева. Воплощение для мыслителя есть не единичный факт явления Богочеловека Иисуса, а постоянный процесс, происходящий в душе человека и ведущий все человечество к спасению. Богочеловечество, по Соловьеву, заключается в становлении «свободно-разумной личности», отрицающей в себе злую волю, осознающую себя частью универсальной личности, постоянно соотносящейся с ней. Для Николая Бердяева богочеловечество – это образ-мечта, которая сопровождает человечество, стремящееся к истине – смыслу собственного существования и свободе. «Миф Богочеловечества Христа», по словам Бердяева, есть удачно найденное именование пронизанности тварного духовным, творческим, знак возможностей расширения достоинства и свободы человека. Богословско-философские аспекты идеи богочеловечества разрабатывались также Евгением Трубецким, Сергеем Булгаковым и Николаем Лосским.

Бытиефилософская категория, обозначающая всеохватывающую реальность, существование, все то, что есть. Антитезой бытия является Ничто. Необходимо проводить особое различие между реальным и идеальным бытием. Реальное бытие часто называют существованием, идеальное – сущностью. Реальное бытие –то, что сообщает вещам, процессам, личностям, действиям и т.д. их реальность; оно имеет пространственно-временной характер, оно индивидуально, неповторимо; идеальное бытие (в смысле идеи) лишено временного, действительного, опытного характера, ему не свойственно быть фактом; оно является строго неизменным (застывшим), существующим вечно. Идеальным бытием в этом смысле обладают ценности, идеи, математические и логические понятия. Согласно современной онтологии, бытие – это идентичное во всем многообразии сущего.

Верапринятие чего-либо за истину, не нуждающееся в необходимом полном подтверждении истинности принятого со стороны чувств и разума и, следовательно, не могущее претендовать на объективную значимость. В английском языке наиболее четко различаются теоретическая вера в то, что нечто есть (belief), и религиозная вера (faith). Хотя и религиозная вера и научная «вера» (предположение, гипотеза) опираются на факты, в то время как последняя со своими предпосылками, связывающими идеи и выводы, остается в пределах познаваемого (естественного) и законосообразного, религиозная вера переходит в область непознаваемого (сверхъестественного, метафизического) и распространяет свободу, которую она принимает для мира сверхъестественного, также и на природу. В религиозном смысле вера означает, с одной стороны, действие и поведение человека (доверчивая преданность и верность), с другой стороны, согласно христианскому учению, «сверхъестественную добродетель», которая возможна благодаря милости Бога. В этическом смысле вера означает то же самое, что способность доверять, своего рода моральную силу, которая предполагает душевную стойкость.

Воля – способность к выбору цели и ее достижению за счет сознательного регулирования человеком своего поведения и деятельности, связанного с преодолением внутренних и внешних препятствий. В противоположность влечению воля представляет собой духовный акт, благодаря которому подтверждается некоторая ценность, признанная таковой, или благодаря которому стремятся к ней. Направлена воля может быть только на субъективно ценное, поэтому она зависит от индивидуальной субординации ценностей. Волевой мотив, а следовательно, и ценность или положение вещей, обладающее ценностью, обнаруживаются в пределах некоторой ситуации. Каждый волевой мотив порождает контрмотив, от силы которого зависит, будет ли воля иметь своим следствием некоторое действие. Воля как духовный акт всегда является свободной волей, т.е. может выбирать среди многих мотивов даже такой мотив, который противоречит жизненным потребностям человека. Благодаря этому человек представляет собой единственное существо, которое может добровольно действовать наперекор своим собственным интересам и даже уничтожать себя (самоубийство).

«Воля к власти» («Wille zur Macht») – основное понятие в филосо­фии немецкого философа Фридриха Ницше, используемое им для обозначения прин­ципа объяснения всего совершающегося в мире как таковом; его субстанциальной основы и фундамен­тальной движущей силы. Это то, с помощью чего все должно быть в конечном счете истолковано и к чему все должно быть сведено. Воля к власти – понятие, подвергав­шееся в истории философии беспрецедентным искаже­ниям и фальсификациям; оно и по сей день остается объектом самых различных интерпретаций в том числе и потому, что сам Ницше не особо заботился объяс­нить, что же все-таки он под ним понимает. Ницше возлагал большие надежды на его понятие «воля к власти», хотел использо­вать его в качестве поня­тия, с помощью которого можно было бы объединить, систематизировать и интегрировать все остальные идеи его философии. Более того, он намеревался с его помощью радикально изменить всю тогдашнюю фило­софию и науку. Таким образом, именно в воли к власти он уви­дел своего рода ключ к пониманию и своей собствен­ной философии, и мира в целом. Ницше мно­го занимался естествознанием и, в частности, теорией Дарвина. Считая жизнь конечной целью всех человече­ских стремлений, он отождествляет ее с ростом, подъ­емом, увеличением мощи, борьбой и т.п., хотя и не приемлет дарвиновской идеи цели и отрицает про­гресс, особенно применительно к человеческому об­ществу, считая, что последнее, наоборот, быстрым и решительным шагом идет в направлении вырождения. Таким образом, понятие «воля к власти» становится у Ницше своего рода принципом ис­толкования и новым началом всемирного космическо­го процесса.

