Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Кэмерон Диас осталась одна?



По Голливуду ходят слу­хи, что трехлетний роман актрисы с певцом Джастином Тимберлейком подо­шел к концу. «Кэмерон на восемь лет старше Джастина, – утверждают близ­кие к паре источники. – И если она хочет создать се­мью и родить детей, это нужно делать сейчас. А ему всего 24 года, он еще не нагулялся». Сейчас Кэме­рон и Джастин обдумывают свое поведение в разлуке: она – на съемках нового фильма, он – в концертном туре.

«Телесемь» 1– 9 июля 2006года

 

Эти тексты ограничены пределами событий чьей-то личной жизни, не имеющих каких-то заметных общественных последствий.

Основное назначение публикаций типа «мини-история» заключается, прежде всего, в том, чтобы развлечь читательскую аудиторию, дать определенный материал для удовлетворения так на­зываемого «человеческого интереса», для обсуждения с родными и знакомыми.

Мини-совет. Информационные публикации такого типа представляют собой заметку, основным содержанием которой является программная информация.

Советы «Телесемь»

· Чтобы холодный суп был более острым, добавьте в него 1 – 2 ч. л. лимонного сока или бальзамического уксуса.

· В качестве основы для холодного овощного супа ис­пользуйте отвар нарезанной свекольной ботвы (отвари­вайте ее в течение 15 минут в подсоленной воде).

· Если вы хотите сделать более оригинальным вкус ок­рошки, заправьте ее не квасом, а кефиром.

· В холодные супы перед подачей на стол можно добав­лять тимьян, базилик, тархун.

«Телесемь» 1 – 9 июля 2006 года

 

Мини-советы относятся к публикациям информационного жан­ра постольку, поскольку служат целям информирования аудитории о возможном порядке действий, приводящих к желаемой цели, но не претендуют при этом на анализ или серьезное аргументирование правильности излагаемого совета. Доверие к этим текстам обеспечивается лишь автори­тетом тех лиц или изданий, которые их дают. Анализ печатных изданий пока­зывает, что авторами публикаций в жанре мини-совета чаще все­го выступают специалисты из разных сфер деятельности.

Хотя нередко, как и в приведенном примере, советы публикуются без указания на степень компе­тентности автора совета. Прежде всего так происходит, когда советы носят бытовой характер. Авторы советов, которые могут повлечь более-менее серьезные по­следствия для читателя, решившего их применить, как правило, представляются с указанием профессионального статуса «совет­чика».

В газетах часто публикуют серии целевых блоков из нескольких заметок, сопровождающиеся рубриками. Подбор информации в рубриках ведется по тематическому признаку, региональному, целевому, категориям авторов (например, «сообщают читатели», «по материалам информационных агентств») и времени действия («когда верстался номер»).

Заметку можно назвать «исходным» информационным жанром, таким, из которого «вырастают» другие жанры. В более пространных жанрах этой группы – репортаже, интервью, отчете, зарисовке – при общем сохранении интереса к новости, к оперативному значению сообщаемой информации добавляется ее истолкование. Однако истолкование, анализ факта не доминирует, носит по отношению к новости подчиненное значение и иногда анализ фактов в этих жанрах за журналиста делает специалист – интервьюируемый, докладчик на конференции и др. Анализ в отчете, интервью, репортаже и зарисовке – не основная цель журналиста, а скорее итог воспроизводимого события или его комментирования. Факт, зафиксированный в заметке, может быть возвращен в СМИ в виде развернутого материала, сообщающего детали и подробности с места события, комментирующего и оценивающего происходящее.

 

Репортаж

Понятие «репортаж» возникло в первой половине XIX в. и происходит от латинского слова, означающего «передавать», «сообщать». Первоначально жанр репортажа представляли публикации, извещавшие читателя о ходе судебных заседаний, парламентских дебатов, различных собраний и т.п. Позднее такого рода «репортажи» стали называть «отчетами».

