Великую пользу доставляют нам св. иконы в деле нашего спасения.
1. Св. иконы благотворно действуют на все душевные силы человека: а) они служат к просвещению ума христиан. Люди неграмотные, не могущие читать Св. Писание, по иконам понимают домостроительство нашего спасения, усвояют себе историю Ветхого и Нового Завета и в особенности жизнь Господа Иисуса Христа, а у читающих те же события глубже напечатлеваются в душе чрез св. изображения, б) Святые иконы в сердце христианина возбуждают любовь к Господу Богу и святым, на них изображенным, подвигают христиан к усерднейшей молитве, усиливают чувства умиления и сокрушения о грехах, в) Св. иконы укрепляют волю христиан в борьбе с грехом и в творении добрых дел примерами и подвигами святых, на них изображенными, казнями грешников, видом страшного суда и т. п.
2. Устрояя и лобызая св. иконы и поклоняясь им, мы чрез то свидетельствуем свою любовь к Богу и святым, изображенным на них. "Честь изображения,- говорит св. Василий Великий,- перходит к первообразу"[107]; таким образом чрез почитание св. икон привлекаем к себе благословение Божие и любовь святых Божиих.
3. Для Господа Бога св. иконы служат орудием проявления Его Божественной силы к нашему спасению: чрез них Он совершает великие знамения и чудеса для утверждения веры в Него и святую Церковь Его, для утешения скорбных сердец, для исцеления болезней. Если Господь изливает чрез св. иконы благодать свою видимо, то тем более он служат к нашему освящению и спасению невидимо. И если сам Бог видимо действует чрез святые иконы к нашему спасению, то много надобно иметь смелости (если не сказать более), чтобы утверждать, что иконы не имеют великого значения в деле спасения.
4. Где св. иконы, там бездейственны или менее действенны козни врага рода человеческого - злобного духа, потому он всеми силами старается уничтожить их. Если св. иконы помогают христианам в борьбе с врагами видимыми, то тем более они помогают им в борьбе с врагами невидимыми; мы знаем, что чрез св. иконы злые духи совершенно изгонялись из одержимых ими людей.
Заключим нашу беседу словами св. Иоанна Дамаскина: "Прочь ты, завистливый диавол! Ты завидуешь, что мы видим образ Владыки нашего и чрез него освящаемся; завидуешь, что видим спасительные Его страдания, удивляемся Его совершенствию, созерцаем чудеса Его, познаем и славим силу Его Божества; ты завидуешь чести святых, которой они удостоены от Бога; не хочешь, чтобы мы смотрели на изображения славы их и делались ревнителями их мужества и веры; не терпишь телесной и душевной пользы, происходящей от веры нашей к ним. Но мы не слушаем тебя, человеконенавистный демон! Внемлите, народы, племена, языки, мужи, жены, отроки, старцы, юноши и младенцы, святый род христианский! Есть ли кто возвестит вам не то, что святая православная церковь прияла от апостолов, отцов и соборов и что до сего времени сохранила, не слушайте, не принимайте совета от змия"[108].
КОНЕЦ
[1] Достойно внимания то, что в обоих случаях, и во 2-й заповеди: "не сотвори себе кумира и всякого подобия" (или изображения), и в словах: "Моисей образ Его (Божий) видел" - употреблено одно и тоже слово еврейское темуна - образ. Семьдесят толковников образ Его перевели: славу Его видел.
[2] Деян. Вселен. Соборов VII, 340.
[3] "Христианское чтение" 1823 г. Ч. II, стр. 131. Слово I Дамаскина 1-е об иконах.
[4] "Христианское чтение" 1823 г. стр. 117. 124. 125.Слово I Дамаскина 3-е.
[5] Камень веры. Изд. 1893 г. стр. 167.
[6] Молокане, в отношении к изображениям херувимов, доходят до такого бесстыдства, что слова апостола Павла: "а над ним (ковчегом) херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно (Евр. 9)" - толкуют так, что о херувимах в Новом Завете и говорить не следует.
[7] Иудейск. Древност. кн. 18, гл. 3.1.
[8] Иудейск. Древност. кн. 15, гл. 2 и 8.1.
[9] Вас. Велик. Твор. кн. 3, стр. 300.
[10] Деян. Вселен. Соборов VII, 14.
[11] Деян. Вселен. Соборов VII, 295.
[12] См. ниже о чуде исцеления Феодора в Египте мучениками Киром и Иоанном.
[13] Известны открытые уже в христианской церкви мощи пророков Исаии, Иеремии, Елисея, Авдия, Захарии. См. Полный Месяцеслов Востока. Apxимандр. Сергия Т. П. Заметки февр. 8 мая 1 и 9 и июня 14.
