Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Великое значение икон в деле нашего спасения





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Великую пользу доставляют нам св. иконы в деле нашего спасения.

1. Св. иконы благотворно действуют на все душевные силы человека: а) они служат к просвещению ума христиан. Люди неграмотные, не могущие читать Св. Писание, по иконам понимают домостроительство нашего спасения, усвояют себе историю Ветхого и Нового Завета и в особенности жизнь Господа Иисуса Христа, а у читающих те же события глубже напечатлеваются в душе чрез св. изображения, б) Святые иконы в сердце христианина возбуждают любовь к Господу Богу и святым, на них изображенным, подвигают христиан к усерднейшей молитве, усиливают чувства умиления и сокрушения о грехах, в) Св. иконы укрепляют волю христиан в борьбе с грехом и в творении добрых дел примерами и подвигами святых, на них изображенными, казнями грешников, видом страшного суда и т. п.

2. Устрояя и лобызая св. иконы и поклоняясь им, мы чрез то свидетельствуем свою любовь к Богу и святым, изображенным на них. "Честь изображения,- говорит св. Василий Великий,- перходит к первообразу"[107]; таким образом чрез почитание св. икон привлекаем к себе благословение Божие и любовь святых Божиих.

3. Для Господа Бога св. иконы служат орудием проявления Его Божественной силы к нашему спасению: чрез них Он совершает великие знамения и чудеса для утверждения веры в Него и святую Церковь Его, для утешения скорбных сердец, для исцеления болезней. Если Господь изливает чрез св. иконы благодать свою видимо, то тем более он служат к нашему освящению и спасению невидимо. И если сам Бог видимо действует чрез святые иконы к нашему спасению, то много надобно иметь смелости (если не сказать более), чтобы утверждать, что иконы не имеют великого значения в деле спасения.

4. Где св. иконы, там бездейственны или менее действенны козни врага рода человеческого - злобного духа, потому он всеми силами старается уничтожить их. Если св. иконы помогают христианам в борьбе с врагами видимыми, то тем более они помогают им в борьбе с врагами невидимыми; мы знаем, что чрез св. иконы злые духи совершенно изгонялись из одержимых ими людей.

Заключим нашу беседу словами св. Иоанна Дамаскина: "Прочь ты, завистливый диавол! Ты завидуешь, что мы видим образ Владыки нашего и чрез него освящаемся; завидуешь, что видим спасительные Его страдания, удивляемся Его совершенствию, созерцаем чудеса Его, познаем и славим силу Его Божества; ты завидуешь чести святых, которой они удостоены от Бога; не хочешь, чтобы мы смотрели на изображения славы их и делались ревнителями их мужества и веры; не терпишь телесной и душевной пользы, происходящей от веры нашей к ним. Но мы не слушаем тебя, человеконенавистный демон! Внемлите, народы, племена, языки, мужи, жены, отроки, старцы, юноши и младенцы, святый род христианский! Есть ли кто возвестит вам не то, что святая православная церковь прияла от апостолов, отцов и соборов и что до сего времени сохранила, не слушайте, не принимайте совета от змия"[108].


КОНЕЦ

 

[1] Достойно внимания то, что в обоих случаях, и во 2-й заповеди: "не сотвори себе кумира и всякого подобия" (или изображения), и в словах: "Моисей образ Его (Божий) видел" - употреблено одно и тоже слово еврейское темуна - образ. Семьдесят толковников образ Его перевели: славу Его видел.

[2] Деян. Вселен. Соборов VII, 340.

[3] "Христианское чтение" 1823 г. Ч. II, стр. 131. Слово I Дамаскина 1-е об иконах.

[4] "Христианское чтение" 1823 г. стр. 117. 124. 125.Слово I Дамаскина 3-е.

[5] Камень веры. Изд. 1893 г. стр. 167.

[6] Молокане, в отношении к изображениям херувимов, доходят до такого бесстыдства, что слова апостола Павла: "а над ним (ковчегом) херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно (Евр. 9)" - толкуют так, что о херувимах в Новом Завете и говорить не следует.

[7] Иудейск. Древност. кн. 18, гл. 3.1.

[8] Иудейск. Древност. кн. 15, гл. 2 и 8.1.

[9] Вас. Велик. Твор. кн. 3, стр. 300.

[10] Деян. Вселен. Соборов VII, 14.

[11] Деян. Вселен. Соборов VII, 295.

[12] См. ниже о чуде исцеления Феодора в Египте мучениками Киром и Иоанном.

[13] Известны открытые уже в христианской церкви мощи пророков Исаии, Иеремии, Елисея, Авдия, Захарии. См. Полный Месяцеслов Востока. Apxимандр. Сергия Т. П. Заметки февр. 8 мая 1 и 9 и июня 14.