Воображение – познавательная способность к созданию образов, ранее не воспринимавшихся человеком, представление, лишенное реального предмета, или необоснованное предположение. Воображение, как состояние или процесс в нервной системе человека, может оказывать на организм глубокое влияние – сделать человека больным («мнимый больной») или, наоборот, здоровым.

Время – форма координации сменяющихся объектов и их состояний, форма возникновения, становления, течения, разрушения в мире, а также его самого вместе со всем тем, что к нему относится. Объективное время, измеряемое отрезками пути небесных тел, нужно отличать от субъективного, которое основано на осознании времени. Последнее зависит от содержания переживаний и является в основном возможностью что-то делать, переживать и т.п. Выражение «на это у меня нет времени» означает, что «подходящее ко мне», т.е. будущее, образует непрерывную цепь из «связанных по времени» действий, переживаний и т.д. Оно означает также, что для меня является не возможным в этом течении времени «передвинуть» один из этих членов назад или вперед таким образом, чтобы осуществлялась дальнейшая деятельность и т. д. Выражение «еще рано» означает, что время еще не наступило (возможности еще нет); «уже поздно» – что возможности больше нет. Только «теперь» есть «время и возможность», «теперь» находится между «ещё рано» и «уже поздно» и должно «восприниматься», замечаться, пониматься для того, чтобы вообще что-нибудь можно было делать. Будущее, настоящее, прошедшее суть абстракции от этого естественного понятия времени, в которых частицы «еще: и «уже» являются знаками выражения характера существования как заботы. При этом имеет значение то обстоятельство, что с увеличением возраст человека все еще появляющиеся возможности оставляют все меньше и меньше мест для действия, ибо человек начинает все больше зависеть от прошлых событий («человек несет на себе груз прошлого»). Будущее, таким образом, все больше пропитываете прошлым, и поэтому жизнь, будущее которой состоит только из прошедшего, называется жизнью без будущего.

Всеединство – единство Вселенной, в которой вещи в их внутренней связи и взаимодействии образуют единое целое. Понятие всеединства встречается у элеатов – «Все есть единое» («Hen kai an»), в особенности у неоплатоников. Учение о всеединстве занимает особенно важное место в пантеизме, монизме, а таксе у русских религиозных философов. Основоположник философии всеединства в России Владимир Сергеевич Соловьев опирался в ее разработке как на мировую, так и на отечественную мысль (досократики, неоплатоники, Н.Кузанский, славянофилы). В онтологии всеединство предстает как благо, истина и красота, в гносеологии – как система цельного знания. В.С.Соловьев различает всеединство отрицательное (то, что содержится во всем) и положительное (то, что все в себе содержит). Положительное всеединство есть Абсолют. Вслед за В.С.Соловьевым концепцию всеединства развивали в России Е.Н. Трубецкой, Л.П. Карсавин, С.Л. Франк, П.А. Флоренский.

Вселенная – содержание понятия всего существующего; все то, что существует. Согласно данным, полученным в феврале 2004 года с помощью современного микроволнового анизотропного зонда Вилкинсона, наша Вселенная возникла 13,7 млн. лет назад. Планета Земля образовалась из Солнечной туманности около 4,54 миллиардов лет назад, а жизнь на ней появилась лишь спустя миллиард лет, т.е. около 3,5 миллиардов лет назад. Облик Вселенной формируется множеством процессов, различных как по своей природе, так и по масштабам, в которых они происходят. Самый крупный из них – это расширение Вселенной. Его определяет гравитационное взаимодействие всех существующих объектов.

Герменевтика – (от греч. hermeneutikos – истолковывающий) – искусство перевода, искусство объяснения (Гермес в греческой мифологии был посредником между богами и людьми). Герменевтика являлась особым методом классической науки о языке, позволяющим осмысленно толковать памятники древней литературы. В частности, благодаря работе исторической школы в XIX веке, начиная с Фридриха Шлейермахера, герменевтика стала специфическим методом наук о духе. Герменевтика является учением о понимании, о научном постижении предметов наук о духе. Чтобы познакомиться со значением герменевтики, следует прежде всего обратиться к Вильгельму Дильтею. Мартин Хайдеггер называет герменевтикой изображенную им в работе «Бытие и время» феноменологию существования. Современная герменевтика превращается в учение о бытии, т.е. становится философской дисциплиной. Это стало возможным из-за переосмысления места ее основной категории «понимание». Понимание из модуса познания превращается в модус бытия. Кроме того, современной герменевтике поставлен вопрос о логике понимания. Одна из гипотез, пытающихся объяснить сущность герменевтической логики, была предложена Гансом Гадамером. По его мнению, мы понимаем смысл текста тогда, когда понимаем вопрос, ответом на который является текст. Мы достигаем понимания в случае слияния «горизонтов понимания», пытающегося реконструировать вопрос интерпретатора и текста. Подлинная герменевтическая проблема заключается в проникновении в смысл текста самого по себе, а не в реконструкции «воли автора».