[14] Так объясняют св. отцы: Амвросий Медиоланский и Григорий Богослов. Воскр. чтен. 1888 г. № 34, стр. 532.
[15] Деян. Вселен. Соборов VII, 85.
[16] Деян. Вселен. Соборов VII, 142.
[17] Если храм не освящается самим епископом, то посылается им в тот храм антиминс, который освящается епископом через окропление освященною водою, через помазание его св. миром, вложение в него св. мощей и через молитвы.
[18] Здесь по греческому тексту ясно разумеется храм, как здание, а не как собрание верующих.
[19] Пророки часто изображали новозаветную церковь под формами ветхозаветной, - потому и здесь говорится об овцах Кедарских и тому под.
[20] Освящение этого храма до ныне празднуется 13 сентября и известно под именем: Словущего Воскресения.
[21] Одними переводчиками эти слова читаются: "фимиам имени Моему, чистую жертву"; но 70 толковников и другие переводчики читают; "фимиам имени Моему и чистую жертву". Если по первому чтению под чистою жертвою разуметь не бескровную жертву в Пречистых Тайнах, но тот же фимиам, то в Ветхом Завете и фимиам приносился Богу только в храме, и курения, деланного по указанию Господа для скинии, не ведено было делать частным людям: Святыня да будет оно у тебя для Господа. Кто сделает подобное, чтобы курить им, - душа та истребится от народа своего (Исх. 30, 34-38); следовательно и эта жертва предполагает храмы.
[22] Римские катакомбы Фрикена, Ч. 1, стр. 70. 105. 173.
[23] От изображения Спасителя, поставленного перед дверью дома исцеленной Им кровоточивой, совершались исцеления, о чем сказано ниже. Образ Казанская обретен под печью сгоревшего дома стрельца; от списка Тихвинской иконы Божией Матери, который ныне в Исаакиевском Петербургском соборе, чудотворения начались, когда он еще стоял в квартире Марьи Востоковой. Господь во дни смирения своего на земле совершал великие чудеса и доныне совершает великие дела через людей смиренных и уничтоженных, так нередко Он совершает чудеса и через Св. иконы, оставленные людьми в пренебрежении или поврежденные временем, показывая тем, что и такие иконы не должно оставлять в пренебрежении. Калужская чудотворная икона Богоматери обретена под крышею (на чердаке) дома частного лица.
[24] Догм. Богосл. Макария, изд. 3. Т. III, стр. 340.
[25] Твор. Вас. Вел. Т. III, стр. 332. Русск. перев.
[26] Поэтому нельзя согласиться с теми, которые утверждают, что в борьбе с молоканами и штундистами надобно говорить только от Св. Писания. Следует доказывать им от Св. Писания необходимость Свящ. Предания и потом говорить и от Свящ. Предания, где это необходимо.
[27] Сказание составлено по древним историкам. Снес. мои Слова стр. 167. Авгарь - это был титул владетелей Осроены; он значит: великий муж. 1/23 3ак.42.
[28] Описание перенесения образа приписывается императору Константину Порфирородному (912-959), соправителю Романа I, но в этом описании есть такие места, по которым можно заключить, что оно принадлежит другому писателю, неизвестному по имени, но несомненно современному.
[29] Хроника Синкелла 215 год.
[30] История Армении стр. 105. Перевод Эмина. Армянская церковь отделилась совершенно от греческой восточной церкви в 491 году.
[31] Там же, стр. 294. Память Рипсимии 30 сентября.
[32] История Прокопия. Перевод Дестуниса, стр. 208, 269. История Евагрия, стр. 220 и след.
[33] Деян. Всел. Соборов т.VII, стр. 30.
[34] Церк. ист. 7, 18.
[35] Созом. кн. 5, гл. 21.
[36] Церк. ист. 7, 18.
[37] Церк. ист. Евагрия и проч. в русском переводе стр. 505.
[38] Diction. Martigny. р. 294.
[39] Bosio. Rom. sott. p. 537. D'Aginc. Hist. de la peint. p. 20. Римские катакомбы Фрикена. Ч. 3, стр. 5, Ч. 4, стр. 43-46, 48.
[40] Самые изображения смотр. в Римских катакомбах Фон-Фрикена. Ч. 4, стр. 47, 53-55. Ч. 3, стр. 150-155, 157, 161.
[41] Римские катакомбы Фон-Фрикена. Ч. 4, стр. 60-61. Ч. 3, стр. 160.
[42] Там же. Ч. 4, стр. 137.