[14] Так объясняют св. отцы: Амвросий Медиоланский и Григорий Богослов. Воскр. чтен. 1888 г. № 34, стр. 532.

[15] Деян. Вселен. Соборов VII, 85.

[16] Деян. Вселен. Соборов VII, 142.

[17] Если храм не освящается самим епископом, то посылается им в тот храм антиминс, который освящается епископом через окропление освященною водою, через помазание его св. миром, вложение в него св. мощей и через молитвы.

[18] Здесь по греческому тексту ясно разумеется храм, как здание, а не как собрание верующих.

[19] Пророки часто изображали новозаветную церковь под формами ветхозаветной, - потому и здесь говорится об овцах Кедарских и тому под.

[20] Освящение этого храма до ныне празднуется 13 сентября и известно под именем: Словущего Воскресения.

[21] Одними переводчиками эти слова читаются: "фимиам имени Моему, чистую жертву"; но 70 толковников и другие переводчики читают; "фимиам имени Моему и чистую жертву". Если по первому чтению под чистою жертвою разуметь не бескровную жертву в Пречистых Тайнах, но тот же фимиам, то в Ветхом Завете и фимиам приносился Богу только в храме, и курения, деланного по указанию Господа для скинии, не ведено было делать частным людям: Святыня да будет оно у тебя для Господа. Кто сделает подобное, чтобы курить им, - душа та истребится от народа своего (Исх. 30, 34-38); следовательно и эта жертва предполагает храмы.

[22] Римские катакомбы Фрикена, Ч. 1, стр. 70. 105. 173.

[23] От изображения Спасителя, поставленного перед дверью дома исцеленной Им кровоточивой, совершались исцеления, о чем сказано ниже. Образ Казанская обретен под печью сгоревшего дома стрельца; от списка Тихвинской иконы Божией Матери, который ныне в Исаакиевском Петербургском соборе, чудотворения начались, когда он еще стоял в квартире Марьи Востоковой. Господь во дни смирения своего на земле совершал великие чудеса и доныне совершает великие дела через людей смиренных и уничтоженных, так нередко Он совершает чудеса и через Св. иконы, оставленные людьми в пренебрежении или поврежденные временем, показывая тем, что и такие иконы не должно оставлять в пренебрежении. Калужская чудотворная икона Богоматери обретена под крышею (на чердаке) дома частного лица.

[24] Догм. Богосл. Макария, изд. 3. Т. III, стр. 340.

[25] Твор. Вас. Вел. Т. III, стр. 332. Русск. перев.

[26] Поэтому нельзя согласиться с теми, которые утверждают, что в борьбе с молоканами и штундистами надобно говорить только от Св. Писания. Следует доказывать им от Св. Писания необходимость Свящ. Предания и потом говорить и от Свящ. Предания, где это необходимо.

[27] Сказание составлено по древним историкам. Снес. мои Слова стр. 167. Авгарь - это был титул владетелей Осроены; он значит: великий муж. 1/23 3ак.42.

[28] Описание перенесения образа приписывается императору Константину Порфирородному (912-959), соправителю Романа I, но в этом описании есть такие места, по которым можно заключить, что оно принадлежит другому писателю, неизвестному по имени, но несомненно современному.

[29] Хроника Синкелла 215 год.

[30] История Армении стр. 105. Перевод Эмина. Армянская церковь отделилась совершенно от греческой восточной церкви в 491 году.

[31] Там же, стр. 294. Память Рипсимии 30 сентября.

[32] История Прокопия. Перевод Дестуниса, стр. 208, 269. История Евагрия, стр. 220 и след.

[33] Деян. Всел. Соборов т.VII, стр. 30.

[34] Церк. ист. 7, 18.

[35] Созом. кн. 5, гл. 21.

[36] Церк. ист. 7, 18.

[37] Церк. ист. Евагрия и проч. в русском переводе стр. 505.

[38] Diction. Martigny. р. 294.

[39] Bosio. Rom. sott. p. 537. D'Aginc. Hist. de la peint. p. 20. Римские катакомбы Фрикена. Ч. 3, стр. 5, Ч. 4, стр. 43-46, 48.

[40] Самые изображения смотр. в Римских катакомбах Фон-Фрикена. Ч. 4, стр. 47, 53-55. Ч. 3, стр. 150-155, 157, 161.

[41] Римские катакомбы Фон-Фрикена. Ч. 4, стр. 60-61. Ч. 3, стр. 160.

[42] Там же. Ч. 4, стр. 137.

[43] У восточных часто и напротив ап. Петр изображался лысым; изображался он таким и на западе, например на гробнице 4-го века в Латеранском музее. Катакомбы Фрикена. Ч. 4, стр. 113. N 21. Художники могли смешивать одного с другим, ибо не всегда над ними делались в древности надписи, и тем более, что ап. Петр старше ап. Павла.