Гносеология – (от греч. gnosis – познание и logos – учение) – учение о познании; по Николаю Гартману, метафизическая составная часть теории познания наряду с логической и психологической. Гносеологический – относящийся к процессу познания. Термин «гносеология» был введён и активно применялся в немецкой философии XVIII века. Его синоним «эпистемология» был введён и активно применялся в англо-американской философии XX века. В русской философии в XIX и 1-й половины XX в. преобладал первый термин, а со 2-й половины XX в. начал преобладать и сейчас преобладает второй. К основным проблемам гносеологии относятся: Проблема истины и смысла, сущность и форма познания (наука, религия, искусство, идеология, здравый смысл), эмпирический и теоретический уровень познания, принципы познания, специфика и критерии научного познания, понимание и объяснение и др. Основной вопрос гносеологии: познаваем ли мир в принципе? В зависимости от ответа на него выделяется: гносеологический оптимизм (гностицизм) – мир познаваем, границ познания нет, необходимы лишь время и средства; агностицизм – мир непознаваем в принципе, человек не познаёт мир, а строит виртуальный мир на основе чувственного восприятия; скептицизм – мы познаём феноменальный мир, познаваемость подлинного мира проблематична; солипсизм – единственно-несомненно реально существую Я, все остальное – плод моей фантазии, кроме меня мне познавать нечего.

Группа – объединение людей, соответствующее состоянию общности, наиболее узкая форма общества, в котором отношение общности определяет характер целого. Признаками группы являются: осознание себя как «нас» (групповое сознание), которое может выступать также как групповой эгоизм, групповой индивидуализм, взаимная готовность членов группы помочь друг другу, а также существование определенного жизненного уклада как комплекса известных требований, которые группа ставит перед своими членами. Душой группы, согласно Максу Шелеру, является коллективный субъект, находящий свое внешнее выражение в автоматической или полуавтоматической психофизической деятельности; духом группы является коллективный субъект, совершающий спонтанные, вполне сознательные, интенциональные действия.

Движение – способ существования сущего. Быть – значит быть в движении, изменении. Под движением в широком смысле принято понимать всякое изменение, в узком смысле – изменение положения тела в пространстве. Об абсолютном движении можно говорить только в соотнесении с какой-либо точкой, которая мыслится находящейся в мировом пространстве в состоянии покоя. Понятие движения отдельного тела – чистая бессмыслица. Для изучения движения какого-либо объекта нужно найти другой объект, по отношению к которому можно рассматривать интересующее нас движение. Этот другой объект носит название системы отсчета. Движение как таковое можно наблюдать с наибольшей отчетливостью, если оно совершается непрерывно, не слишком быстро и не слишком медленно, на равном отрезке пути, если тело движется так, что оно в глазах наблюдателя сохраняет одну и ту же форму, величину, одни и те же свойства и т.д.

Дедукция (от лат. deductio – выведение) – выведение частного из общего; путь мышления, который ведет от общего к частному, от общего положения к особенному. Дедукция или дедуктивный метод, применяется в основном в естественных науках, особенно в математике. Так, например, из аксиомы Гильберта («две отличные друг от друга точки А к В всегда определяют прямую а») дедуктивным путем можно сделать вывод, что кратчайшей линией между двумя точками является соединяющая эти две точки прямая. Противоположностью дедукции является индукция.

Деятельность – активное взаимодействие живого существа с окружающим миром, в ходе которого оно целенаправленно воздействует на объект и за счет этого удовлетворяет свои потребности. Уже на относительно ранних стадиях филогенеза возникает психическая реальность, представленная в ориентировочно-исследовательской деятельности, призванная обслуживать такое взаимодействие. В ее задачу входит обследование окружающего мира и формирование образа ситуации для осуществления регуляции двигательного поведения животного в соответствии с условиями стоящей перед ним задачи. Если для животных характерно то, что они способны ориентироваться только на внешние, непосредственно воспринимаемые аспекты окружающего, то для человеческой деятельности, в силу развития коллективного труда, характерно, что она может основываться на символических формах представления предметных взаимоотношений. В структуре деятельности выделяют: потребности (нужда в чем-либо), желания (опредмеченные потребности), мотивы, побуждающие субъект к деятельности, цели как прогнозируемые результаты этой деятельности и средства, с помощью которых деятельность реализуется.

