Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Конституционно-правовой статус народного депутата Украины





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Народным депутатом может быть гражданин Украины, достигший на день выборов 21 года, имеет право голоса и проживает в Украине в течение последних 5 лет.

Установление возрастного ценза для депутатов (не моложе 21 года) обусловлено необходимостью вступления определенного жизненного опыта, нужного при решении сложных государственных вопросов во время работы в высшем представительном органе государства.

Ценз непрерывного пятилетнего проживания на территории Украины предусматривает наличие более глубокого понимания и осознания депутатом экономических, политических, социальных проблем государственного и общественного развития Украины и, соответственно, более компетентного выполнения своих обязанностей.

Не может быть депутатом гражданин, имеющий судимость за совершение умышленного преступления, если эта судимость не погашена и не снята. Основания, сроки и порядок погашения и снятия судимости определяются Уголовным кодексом Украины (статьи 89, 90, 91 УК Украины). Народный депутат Украины осуществляет свои полномочия на постоянной основе. Это означает, что для избранного народного депутата работа в парламенте является основной и постоянной на весь период его полномочий. Депутат не может иметь другого представительского мандата, состоять на государственной службе, заниматься другой деятельностью по совместительству с получением вознаграждения, кроме преподавательской, научной, литературной, художественной и творческой деятельности в свободное от работы время.

Перед вступлением в должность народные депутаты приносят перед Верховной Радой Украины присягу. Ее текст закреплен в ст. 79 Конституции Украины. Отказ принести присягу влечет потерю депутатского мандата.

Конституция Украины закрепляет гарантии, призванные обеспечить благоприятные условия для выполнения депутатами своих полномочий, а также защитить их от репрессий.

Одной из таких гарантий является депутатская неприкосновенность. Народные депутаты не могут быть привлечены к уголовной ответственности или арестованы без согласия Верховной Рады Украины. Они также не несут ответственности за выступления в парламенте или его комитетах, за результаты голосования по тому или иному вопросу и т.д.. Однако народные депутаты несут юридическую ответственность за оскорбление или клевету. Эта норма призвана предотвратить злоупотребления народными депутатами своим статусом, дисциплинировать их.

Объем полномочий народных депутатов Украины определяется Конституцией Украины и законодательством. Эти полномочия начинаются с момента составления депутатом присяги и прекращаются одновременно с прекращением полномочий Верховной Рады Украины соответствующего созыва. И Конституция Украины (ст. 81) предусматривает и возможность досрочного прекращения депутатских полномочий в случае:

- Их составления по личному заявлению депутата (решение об этом принимается Верховной Радой Украины);

- Вступления в законную силу обвинительного приговора в отношении депутата (со дня вступления в законную силу решения суда);

- Признание его судом недееспособным или безвестно отсутствующим (со дня вступления в законную силу решения суда);

- Прекращение гражданства депутата или его отъезда на постоянное место жительства за пределы Украины (решение об этом принимается Верховной Радой Украины);

- Невыполнения требования относительно несовместимости депутатского мандата с другими видами деятельно
сти (судом, по представлению Председателя Верховной Рады Украины или по инициативе не менее 25 народных депутатов Украины);

- Смерти депутата (со дня смерти, удостоверенной свидетельством о смерти).

Народный депутат Украины обязан участвовать в заседаниях Верховной Рады Украины, ее органов, в контроле за выполнением законов и других актов. Он имеет право решающего голоса в вопросах, которые рассматриваются Верховной Радой Украины и ее органами.

Народный депутат Украины имеет право избирать и быть избранным в органы Верховной Рады Украины, предлагать вопросы для рассмотрения, высказывать собственное мнение. Он имеет право законодательной инициативы, может вносить предложения и поправки к проектам законов, обращаться с вопросами, участвовать в дебатах, ставить вопрос о проверке деятельности предприятий, учреждений, организаций.

Народный депутат Украины имеет право на сессии Верховной Рады Украины обратиться с запросом в органы Верховной Рады Украины, Кабинета Министров Украины, руководителей других органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций. Руководители органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций обязаны сообщать народного депутата о результатах рассмотрения его запроса в десятидневный срок.

Основными формами деятельности народного депутата является его участие в работе парламента, его комитетов и комиссий, среди населения. Он имеет право принимать участие в рассмотрении в органах власти любых вопросов, касающихся интересов граждан и организаций, требовать прекращения нарушений закона, проводить собрания избирателей, получать необходимую информацию.