[43] У восточных часто и напротив ап. Петр изображался лысым; изображался он таким и на западе, например на гробнице 4-го века в Латеранском музее. Катакомбы Фрикена. Ч. 4, стр. 113. N 21. Художники могли смешивать одного с другим, ибо не всегда над ними делались в древности надписи, и тем более, что ап. Петр старше ап. Павла.
[44] Рисунок в Римских катакомбах Фон-Фрикена. Ч. 3, стр. 174. Тоже выражение лиц апостолов на гробнице Аниция Петрония Проба, о коей будет ниже.
[45] Некоторые из них описаны в труде Фон-Фрикена. Ч. 4, стр. 59.
[46] Martigny р. 294. Римские катакомбы Фрикена. Ч. 4, стр. 82-87.
[47] По гречески дословно: рыба живых, рыба спаси, а на самом деле это означало: Иисус Христос Божий Сын Спаситель живых, или ; Иисус Христос Божий Сын Спаситель спаси.
[48] Римские катакомбы Фон-Фрикена, Ч. 2, стр. 97 и след.
[49] De Pudicifia X.
[50] Педагог III. 106. Martigny p. 544.
[51] Св. Мефодий Ловягина, стр. 244. Это место приводит из Мефодия св. Иоанн Дамаскин в 3 слове его об иконах.
[52] Жизнь Константина кн. 3, гл. 49. Что касается до письма Евсевия к сестре императора Констанции, которая будто просила его доставить изображение Спасителя; то это письмо считается некоторыми неподлинным (Petav. de incarnat. lib. XV, с.5, §9). Это письмо разобрано в сочинении патриарха Никифора против иконоборцев, которое издано Питрою (Antirrhet. contra Euseb. Spicilegium Solesmense 1852. Т. I, p. 31]. См. Деян. Вселен. Соборов VII , 530.
[53] Дерево, под коим сидели явившиеся Аврааму.
[54] Приводится это место из Евсевия и у Иоанна Дамаскина в III главе об иконах. "Христианское чтение" 1828 г. XXX. 15.
[55] Твор. Вас. Вел. рус. перев. Ч. 2, стр. 278. Это место приведено на 7 -ом Всел. Соборе за почитание св. икон. Деян. собор. VII, 305. Мы не приводим письма Василия Великого к Юлиану Отступнику, сильно говорящего за употребление в его время икон, потому что подлинность его противниками икон заподозривается. В нем он пишет: "образы апостолов и мучеников я почитаю и обожаю. Их видишь во всех наших церквах".
[56] Творения Григ. Нисск. Ч. 8, стр. 200-202 рус. пер.
[57] Там же. Ч. 4, стр. 393.
[58] Деян. Вселен. Соборов VII, 235.
[59] Твор. Григ. Богосл. Русск, перев. Ч. 2, стр. 268.
[60] Деян. Вселен. Соборов VII, 319.
[61] Там же стр. 234.
[62] Письмо помещено в издании Петавиевом. Т. II, стр. 317.
[63] Деян. Вселен. Соборов VII, 240-243. "Христианское чтение" 1827 г. Ч. 27, стр. 33 и след.
[64] Один из апостолов, крайний по левую руку Спасителя, сложил персты правой своей руки также именословно, как и сам Спаситель. Особенно ясно именословное благословение, употребляемое доныне восточными пастырями, у римского епископа Ипполита, изваяние которого сделано в 3 столетии и находится в Латеранском музее ( Фрикена Ч. 4, стр. 92), также у Спасителя на медальоне 4-го века, найденном в той же усыпальнице Домитиллы ( Фрикена Ч. 3, стр. 122, 138), о коем ниже. Поэтому мы не можем согласиться с Фрикеном, который именословное благословение Спасителя на изображении в усыпальнице Домитиппы называет жестом оратора, начинающего говорить. См. также Ч. 3, стр. 127. рисунок 10.
[65] Римские катакомбы Ч. 4, стр. 65, 66 и Ч. 3, стр. 167.
[66] Римские катакомбы Ч. 3, стр. 122 и 138.
[67] Смотри изображения обеих гробниц в Римских катакомбах Фрикена. Ч. 4, стр. 119. [123.124].
[68] Собором определено, чтобы отметающие иконы епископы и клирики были низлагаемы, а миряне были отлучаемы от церкви. Деян. Вселен. Соборов VII, 594.
[69] Хотя семь первых диаконов избраны были всем собранием христиан в Иерусалиме, но после избрания они поставлены были пред апостолами и сии, помолясь, возложили на них руки (Деян. 6, 6) и только через сие получили они благодать диаконовской степени служения трапезам. О степенях пресвитерской и диаконовской многократно говорится в св. Писании Нового Завета (Иак. 5, 14. Филип. 1,1. I Тим. 3, 8, 12 и проч.)
