Сравнение – сопоставление двух предметов или явлений. (Как ночь, черны его глаза)
Эллипсис – пропуск в стилистических целях какого-либо подразумеваемого члена предложения. Эллипсис придает речи стремительный, динамичный характер. (Мы грады – в пепел, села – в прах).
Синекдоха – разновидность метонимии, замена наименованием части вместо целого, единственного числа вместо множественного. (И раб судьбу благословил). (Девочкой она ничем не выделялась в толпе коричневых платьиц).
Асиндетон (бессоюзие) – отсутствие союзов между однородными членами. Придает динамику событиям.
Метонимия– перенос значения по смежности.(Весь пансион признавал его превосходство).
Полисиндетон (многосоюзие) – повторение одного и того же союза при однородных членах.
Аллегория – иносказание.
Риторический вопрос – вопрос, на который не требуется ответа. Он задается с целью привлечения внимания адресата.
Перифраза – использование описания вместо собственного имени. (Город на Неве приютил Гоголя).
Риторическое восклицание – фигура, содержащая в форме восклицания утверждение. Служит для повышения эмоционального уровня речи.
Историзмы– слова, вышедшие из употребления. (Вече, опричник)
Риторическое обращение – высказывание, адресованное неодушевленному предмету, отсутствующему лицу.
Архаизмы – слова, вышедшие из употребления, но нашедшие современные синонимы. (Ланиты – щеки).
Парцелляция – особое членение высказывания, при котором неполные предложения (Он приехал в город. Один).
Неологизмы – новые слова.
Лексический повтор – сознательное употребление одного и того же слова или сочетания слов.( Пушкин был страдалец, страдалец в полном смысле этого слова).
Диалектизмы – слова, характерные для жителей определенной местности. (Валенки в Сибири – пимы,на юге – чесанки).
Синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений. (Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет).
Профессионализмы – слова, употребляемые людьми той или иной профессии.
Гипофора– вопросно – ответный ход. Это отрезок монологической речи, объединяющий риторический вопрос и ответ на него. (А что такое современный мистицизм в литературу? Это «Вий» и «Портрет».)
Жаргонизмы – слова той или иной социальной группы людей. (Учащиеся: пара – двойка, студенты: пара – сдвоенная лекция)
Односоставные, неполные предложения – делают авторскую речь более выразительной, эмойиональной.
Паронимы–слова, сходные по звучанию, но разные по смыслу. (Праздный – праздничный).
Умолчание– автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя догадываться о невысказанном. (Нет, я хотел…быть может, вы…я думал, что уж барину время умереть).
Омонимы – слова, одинаковые по звучанию, но различные по значению. Среда – день недели; среда – окружение).
Аллюзия – при помощи намека высказывается то, что по цензурным условиям нельзя высказать прямо. ( «Но вреден север для меня» - намек Пушкина на ссылку а 1 гл. «Е О»).
Омоформы – совпадение отдельной формы слова. ( Лечу (людей), лечу (летаю).
Реминисценция– повторение, воспроизведение фрагмента чужого текста. (Пушкин ввел в роман «Е.О» Буянова из поэмы своего дяди.)
Омографы – одинаковые по написанию, но разные по значению. (Атлас – атлас)
Омофоны– одинаковые по звучанию, но разные по значению. (Вор он – ворон)
Синонимы – слова одной части речи, разные по написанию, но одинаковые по значению.
Контекстные синонимы – слова, являющиеся синонимами только в данном контексте. (Ломоносов - гений, любимое дитя природы).
Антонимы – слова одной части речи, противоположные по значению.
Контекстные антонимы – противоположные только в данном тексте. ((Ум и сердце – лед и пламень – вот что отличало данного героя)
Антономазия – употребление собственного имени в значении нарицательного. (Митрофанушка)
V. План отзыва об устном ответе. (5 – 6 класс)
1. Соответствует ли ответ задуманному вопросу?
2. Последовательно ли, логично изложен материал?
3. Удовлетворены ли Вы количеством и качеством приводимых примеров?
4. Были ли ошибки, недочеты в ответе?
5. Ваши дополнения.
План отзыва о прочитанной книге. (Для 5 – 6 класса)
1. Вступление, содержащее ваше мнение о книге, ее общую оценку. (Прочитана последняя страница рассказа…. Недавно я прочитал…).
2. О чем эта книга? (В книге говорится…). Что считаете достоинством данной книги или ее недостатком.