Репортаж – информационный жанр журналистики, дающий наглядное представление о событии через непосредственное восприятие автора – очевидца или участника события.

Репортаж – один из самых эффективных жанров публицистики, поскольку соединяет в себе преимущества оперативной передачи информации с ее анализом. Основной жанровый элемент здесь – динамично развиваю­щееся действие. Для репортера, в отличие от хроникера или обозревателя, важнее показать то, как разворачивается на его глазах событие, а не его итог.

Репортажу свойственно специфическое воспроизведение времени и пространства. Время в репортаже дискретно (прерывисто), условно, ибо не соответствует по продолжительности реальному времени описываемого события (в литературоведении такое время называют концептуальным), но оно всегда движется в одну сторону – от начала описания события к его завершению. В сочетании с наглядностью, то есть воспроизведением деталей и подробностей, последовательность описания создает эффект присутствия репортера и читателя на месте события. Эффект присутствия – реальное доказательство того, что публицист описывает событие, лично им наблюдаемое. Репортаж не может быть написан со слов очевидцев. Реконструкцию события может себе позволить автор очерка, зарисовки, но не репортажа. Репортер имеет право привести свидетельства других участников или очевидцев события, но они будут лишь своеобразной цитатой в тексте, основная роль в котором отводится все же автору. Автор репортажа – не обязательно действующее лицо события (хотя может и быть им, например, в материалах типа «репортер меняет профессию»), но он всегда – активный наблюдатель и комментатор действия.

Своеобразие публикаций, относящихся к жанру репортажа, возникает, прежде всего, в результате «развернутого» применения метода наблюдения и фиксации в тексте его хода и результатов.

Задача любого репортера заключается в том, чтобы дать аудитории возможность увидеть описываемое событие глазами очевидца (репортера), т.е. создать «эффект присутствия». А это становится в наибольшей мере возможным только в том случае, если журналист будет рассказывать о событиях (и лучше всего — быстро развивающихся).

Для репортера важно не только наглядно описать какое-то событие, но и описать его так, чтобы вызвать сопереживание у читателя. Это возможно осуществить разными путями. Наиболее часто данная цель достигается двумя способами. Первый — изложение динамики события. В том случае, если отображаемое событие быстро развивается, автору остается только показать это развитие. Однако бывают события, ситуации, развитие которых протекает вяло и является довольно статичным. В этом случае автор может показать внутреннюю динамику события или динамику авторских переживаний, вызванных его знакомством с событием.

Репортаж роднит с некоторыми другими жанрами (особенно художественно-публицистическими) использование метода наглядного изображения действительности. Однако в репортаже наглядность несет чисто информативную функцию, функцию сообщения о вполне конкретном событии, происшествии и пр. А скажем, в очерке наглядное отображение преследует прежде всего цель обобщения, типизации.

По своей природе репортаж имеет синтетичес­кий характер, так как в нем могут проявиться видовые черты и свойства других жанров. Например, в структуре репортажа присутствуют элементы и зарисов­ки, и интервью, и отчета, и корреспонденции, и т. п.

В репортаже ключевая роль отводится автору, так как именно он является главным распорядителем всего действия. Основная задача журналиста — создание целостного впечат­ления об эпизоде жизни.

Жанрообразующие признаки репортажа:

§ последовательное воспроизведение события – динамизм повествования, связанный с протяженностью действия во времени и пространстве;

§ наглядность – создание образной картины происходящего путем использования предметного описания деталей, приведения подробностей ситуации, воспроизведения поступков и реплик действующих лиц;

§ предельная документальность – репортаж не терпит ни реконструкции, ни ретроспекции, ни творческого вымысла (определенная доза которого возможна в очерке и фельетоне);

§ образная аналитичность – отвечая на вопрос, каким образом происходило событие, публицист выступает как исследователь;

§ эмоционально окрашенный стиль повествования, придающий рассказу дополнительную убедительность;

§ активная роль личности самого репортера, позволяющая не только увидеть событие глазами рассказчика, но и побуждающая аудиторию к самостоятельной работе воображения.