[70] Впоследствии и пасхальный агнец закалался священниками и левитами в Иерусалиме (2 Пар. 35, 6-13. Ездр. 6, 20).
[71] Старообрядцы весьма чтут иконы, но чудес от икон у них нет, ибо не имеют законного священства, а следовательно и Духа Святого не имеют.
[75] Память пр. Феодора Сикеота празднуется 22-го апреля. В сокращенном житии славянской Четии Минеи это чудо опущено.
[76] Деян. Вселен. Соборов VII, 350.
[77] Деян. Вселен. Соборов VII, 316.
[78] Деян. Вселен. Соборов VII, 416 и 417.
[79] Деян. Вселен. Соборов VII, 247.
[80] Деян. Вселен. Соборов VII, 285. 286.
[81] Деян. Вселен. Соборов VII, 292.
[82] Деян. Вселен. Соборов VII, 303.
[83] Жизнь ее и чудеса, извлеченные мною из греческой пергаменной рукописи Синодальной библиотеки (№159) 12-13 века, напечатаны в июльской книжке Душеполезного чтения за 1882 год и в книгах: избранные жития святых в 1893 г.
[84] Село Оковцы, - место явления св. икон, в Осташков. уезде в 70 верстах от Осташкова и от Ржева, на границах обоих уездов.
[85] Иконы названы Ржевскими по уезду, а не по месту явления, ибо место то было еще не заселено.
[86] От Оковцев до Москвы через Ржев и Волоколамск 285 верст.
[87] См. Слава Пресв. Владычицы 1853 г. Ч. 3, отдел. 2, стр. 76. Истор. Карамзина. Т. VIII, гл. II. Примеч. 153 и отдельную книжку: Историческая записка о селе Оковцах и проч. Ржев 1876.
[88] Исследование об этой рукописи и самое описание явления иконы помещены в Чтениях общества любителей духовного просвещения за 1880 год. Я рассматривал неоднократно эту рукопись и также прихожу в убеждению, что она писана рукою самого Гермогена.
[89] Слава Пресв. Богородицы Ч. III, отд. 3, стр. 47.
[90] "Христианское чтение" 1829 г. Ч. 36 и 1830 г. Ч. 37.
[91] "Душеполезное чтение", июнь 1872 г. Вышеозначенные сведения извлечены из дел Московской духовной консистории секретарем ее Н. Розановым.
[92] "Христианское чтение" 1832 г. Ч. 48.
[93] "Христианское чтение" 1834 г. Ч. I, стр. 112.
[94] "Христианское чтение" 1835 г. Ч. IV. Душеполезн. чтение 1873 г. июль, стр. 275.
[95] Это описание напечатано в "Душеполезном чтении" в июле 1872 года. Этот секретарь консистории хорошо нам известен; рассуждая с ним об этой иконе, мы вынесли убеждение, что он вполне уверен был в чудотворной силе ее.
[96] "Душеполезное чтение", май 1862 г.
[97] Историч. записка о селе Оковцах и пр. 1876 г. стр. 69.
[98] Полное описание этих событий помещено в "Страннике" 1867 года, февраль.
[99] Полное описание этого исцеления, вполне удостоверенного, помещено в "Христианском чтении" 1857 г. Ч. 2, стр. 239. В книжке под заглавием: "О чудотворно-явленной Тихвинской иконе Божией Матери", изданной в 1864 году, описано 18 чудес, совершенных от древней Тихвинской иконы Богоматери между 1823 и 1863 годами; в ней же описано исцеление Боровского, стр. 91 и след.
[100] "Душеполезное чтение" 1863 г. Ч. I, стр. 454.
[101] Изд. 1864 г. стр. 70.
[102] Чудо описано священником Дворцовой Вознесенской церкви П. Коротковым и напечатано в "Душеполезном чтении" 1867 г. Ч. I. "Известия" стр. 106.
[103] 1873 года. Март.
[104] "Воскресное чтение" 1886 г. №15.
[105] Кроме этой книжки сведения о сей иконе находятся в "Душеполезном чтении" 1883 г. ноябрь. Исцеление же дочери графа описано во многих газетах.
[106] Замечательно исцеление в Астрахани девицы Гицевич от списка Козельщинской Божией Матери, бывшее в 1885 году на страстной неделе, описанное приходским священником в Астраханских "Епархиальных Ведомостях" (№ 13, 1885 г.) и перепечатанное в "Душеполезном чтении" (август 1886 года).
[107] Деян. Вселен. Соборов VII, 296.
[108] "Христианское чтение" 1823 г. Ч. II, стр. 114.