[44] Рисунок в Римских катакомбах Фон-Фрикена. Ч. 3, стр. 174. Тоже выражение лиц апостолов на гробнице Аниция Петрония Проба, о коей будет ниже.

[45] Некоторые из них описаны в труде Фон-Фрикена. Ч. 4, стр. 59.

[46] Martigny р. 294. Римские катакомбы Фрикена. Ч. 4, стр. 82-87.

[47] По гречески дословно: рыба живых, рыба спаси, а на самом деле это означало: Иисус Христос Божий Сын Спаситель живых, или ; Иисус Христос Божий Сын Спаситель спаси.

[48] Римские катакомбы Фон-Фрикена, Ч. 2, стр. 97 и след.

[49] De Pudicifia X.

[50] Педагог III. 106. Martigny p. 544.

[51] Св. Мефодий Ловягина, стр. 244. Это место приводит из Мефодия св. Иоанн Дамаскин в 3 слове его об иконах.

[52] Жизнь Константина кн. 3, гл. 49. Что касается до письма Евсевия к сестре императора Констанции, которая будто просила его доставить изображение Спасителя; то это письмо считается некоторыми неподлинным (Petav. de incarnat. lib. XV, с.5, §9). Это письмо разобрано в сочинении патриарха Никифора против иконоборцев, которое издано Питрою (Antirrhet. contra Euseb. Spicilegium Solesmense 1852. Т. I, p. 31]. См. Деян. Вселен. Соборов VII , 530.

[53] Дерево, под коим сидели явившиеся Аврааму.

[54] Приводится это место из Евсевия и у Иоанна Дамаскина в III главе об иконах. "Христианское чтение" 1828 г. XXX. 15.

[55] Твор. Вас. Вел. рус. перев. Ч. 2, стр. 278. Это место приведено на 7 -ом Всел. Соборе за почитание св. икон. Деян. собор. VII, 305. Мы не приводим письма Василия Великого к Юлиану Отступнику, сильно говорящего за употребление в его время икон, потому что подлинность его противниками икон заподозривается. В нем он пишет: "образы апостолов и мучеников я почитаю и обожаю. Их видишь во всех наших церквах".

[56] Творения Григ. Нисск. Ч. 8, стр. 200-202 рус. пер.

[57] Там же. Ч. 4, стр. 393.

[58] Деян. Вселен. Соборов VII, 235.

[59] Твор. Григ. Богосл. Русск, перев. Ч. 2, стр. 268.

[60] Деян. Вселен. Соборов VII, 319.

[61] Там же стр. 234.

[62] Письмо помещено в издании Петавиевом. Т. II, стр. 317.

[63] Деян. Вселен. Соборов VII, 240-243. "Христианское чтение" 1827 г. Ч. 27, стр. 33 и след.

[64] Один из апостолов, крайний по левую руку Спасителя, сложил персты правой своей руки также именословно, как и сам Спаситель. Особенно ясно именословное благословение, употребляемое доныне восточными пастырями, у римского епископа Ипполита, изваяние которого сделано в 3 столетии и находится в Латеранском музее ( Фрикена Ч. 4, стр. 92), также у Спасителя на медальоне 4-го века, найденном в той же усыпальнице Домитиллы ( Фрикена Ч. 3, стр. 122, 138), о коем ниже. Поэтому мы не можем согласиться с Фрикеном, который именословное благословение Спасителя на изображении в усыпальнице Домитиппы называет жестом оратора, начинающего говорить. См. также Ч. 3, стр. 127. рисунок 10.

[65] Римские катакомбы Ч. 4, стр. 65, 66 и Ч. 3, стр. 167.

[66] Римские катакомбы Ч. 3, стр. 122 и 138.

[67] Смотри изображения обеих гробниц в Римских катакомбах Фрикена. Ч. 4, стр. 119. [123.124].

[68] Собором определено, чтобы отметающие иконы епископы и клирики были низлагаемы, а миряне были отлучаемы от церкви. Деян. Вселен. Соборов VII, 594.

[69] Хотя семь первых диаконов избраны были всем собранием христиан в Иерусалиме, но после избрания они поставлены были пред апостолами и сии, помолясь, возложили на них руки (Деян. 6, 6) и только через сие получили они благодать диаконовской степени служения трапезам. О степенях пресвитерской и диаконовской многократно говорится в св. Писании Нового Завета (Иак. 5, 14. Филип. 1,1. I Тим. 3, 8, 12 и проч.)

[70] Впоследствии и пасхальный агнец закалался священниками и левитами в Иерусалиме (2 Пар. 35, 6-13. Ездр. 6, 20).

