РЕЦЕНЗЕНТЫ. Профессор, доктор биологических наук, заведующий кафедрой Яковлева С.В. Брянской государственной сельскохозяйственной академии.
Профессор, доктор медицинских наук Бахтинов А.П. Брянского государственного университета им. академика И.Г. Петровского.
ПРЕДИСЛОВИЕ
ЦЕЛЬ ИЗДАНИЯ И ПОСТРОЕНИЕ УМК
Учебно-методический комплекс представляет собой руководство для самостоятельного изучения студентами гистологических препаратов на лабораторных занятиях по биологии клетки. Он поможет пониманию закономерностей строения, объемных отношений, функций и генезиса различных структур и их особенностей.
Данный учебно-методический комплекс предназначен для студентов высших учебных заведений биологического, педагогического, медицинского, физкультурного, сельскохозяйственного профилей содержит основные сведения о строении и функции клетки, отражает современное состояние цитологии и создает целостное представление о клетке как элементарной единице организмов, которой присущи все признаки живого.
УМК содержит иллюстрации теоретических положений курса, оптимизирует их понимание и усвоение, служит целям формирования у будущего учителя биологии навыков и умений, необходимых для работы в школе. Документальный иллюстрированный и описательный материал практикума служит также целям усвоения студентами элементов введения в биологию и тем самым подготавливает их к изучению других биологических предметов.
В этом УМК, описаны гистопрепараты, которые сопровождаются микрофотографиями, сделанных с серийных препаратов, выполненных авторами с помощью цифрового фотоаппарата и микроскопа.
Описание гистологических препаратов сделано по единому плану и рассчитано на активную и максимально самостоятельную работу студентов на лабораторных и леционных занятиях. В текстовой части практикума дано объяснение гистофизиологических особенностей и закономерностей, которыми следует руководствоваться при изучении каждого гистологического объекта и выяснении указаний по технике микроскопии.
Особое внимание уделено в УМК описанию изготовления и правил работы с так называемыми школьными препаратами. Этот материал может быть использован студентами не только на лабораторных и лекционных занятиях, но и при подготовке к педпрактике, поможет будущему учителю разнообразить иллюстрированный материал на уроках.
Содержание УМК соответствует утвержденным программам для университетов, с учетом межпредметных связей и программ по смежным дисциплинам. Все названия структур даны в соответствии и Международной гистологической номенклатурой (Nomina Histologica, 1989), русские эквиваленты терминов – общепринятой опубликованной номенклатуре.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I
Программа курса. Содержание курса…..…………………………………………….5
Глава II
Занятие 1. Введение в дисциплину…………………………….…………………….11
Тема 1. Предмет биология клетки……………………………………………….…..11
Правила работы обращения с микроскопом………………………………………...15
Основы общей цитологии – биологии клетки……………………………………....18
Цитологические и цитогенетические термины………………………………........186
Глава VIII
Вопросы к экзамену по дисциплине «цитология»……………………………..….193
Вопросы к ГАК по дисциплине «цитология»……………………………………...196
Литература…………………………………………………………………………..197
ГЛАВА I
Программа курса
Пояснительная записка
Цитология разработана и апробирована в соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, согласно которой основной задачей высшего профессионального образования является «подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования».
Реализация поставленной задачи предполагает как повышение роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом, так и усиление ответственности преподавателей за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста студентов, воспитание их творческой активности и инициативы. Таким образом, увеличение доли самостоятельной работы студентов требует соответствующей реорганизации учебного процесса, модернизации учебно-методической документации, разработки новых дидактических подходов для глубокого самостоятельного освоения учебного материала.
Целью курса Биология клетки является изучение клетки как элементарной биологической системы, ее строения, процессов обмена веществ в клетках, закономерностей воспроизведения и дифференцировки клеток. Изучение цитологии предполагает наличие у студентов школьных знаний по ботанике, зоологии, генетике и экологии. Объем и уровень знаний, полученных студентами при изучении курса, должны обеспечить возможность ведения общебиологических дисциплин в средних общеобразовательных учреждениях различного профиля.
Основными задачами курса Биология клетки являются следующие: изучение истории учения о клетке, изучение структурных компонентов клетки, изучение воспроизведения клеток, изучение обменных процессов в клетках.
По окончании курса студенты должны знать: историю создания клеточной теории и основные положения клеточной теории; современные методы изучения клетки; структурные компоненты клетки и функционально-генетические связи между ними; закономерности воспроизведения клеток; основные обменные процессы в клетках.
Студенты, освоившие курс, должны уметь: использовать возможности светового микроскопа, анализировать цитологические препараты, планировать цитологические исследования, изготавливать простейшие (давленные) препараты.
Биология клетки изучается на 1 курсе естественно-географического факультета в течение одного семестра, по окончании которого сдается зачет.Проводится 1 контрольная работа.
Объем курса по специальности «биология и химия» - 34 часа, из них – 17 часов – лекционный курс, 17 часов – лабораторно-практические занятия. Кроме того, предусматриваются самостоятельные работы (с дополнительным объемом внеаудиторной работы в 14 часов).
Распределение учебной нагрузки по видам учебной деятельности произведено в соответствии с двухуровневой структурой информационно-деятельностной составляющей курса:
1 уровень – усвоение основных понятий и концепций клеточной теории и закономерностей строения и функционирования клеток в соответствии с основной учебной литературой, материалами лекций и лабораторно-практических занятий;
2 уровень – изучение истории цитологии и современных представлений о молекулярно-генетическом и клеточном уровнях организации жизни в ходе самостоятельной работы с дополнительной литературой и другими материалами ( в т.ч., и электронной форме).