Добро – важнейшая категория этики, морально-нравственная ценность сама по себе. Первоначально под добром понимается все то, что способствует поддержанию жизни, сохранению стабильных условий существования человека. В качестве антонима употребляется понятие «зло». С возникновением классового общества, появлением возможностей вариативного поведения понятие «добро» наполняется новым смыслом. Оно начинает отражать императивно заданное стремление к идеалу совершенства личности и общества. При этом образ совершенства часто приобретает в различных концепциях абстрактный, оторванный от реалий вид. В ряде концепций добро подчиняется более общему понятию блага. Любая личность не является ни доброй, ни злой, ее этическая сущность состоит скорее в том, чтобы быть одинаково способной на добро и зло.

Дуализм (от лат. dualis – двойственный) – сосуществование двух различных, несводимых к единству состояний, принципов, образов мыслей, мировоззрений, волеустремлений, гносеологических принципов. Дуализм иллюстрируют следующие пары понятий: мир идей и мир действительности (Платон), Бог и дьявол (принцип добра и зла), Бог и мир, дух и материя, природа и дух, душа и тело, мышление и протяженность (Декарт), неорганическая и органическая природа, субъект и объект, чувственность (т. е. чувственное познание) и рассудок, вера и знание, естественная необходимость и свобода, мир земной и мир потусторонний, царство природы и царство милосердия божьего и др. Различают религиозный, метафизический, гносеологический, антропологический и этический дуализм.

Дух (от лат. spiritus и греч. pneuma – движущийся воздух, дуновение, дыхание) – 1) высшая способность человека, позволяющая ему стать источником смыслопологания, личностного самоопределения, осмысленного преображения действительности; открывающая возможность дополнить природную основу индивидуального и общественного бытия миром моральных, культурных и религиозных ценностей; играющая роль руководящего и сосредоточивающего принципа для других способностей души; 2) идеальная, правящая миром сила, к которой человека может быть активно или пассивно причастен.

Душа (от греч. psyche, лат. anima) – универсальное философское понятие, обозначающее жизненную сущность преимущественно человека (но также и животных), отличную от тела и духа. В обычном словоупотреблении под душой понимают совокупность побуждений сознания живого существа. С точки зрения науки, под душой (или психикой) понимается совокупность тесно связанных с организмом психических явлений: психический процессов (познавательных и эмоционально-волевых), психических состояний (например, вера, надежда, любовь, апатия, фрустрация, тревожность и т.д.) и психических свойств (темперамент, характер, способности, мотивация). Научным исследованием души занимается психология.

Заблуждение – представление, мысль или ход мысли, относительно которых хотя и существует уверенность, что они правильны, тем не менее, они не соответствуют истине, фактическим обстоятельствам, предмету (материальная ошибка) или противоречат логическим законам (формальная ошибка). Источниками заблуждений могут быть: предубеждение, несовершенство умственных способностей, поспешность, недостаток энергии, сосредоточенности или устойчивости мышления; недостаточный познавательный материал; субъективные настроения, предрасположения, пристрастия; беспорядочная обработка, плохое знание источников ошибок, опрометчивые обобщения и т.д. От заблуждений, которые возникают неумышленно, необходимо отличать заблуждения, вызываемые намеренно, являющиеся самообманом или обманом другого.

Западники– представители одного из направлений русской общественной мысли 40 – 50-х гг. XIX века, выступавшие за ликвидацию крепостничества и признававшие необходимость развития России по западноевропейскому пути. Большинство западников по происхождению и положению принадлежали к дворянам-помещикам, были среди них разночинцы и выходцы из среды богатого купечества, ставшие впоследствии преимущественно учёными и литераторами. Идеи западников выражали и пропагандировали публицисты и литераторы – П. Я. Чаадаев, И. С. Тургенев, Н. А. Мельгунов, В. П. Боткин, П. В. Анненков, М. Н. Катков, Е. Ф. Корш, А. В. Никитенко и др.; профессора истории, права и политической экономии – Т. Н. Грановский, П. Н. Кудрявцев, С. М. Соловьев, К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин, П. Г. Редкий, И. К. Бабст, И. В. Вернадский и др.

Идеализм (от франц. idealisme, от греч. idеа – идея) – в широком смысле слова всякое мировоззрение или образ жизни, определяемые подлинными идеалами и их практическими следствиями, особенно в виде неэгоистических, самоотверженных поступков (практический идеал); противоположность – материализм. В метафизическом смысле идеализм – это воззрение, определяющее объективно действительное как идею, дух, разум, рассматривающее даже материю как форму проявления духа, причем склоняющееся больше или на сторону идеи – объективный идеализм (Платон, Шеллинг, Гегель), или на сторону разума – субъективный идеализм (Декарт, Мальбранш, Фихте). В теоретико-познавательном смысле идеализм – это точка зрения, рассматривающая вещи как комплексы представлений, признающая бытие лишь как осознанное бытие (сознание), которое тождественно процессу восприятия – «быть значит быть в восприятии» esse est percipi (Лейбниц, Беркли, Шопенгауэр); противоположность – реализм.