По истечении полномочий народному депутату предоставляется прежняя работа, а при невозможности этого - он зачисляется в резерв кадров государственной службы.

79) Свободный и императивный мандат народного депутата: понятие, конституционное оформление.

Принцип свободного депутатского мандата прямо не закрепляется в Конституции Украины, но он вытекает из общего принципа парламентаризма, который получил признание в ст. 75 Конститу-ции Украины. Кроме того, Конституция Украины не предусматривает таких составляющих признаки императивного мандата, как наказы избирателей и отзыве народного депутата Украины избирателями. Этот принцип имеет определяющее значение и обусловливает характер мандата народного депутата Украины.

Конституции «советского» периода закрепляли императивный характер депутатского мандата, обосновывался на основе положений доктрины народного суверенитета, сформулированной Жан-Жаком Руссо в XVIII в. Доктрина Ж.-Ж. Руссо базируется на идее неделимости и непредставництва народного суверенитета: представлять можно не сам суверенитет, а только власть. По Ж.-Ж. Руссо депутаты не могут быть представителями народа, они являются лишь его уповноваженими1. Отсюда вытекали такие необходимые элементы императивного депутатского мандата, как связь депутата волей своих избирателей (наказы избирателей) и отзыва депутата избирателями. В практическом плане императивный мандат не имеет никакого смысла, поскольку обращение депутата к своим избирателям по каждому вопросу, который обсуждается парламентом, вследствие лишь чисто технических проблем, не говоря о других аспектах, может полностью дезорганизовать его работу.

Конституции демократических государств основном закрепляют принцип свободного депутатского мандата, сформулированный английским ученым и законодателем Эдмундом Бруком 1774 г.: «парламент не является собранием послов, имеющими различные и враждебные интересы, которые каждый член парламента должен защищать, действуя как агент и адвокат и борясь с другими агентами и адвокатами; парламент является специальной ассамблеей одной нации с одним интересом, интересом целого, - в котором руководящими принципами должны быть не местные цели, а польза для всех, которая является результатом защиты интересов всех как одного целого »1.

Суть этого принципа заключается в том, что парламентарий является представителем всего народа (нации), никто не может отозвать его или давать обязательные приказы. Участвуя в осуществлении функций парламента, он связан нормами Конституции, ответственностью перед Богом и своей совестью, которая должна подсказывать ему, какое решение принимать по тем или иным проблемам, которые обсуждаются в парламенте. К основным положениям свободного депутатского мандата, в частности, относятся:

1) мандат является общим (т.е. хотя депутаты и могут избираться по избирательным округам, они представляют всю нацию);

2) мандат-не императивный, а факультативный (его осуществление свободно - от принуждения, депутат не обязан делать что-то конкретное, в частности участвовать в парламентских заседаниях, не обязан учитывать мнение своих избирателей);

3) мандат не подлежит отзыву;

4) мандат на его осуществление не требует одобрения действий мандатария (презумпция соответствия воли депутатов воле народа не подлежит отрицанию).

80) Право депутатской неприкосновенности народного депутата Украины: понятие, сущность.

Принцип депутатской неприкосновенности означает, что:

1. Народный депутат Украины не может быть без согласия Верховной Рады Украины привлечен к уголовной ответственности, задержан или арестован.

2. Обыск, задержание народного депутата или осмотр личных вещей и багажа, транспорта, жилого или служебного помещения народного депутата, а также нарушение тайны переписки, телефонных разговоров, телеграфной и другой корреспонденции и применение других мер, в соответствии с законом ограничивают права и свободы народного депутата Украины , допускаются лишь в случае, когда Верховной Радой Украины дано согласие на привлечение его к уголовной ответственности, если другими способами получить информацию невозможно (ч. З ст. 80 Конституции Украины, ст. 27 Закона Украины «О статусе народного депутата Украины»).