[71] Старообрядцы весьма чтут иконы, но чудес от икон у них нет, ибо не имеют законного священства, а следовательно и Духа Святого не имеют.

[72] Твор. преп. Нила, русск. перев. Ч. 3, стр. 436. Деян. Вселен. Соборов VII, 257.

[73] Деян. Вселен. Соборов VII, 312.

[74] Созополь был город соседний с Амасиею.

[75] Память пр. Феодора Сикеота празднуется 22-го апреля. В сокращенном житии славянской Четии Минеи это чудо опущено.

[76] Деян. Вселен. Соборов VII, 350.

[77] Деян. Вселен. Соборов VII, 316.

[78] Деян. Вселен. Соборов VII, 416 и 417.

[79] Деян. Вселен. Соборов VII, 247.

[80] Деян. Вселен. Соборов VII, 285. 286.

[81] Деян. Вселен. Соборов VII, 292.

[82] Деян. Вселен. Соборов VII, 303.

[83] Жизнь ее и чудеса, извлеченные мною из греческой пергаменной рукописи Синодальной библиотеки (№159) 12-13 века, напечатаны в июльской книжке Душеполезного чтения за 1882 год и в книгах: избранные жития святых в 1893 г.

[84] Село Оковцы, - место явления св. икон, в Осташков. уезде в 70 верстах от Осташкова и от Ржева, на границах обоих уездов.

[85] Иконы названы Ржевскими по уезду, а не по месту явления, ибо место то было еще не заселено.

[86] От Оковцев до Москвы через Ржев и Волоколамск 285 верст.

[87] См. Слава Пресв. Владычицы 1853 г. Ч. 3, отдел. 2, стр. 76. Истор. Карамзина. Т. VIII, гл. II. Примеч. 153 и отдельную книжку: Историческая записка о селе Оковцах и проч. Ржев 1876.

[88] Исследование об этой рукописи и самое описание явления иконы помещены в Чтениях общества любителей духовного просвещения за 1880 год. Я рассматривал неоднократно эту рукопись и также прихожу в убеждению, что она писана рукою самого Гермогена.

[89] Слава Пресв. Богородицы Ч. III, отд. 3, стр. 47.

[90] "Христианское чтение" 1829 г. Ч. 36 и 1830 г. Ч. 37.

[91] "Душеполезное чтение", июнь 1872 г. Вышеозначенные сведения извлечены из дел Московской духовной консистории секретарем ее Н. Розановым.

[92] "Христианское чтение" 1832 г. Ч. 48.

[93] "Христианское чтение" 1834 г. Ч. I, стр. 112.

[94] "Христианское чтение" 1835 г. Ч. IV. Душеполезн. чтение 1873 г. июль, стр. 275.

[95] Это описание напечатано в "Душеполезном чтении" в июле 1872 года. Этот секретарь консистории хорошо нам известен; рассуждая с ним об этой иконе, мы вынесли убеждение, что он вполне уверен был в чудотворной силе ее.

[96] "Душеполезное чтение", май 1862 г.

[97] Историч. записка о селе Оковцах и пр. 1876 г. стр. 69.

[98] Полное описание этих событий помещено в "Страннике" 1867 года, февраль.

[99] Полное описание этого исцеления, вполне удостоверенного, помещено в "Христианском чтении" 1857 г. Ч. 2, стр. 239. В книжке под заглавием: "О чудотворно-явленной Тихвинской иконе Божией Матери", изданной в 1864 году, описано 18 чудес, совершенных от древней Тихвинской иконы Богоматери между 1823 и 1863 годами; в ней же описано исцеление Боровского, стр. 91 и след.

[100] "Душеполезное чтение" 1863 г. Ч. I, стр. 454.

[101] Изд. 1864 г. стр. 70.

[102] Чудо описано священником Дворцовой Вознесенской церкви П. Коротковым и напечатано в "Душеполезном чтении" 1867 г. Ч. I. "Известия" стр. 106.

[103] 1873 года. Март.

[104] "Воскресное чтение" 1886 г. №15.

[105] Кроме этой книжки сведения о сей иконе находятся в "Душеполезном чтении" 1883 г. ноябрь. Исцеление же дочери графа описано во многих газетах.

[106] Замечательно исцеление в Астрахани девицы Гицевич от списка Козельщинской Божией Матери, бывшее в 1885 году на страстной неделе, описанное приходским священником в Астраханских "Епархиальных Ведомостях" (№ 13, 1885 г.) и перепечатанное в "Душеполезном чтении" (август 1886 года).

[107] Деян. Вселен. Соборов VII, 296.

[108] "Христианское чтение" 1823 г. Ч. II, стр. 114.

 

 

http://profi-rus.by.ru/

 
   
 
 
 
 
 
 
   
 
Яндекс.Деньги
 
 
 
 

 

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.