Идеальное – философская категория, противоположность материального, реального. Идеальное в идеалистической традиции понимается как самостоятельное нематериальное начало, существующее вне пространства и времени (дух, идеи). Идеальное в материалистической традиции понимается как отражение в сознании внешнего мира, субъективный образ объективной реальности. В марксизме трактуется как отражение внешнего мира в формах сознания и деятельности человека как общественного существа, продукт и форма социальной практики (в отличие от простого продукта пассивного индивидуального созерцания).

Идеология – система концептуально оформленных взглядов и идей, выражающая интересы различных социальных классов, групп, обществ, в которой осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, а также либо санкционируются существующие в обществе формы господства и власти (консервативные идеологии), либо обосновываются их преобразования (радикальные, революционные идеологии). Идеология не является наукой (хотя может включать в себя научные знания): в отличие от науки идеология не только представляет собой знание о социально-политической жизни, но также включает в себя оценку тенденций, процессов и различных сил этой социально-политической жизни. Термин «идеология» был введен во Франции в конце XVIII века А. Дестютом де Траси. Функция идеологии состоит в том, чтобы представить социальную действительность как укрытие от некой травматической, реальной сущности. Основные современные идеологии сложились в XIX веке. Несмотря на значительное количество различных идеологий, в самом общем виде принято выделять либеральную, консервативную и социалистическую идеологии.

Индивид (от лат. individuum – неделимое) – единичный представитель вида homo sapiens, биологиче­ский организм, носитель общих наследственных свойств биологи­ческого вида (индивидом рождается каждый человек).

Индивидуальность – непохожесть, своеобразие, отличие одного индивида от другого. Она подразумевает своеобразие его психофизиологической структуры (тип тем­перамента, физические и психические осо­бенности, интеллект, мировоззрение, жиз­ненный опыт). Как правило, только другие люди могут сказать, чем один человек отличается от другого.

Индукция (от лат. inductio – наведение) – философский и вообще научный метод движения знания от отдельного, особенного к всеобщему, закономерному. Противоположность – дедукция. Знание, приобретенное с помощью индукции, называется индуктивным, процесс его приобретения – индуцированием; науки, пользующиеся этим методом, – это индуктивные науки, а открытые с его помощью законы – индуктивные законы. Метод индукции в простейшем случае: из того, например, обстоятельства, что S и Р (временным или пространственным образом) были связаны между собой, будь то один раз или больше, заключают, что они постоянно связаны или будут связаны. Это заключение является, конечно, лишь вероятным, но не абсолютно достоверным. Индуктивным выводом является, например, следующий: «Золото, серебро, железо и др. суть металлы. Золото, серебро, железо и др. тяжелее воды. Следовательно, все металлы тяжелее воды». Вывод был правильным до тех пор, пока не открыли калий. Индукцию как метод приобретения всеобщего знания из отдельных восприятий знали уже Сократ (в области морали) и Эпикур; сознательно индукция обосновывается и развивается Фрэнсисом Бэконом, Джоном Стюартом Миллем и др.

Интеллект (от лат. intellectus – понимание, познание) – совокупность познавательных процессов человека, интегральная способность, которая включает в себя: широту кругозора, способность логично мыслить и знание того, как добиться поставленной цели. Интеллект – это общая умственная способность человека. Одним из классических определений является следующее: «Интеллект – это глобальная способность действовать ра­зумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизнен­ными обстоятельствами» (Дэвид Векслер (1896 – 1981), т. е. интеллект рассматри­вается как способность человека адаптироваться к окружаю­щей среде на основе разума. В этом плане данное понятие в какой-то степени синонимично понятию «ум». Большинство исследователей приходят к выводу о том, что уро­вень общей интеллектуальной активности константен для инди­вида.

Интерес (от лат. inter – между и ess – сущность, т.е. погружаться в сущность, участвовать) – высокотонусная эмоция, которая является показателем душевного здоровья и доминирующим мотивационным состоянием в повседневной деятельности нормального человека. Если все биологические потребности у человека удовлетворены, и он не испытывает отрицательных эмоций, то скорее всего он испытывает эмоцию интереса-возбуждения. Другая положительная эмоция – радость – играет в данном случае второстепенную роль, поддерживая конструктивное, творческое поведение. Активаторами эмоции интереса являются: перемена обстановки, одушевленность (например, ребенок уже на первых неделях жизни обнаруживает больше интереса и внимания к человеческому лицу, чем к любому неодушевленному предмету) и новизна (не случайно мы испытываем большой интерес, посещая, например, чужую страну). Поэтому человек для другого человека всегда есть самое интересное существо, поскольку оно самое сложное и изменчивое из всех явлений нашего мира. Заинтересованный человек выглядит воодушевленным, он переживает чувство захваченности, поглощенности, зачарованности. Именно эмоция интереса заставляет человека в течение продолжительного времени заниматься определенным видом деятельности или выработкой определенного навыка, а, в конечном счете, она играет решающую роль в выборе человеком способа жизни.