Порядок получения согласия Верховной Рады Украины на привлечение народного депутата Украины к ответственности определяется Регламентом Верховной Рады Украины и Законом Украины «О статусе народного депутата Украины». Так, представление о даче согласия на привлечение к ответственности депутата вносится в Верховную Раду Украины Генеральным прокурором Украины, о чем немедленно доводится до сведения депутата. Это представление вносится до предъявления депутату обвинения или издания санкции на арест депутата и рассматривается Верховной Радой Украины не позднее чем в месячный срок. Комитет, в компетенцию которого входят вопросы депутатской этики, с соблюдением обычной процедуры определяет законность и обоснованность представления. На заседание комитета приглашается депутат, в отношении которого внесено представление. Отсутствие приглашенного депутата на заседании комитета без уважительных причин не является препятствием для принятия решения. Решение о согласии на привлечение к ответственности депутата принимается на заседании Верховной Рады Украины поименным голосованием в виде постановления не менее 2/3 голосов депутатов от их фактического количества. Решение Верховной Рады Украины по этому вопросу не пересматривается.

Депутатский индемнитет рассматривается в двух аспектах: во-первых, как неответственность народного депутата Украины-он не несет юридической ответственности за результаты голосования или высказывания в парламенте и его органах, за исключением ответственности за оскорбление или клевету (ч. 2 ст. 80 Конституции Украины) , во-вторых,

как вознаграждение народного депутата Украины за его парламентскую деятельность (согласно ст. 33 Закона Украины «О статусе народного депутата Украины» оплата труда народного депутата Украины проводится в размерах, установленных Верховной Радой Украины).


81) Право народного депутата на депутатский запрос и депутатское обращение.
Народный депутат имеет право на сессии Верховной Рады Украины
обратиться с запросом к Президенту Украины, к органам Верховной Рады Украины, в Кабинет Министров Украины, к руководителям других органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также к руководителям предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории Украины, независимо от их подчинения и форм собственности.

Депутатский запрос - это требование народного депутата,

народных депутатов или комитета Верховной Рады Украины,

заявляется на сессии Верховной Рады Украины к Президенту Украины, к органам Верховной Рады Украины, в Кабинет Министров Украины, к руководителям других органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также к руководителям предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории Украины, независимо от их подчинения и форм собственности, дать официальный ответ по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Президент Украины, руководители органов государственной власти и

органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и

организаций, к которым обращен запрос, обязаны сообщить

народного депутата, группу народных депутатов, комитет Верховной Рады Украины в письменной форме о результатах рассмотрения его (их) запроса в пятнадцатидневный срок со дня его получения или в иной, установленный Верховной Радой Украины, срок.

Народный депутат имеет право на депутатское обращение к органам государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц, руководителей предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности и подчинения, объединений граждан по вопросам, связанным с депутатской деятельностью, и принимать участие в рассмотрении поставленных вопросов.

Депутатское обращение - изложенное в письменной форме

предложение народного депутата, обращенное к органам государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц, руководителей предприятий, учреждений и организаций, объединений граждан осуществить определенные действия, дать официальное разъяснение или изложить позицию по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Орган государственной власти, орган местного самоуправления, их должностные лица, руководители предприятий, учреждений и организаций, объединений граждан, которым адресовано депутатское обращение, обязаны в течение 10 дней с момента его получения рассмотреть и дать письменный ответ. В случае невозможности рассмотрения обращения народного депутата в определенный срок ему сообщают об этом официальным письмом с изложением причин продления срока рассмотрения.

Срок рассмотрения депутатского обращения, с учетом продления, не может превышать 30 дней с момента его получения.

82) Прекращение полномочий

Полномочия народных депутатов Украины прекращаются одновременно с прекращением полномочий Верховной Рады Украины.

Полномочия народного депутата Украины прекращаются досрочно в случае:

сложения полномочий по его личному заявлению;
вступления в законную силу обвинительного приговора относительно него;
признание его судом недееспособным или безвестно отсутствующим;
прекращение его гражданства или его выезда на постоянное проживание за пределы Украины;
если в течение двадцати дней со дня возникновения обстоятельств, которые приводят к нарушению требований относительно несовместимости депутатского мандата с другими видами деятельности, эти обстоятельства им не устранены;
его смерти.

Полномочия народного депутата Украины прекращаются досрочно также в случае досрочного прекращения в соответствии с Конституцией Украины полномочий Верховной Рады Украины - в день открытия первого заседания Верховной Рады Украины нового созыва.

В случае вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении народного депутата Украины, признание народного депутата Украины недееспособным или безвестно отсутствующим его полномочия прекращаются со дня вступления в законную силу решения суда, а в случае смерти народного депутата Украины - со дня смерти, удостоверенной свидетельством о смерти.

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.