К сложнос­тям сюжетно-композиционного построения репортажа М.Н. Ким относит следующие[2]:

– выбор отображаемого отрезка события;

– выбор и расстановку участников события;

– отбор и расположение фактического материала в ре­портаже;

– отбор и компоновку наиболее ярких эпизодов для опи­сания;

– отбор характерных деталей;

– отбор авторских впечатлений.

Журналист, имея в своем распоряжении разнородные факты, наблюдения, впечатления, мнения, интересные детали, зари­совки с натуры и пр., сталкивается с трудностями их струк­турной организации. Одна из них обусловлена необходимос­тью «свертывания» события до нескольких наиболее суще­ственных и значимых эпизодов. В ходе отбо­ра и компоновки фактов могут возникнуть сложности при «склейке» различных эпизодов. Как до­биться целостной картины происходящего? Один из возможных вариантов – различные композици­онные решения. Например, в событийном репортаже журна­лист может следовать за событием, четко отражая все этапы его развития, а затем выстроить материал по хронологическому принципу. В репортажно-аналитической публикации во главу угла ставится некая проблема, пока­занная через внутренние или внешние противоречия. В силу того, что любое репортажное описание подчиняется времен­ным рамкам события, факты должны выстраиваться в некой заданной последовательности, а возникающие «пустоты» мо­гут заполняться авторскими отступлениями, раздумьями, ре­марками, зарисовочными вкраплениями и др.

В журналистской практике выработана устойчивая схема репортажного описания. Вначале дается зарисовочная заставка (как правило, это яркий жизненный эпизод), с помощью которой журналист вводит читателя в курс события. Роль такой заставки — привлечение внимания читателей к материалу. Далее следует собственно репортажное описание. Здесь присутствуют различ­ные отступления, диалоги с героями, собственные авторские впе­чатления и т.п. С содержательной точки зрения именно эти эле­менты способны создать в репортаже так называемый эффект присутствия. В основной части важны и удачно подобранные детали, и подробно­сти, с помощью которых воссоздается отображаемая действительность. Для придания репортажному описанию особой динамично­сти необходимо, чтобы в каждом эпизоде «проглядывалось» действие, чтобы участники события постоянно находились в тесном взаимодействии, чтобы само авторское отношение к объекту но­сило активный характер.

В концовке автор должен суммировать или обобщить свои впечатления, оценки и мнения.

Такова структурно-композиционная схема репортажа, ко­торая при желании может быть видоизменена. Например, ре­портаж можно построить на ассоциативных связях или на ис­торических параллелях. Но чаще всего репортаж строится на фабульной основе.

Подведем итог сказанному, сформулировав особенности работы журналиста над репортажем:

1) Основной метод сбора материала в репортаже – наблюдение;

2) Перед началом наблюдения журналист формулирует проблему, которая его волнует: экологическая ситуация в Омске или профессионализм работы стендистов на выставке МВЦ «ИнтерСиб», или своевременность переработки зерна на омских элеваторах после рекордного урожая и т.д.;

3) Наблюдая, журналист фиксирует детали происходящего, важные с точки зрения выбранной проблемы, а также эмоции, настроения и проявления чувств, участвующих в событии людей;

4) Журналист беседует со специалистами, очевидцами и участниками события, чтобы проверить правильность своих наблюдений, получить дополнительные сведения о том, чего сам наблюдать не смог;

5) Формулирует концепцию, включающую идею будущего текста и аргументацию этой идеи, а также намечает композицию, лексико-стилистические, эмоционально-образные компоненты будущего текста;

6) Предусматривает в тексте эффект присутствия, динамизм происходящего события, описание, содержащее элемент новизны и личностное восприятие события.

Одним из примеров жанра, подтверждающим сказанное выше, является следующий репортаж.




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.