Интуитивизм – направление в философии, признающее в интуиции наиболее достоверное средство познания, и отвергающее формализацию акта познания в других философских направлениях. Интуитивизм возникает на рубеже XIX – XX вв. и противопоставляет себя позитивистскому пониманию научного знания и ограничению человеческого опыта исключительно сферой чувственного восприятия. В интуитивизме можно выделить два основных течения. В первом, развитом французским философом Анри Бергсоном характерно противопоставление интуиции и интеллекта, который он трактует как орудие оперирования с «мёртвыми вещами» – материальными, пространственными объектами. К этому течению близка философия жизни развивавшаяся в то же время в Германии. Появление второго течения связано преимущественно с русской философией и особенно с Николаем Онуфриевичем Лосским. Лосский не противопоставляет интеллект и интуицию, а наоборот пытается объединить их, как средства познания. Под интуитивизмом Лосский понимает учение о том, что познанный объект, даже если он является частью внешнего мира, включается непосредственно сознанием познающего субъекта в личность и поэтому понимается как существующий независимо от акта познания. Лосский выделяет три вида интуиции – чувственную, интеллектуальну и мистическую.

Интуиция (от лат. intuitus – взгляд, вид) – рассматривание, видение, созерцание, а также (с древних времен) духовное видение, вроде вдохновения, понимание, приобретенное непосредственно, а не эмпирически или путем размышления (рефлексии), непосредственное переживание действительности; «откровение, развивающееся изнутри человека» (Гёте). Интуитивное знание: понимание сути предмета, полученное благодаря интуиции, непосредственному постижению сущности вещи.

Информация (от лат. informatio – ознакомление, разъяснение) – сведения о чем-либо независимо от формы их представления, понятие, используемое в философии с давних времен и получившее в последнее время новое, более широкое значение благодаря развитию кибернетики, где оно выступает как одна из центральных категорий наряду понятиями связи и управления. Понятие информации стало общим для всех частых наук, а информационный подход, включающий в себя совокупность идей и комплекс математических средств, превратился в общенаучное средство исследования. Первоначальное понимание информации как сведений сохранялось вплоть до середины ХХ века. В связи с развитием коммуникационных средств были предприняты первые попытки измерения количества информации с использованием вероятностных методов.

Иррациональное (от лат. irrationalis – неразумное) – то, что не может быть постигнуто разумом, что явно не подчиняется законам логики, что оценивается как «сверхразумное», «противоразумное».

Иррационализм (от лат. irrationalis – неразумное) – направление в философии, настаивающее на ограниченности человеческого ума в постижении мира, учение, внутренне близкое агностицизму, – определяет инстинкт, интуицию, чувство, любовь, волю как решающие источники познания, данные которых разум лишь разрабатывает дальше. Вильгельм Шеллинг называет иррациональным непостижимый в вещах базис peaльности, то, что, не поддаваясь решению с помощью величайших усилий рассудка, тем не менее вечно остается в основе. Из этого внерассудочного родился рассудок в собственном смысле. Иррационалистические тенденции в той или иной мере присущи таким философам, как Артур Шопенгауэр, Фридрих Ницше, Вильгельм Шеллинг, Сёрен Кьеркегор, Вильгельм Дильтей, Освальд Шпенглер, Анри Бергсон.

Искусство (от лат. eхperimentum – опыт, проба) – образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего мира творца в художественном образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей. Искусство (наряду с наукой) является одним из способов познания, как в естественнонаучной, так и в религиозной картине восприятия мира. Реальные и душевные источники искусства, т.е. художественного творчества, усматриваются в различных явлениях: фантазии (романтизм), многообразном стремлении к изменению (Шиллер), стремлении к подражанию (Аристотель, современный натурализм), стремлении к символическому изображению (нем. идеализм, экспрессионизм) и во многом другом. Различают разные виды искусства в соответствии с различными намерениями художника: архитектура, пластика, живопись, поэзия, музыка и мимическое искусство (драматическое искусство, танец).

Истина – правильное, адекватное отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом; бытие того сущего, которое называется «истинным». Иными словами, это воспроизведение объекта познающим субъектом таким, каким он предположительно существует сам по себе, как бы вне и независимо от познающего субъекта и его сознания. В качестве антонима используется понятие «ложь». Согласно Мартину Хайдеггеру, истина (греч. aletheia, буквально – «нeскрытность») является откровенностью бытия.

Картина мира – в отличие от мировоззрения совокупность мировоззренческих знаний о мире, «совокупность предметного содержания, которым обладает человек» (Карл Ясперс). Можно выделить чувственно-пространственную картину мира, духовно-культурную, метафизическую. Говорят также о физической, биологической, философской картинах мира.

Категория (от греч. kategorein – высказывать) – специальное, наиболее общее понятие, используемое при построении теорий. Категориями, с одной стороны, являются общие и вместе с тем простейшие формы действительности, высказываний и понятий, «родовые понятия» (Кант), от которых происходят остальные понятия (категории познания, сознания), а с другой – первоначальные и основные формы бытия объектов познания (категории бытия, категории реального). Соотношение между категориями бытия и категориями познания исследуется теорией познания. Основателем учения о категориях является Аристотель. Он считал, что имеется всего 10 категорий (единичного и общего): сущность, количество, качество, отношение, место, время, действие, страдание, обладание, самонахождение (положение). Иммануил Кант понимал под категориями формы рассудка, которые, придавая познавательный характер чистому восприятию, обусловливают опыт и которые сами по себе, т. е. без использования ощущений, не имеют познавательной ценности.

Класс – 1) сумма отдельных предметов, которым свойственно нечто, обозначенное одним именем; 2) единица системы, которая следует после отдела (или рода), но стоит выше отряда; 3) наследственные прочные образования, одни другим подчиняющие или одни другим подчиненные, положение индивидов в которых определяется, как правило, правом рождения. Высший класс по своему образу жизни и общему положению является идеалом для низшего класса даже в те периоды, когда изменившееся соотношение классовых сил уже сильно расшатывает внутреннюю власть высшего класса.

Коммунизм (от лат. communis – общий) – последовательная форма марксизма, которая нашла свое, наиболее яркое выражение в русском большевизме, хотя практические попытки построить коммунизм как общество всеобщего благополучия предпринимались уже издревле (коммунистические черты в идеальном государстве Платона, которое он описывает в «Государстве»; в древнем христианстве; в монашеских орденах и многих религиозных сектах). Коммунизм ставит своей целью такой экономический и общественный строй, который в требование равенства всех людей, включает требование уничтожения частной собственности и в особенности экспроприации средств производства и продуктов производства.

Космизм (от греч. kosmos – Вселенная) – религиозно-философское и культурное движение, в основу которого положены представления о космосе как о структурно-организованном упорядоченном мире и о человеке как о «гражданине мира», а также о микрокосмосе, подобном макрокосмосу. В философии понятие космизма связано с представлениями о космосе как противоположности хаосу, сформированными уже в период становления первых философских школ Древней Греции (киники, стоики). В религиозных системах космизм является неотъемлемой частью теологии. Учение о космизме использует научные теории о рождении и эволюции Вселенной: концепции Канта – Лапласа (XVIII век) об образовании Солнечной системы путём конденсации пылеобразных масс, теории расширяющейся Вселенной А. Фридмана, разлетающихся галактик Э. Хаббла (XX век), теории относительности А. Эйнштейна и другие. В середине XIX века в России в результате взаимовлияний естественных и гуманитарных дисциплин на почве самобытной культуры России возникло своеобразное течение мысли, получившее определение «русского космизма». Разные исследователи включают в список русских космистов большой круг имён, среди которых несколько встречаются относительно постоянно. Это течение мысли В России связывают с именами выдающихся учёных и философов, таких как Н. Фёдоров, Вл. Соловьев, Н. Бердяев, С. Булгаков, П. Флоренский, К. Циолковский, В. Вернадский, А. Чижевский и другими.

Космогония (от греч. kosmogonia – создание мира) – миф о сотворении, дорациональное, донаучное мифически-религиозное учение о возникновении мира, его развитии. Типично космогонические учения развивали все религии, причем эти учения рассматривали также и происхождение человеческого рода. Следует различать три главных вида космогонии: история творения, если она рассматривает мир в целом как продукт божественной воли; история формирования, когда божество формирует мир из вещества, которое мыслится как наличное, но не созидается; история развития, когда материя мыслится вечной, созидающей мир в его многообразии своими собственными силами. Переход от донаучной космогонии к научной космологии совершается уже в ионийской натурфилософии.

Космология (от греч. kosmos + logos – учение о мире) – философско-научное рассмотрение Вселенной, космоса, особенно с позиций его возникновения, через космогонию. Появление космологии относится к глубокой древности (наблюдения и заметки вавилонских и египетских жрецов). Дальнейшее развитие космологии идет через Гиппарха и Птолемея к Николаю Копернику, Тихо Браге, Иоганну Кеплеру, Исааку Ньютону и затем к настоящему времени, причем из космологии постепенно вычленяются современные точные естественные науки. Рассматривавшаяся и излагавшаяся раньше как часть метафизики, космология сама стала наукой о природе и (понимаемая в узком смысле) приравнивается к астрономии.

Креационизм (от лат. сгеаге – создавать) – религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего; в патристике и схоластике – точка зрения, согласно которой в результате зачатия возникает только тело, душа же создается Богом из ничего и соединяется с телом.

Лингвистика (от лат. lingua – язык) – языкознание, наука, изучающая языки. Это наука о естественном человеческом языке вообще и обо всех языках мира как индивидуальных его представителях. В широком смысле является частью семиотики как науки о знаках. Лингвистикой профессионально занимаются учёные-лингвисты. Лингвистика изучает не только существующие (существовавшие или возможные в будущем) языки, но и человеческий язык вообще.

Личность – совокупность индивидуальных особенностей человека, которые делают его существом нравственным и определяют его как члена общества. Понятие «личность» отражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность возникает в результате культурного и социального развития. Это социально-психологическая сущность человека, совокупность уникальных черт которые могут вносить вклад в общее социальное целое. Личность формируется в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно исторического опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия). Быть личностью – значит иметь следующее: обладать независимостью, свободой, т.е. личностной автономией; иметь активную жизненную позицию; иметь цель в жизни и обладать принципиальностью; обладать способностью к самонаблюдению, самоанализу, саморегуляции; осуществлять выбор, возникающий в силу внутренней необходимости; оценивать последствия принятого решения и быть за него ответственным; иметь созидательную установку и созидательное поведение.

Марксизм – философское, политическое и экономическое учение и движение, основанное Карлом Марксом в середине XIX века. Существуют различные интерпретации учения Маркса, связанные с различными политическими партиями и движениями в общественной мысли и политической практике. Политический марксизм является одним из вариантов социализма наряду с левым анархизмом, христианским социализмом и не принимающей марксизма частью социал-демократии. Часто принято разделять: 1) марксизм как философское учение (диалектический и исторический материализм); 2) марксизм как учение, оказавшее влияние на научные концепции в экономике, социологии, политологии и других науках; 3) марксизм как политическое течение, утверждающее неизбежность классовой борьбы и социальной революции, а также ведущую роль пролетариата в революции, которая приведет к уничтожению товарного производства и частной собственности, составляющих основу капиталистического общества и установлению на основе общественной собственности на средства производства коммунистического общества, направленного на всестороннее развитие каждого члена общества.

Материализм (от лат. – materialis – вещественный) – воззрение, которое видит основу и субстанцию всей действенности – не только материальной, но душевно-духовной – в материи. К материализму нужно отнести натурализм, поскольку он не отводит человеку особого места в природе; эмпиризм, который расценивает как реальное только то, что может быть воспринято посредством естественнонаучных методов; неопозитивизм, с самого начала отклоняющий объяснение духовно-душевной сущности дел. Своего расцвета материализм достигает в эпоху французского Просвещения (Ж. Ламетри, П. Гольбах, Д. Дидро), но определяющее влияние на европейскую философию он приобретает только в XIX веке. (К. Маркс, Ф. Энгельс, Л.А. Фейербах, Д.Ф. Штраус, Я. Молешотт, К.Фогт, Л. Бюхнер, Э. Геккель, Е.Дюринг).

Материя (от лат. materia – вещество) – понятие, первоначально обозначающее отличительный признак очевидной пространственной телесности, еще без противополагания его жизни, душе и духу, и только после ряда исторических превращений развившееся в понятие «мертвого вещества», которое является также и понятием, противоположным понятиям жизни, души и духа; в области мировоззрения это оформляется в материализме, в сфере науки – в современном естествознании. В новейшей физике «материя» – обозначение некоторой особой точки поля. В современной философии материя – это не реальная возможность всех форм, а действительное их бытие (А.Г. Спиркин).

«Мировая воля» – одно из ключевых понятий философии Артура Шопенгауэра, обозначающее вечное и постоянное движение и изменение, вечную вибрацию. Мировая воля есть некая сила, некое движение, творящее все вещи и процессы. Иногда, в некоторых нам непонятных случаях, эти процессы приобретают направленный, последовательный характер. Так происходит тогда, когда воля предстаёт перед оком познания. Так, в зависимости от степени сознательности, мы фиксируем четыре основных ступени проявления «мировой воли»: силы природы, растительный мир, животное царство и, собственно, человек, единственный из всех одарённый способностью к абстрактному представлению в понятиях: 1) силы природы (тяготение, магнетизм) – слепое, бесцельное и совершенно бессознательное, лишённое всякого познания стремление; 2) растительный мир, представляющий уже более ясное обнаружение воли, в котором хотя и отсутствует способность к наглядному представлению, отсутствует познание; 3) животное царство, представители которого