Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Организация учебной работы



Им.А.Н.Туполева

(г. Набережные Челны)

 

 

Кафедра естественнонаучных дисциплин

А.Р. Вазиева

Начертательная геометрия

Учебно-методическое пособие

Набережные Челны – 2011

УДК 159.929

ББК 88.2

В13

 

Печатается по решению с учебно-методического совета

Казанский государственный технический университет (г.Казань).

 

Автор-составитель:

Вазиева А.Р.

В13 Начертательная геометрия: учебно-методическое пособие / А.Р.Вазиева. – Казань: Изд-во Казанского государственного технического университета (г.Казань)., 2011. – 36 с.

 

Рецензент:

Мухутдинов Р.Х. – кандидат педагогических наук, доцент каф. ОИП КПФУ

Минсабирова В.Н.- кандидат педагогических наук, доцент каф. ИЗО ФГБОУ ВПО "НИСПТР"

 

Обсужден и одобрен на заседании кафедры естественнонаучных дисциплин

 

 

Учебно-методическое пособие содержит материал к практическим занятиям по перспективе для подготовки учащихся по профилю подготовки. Данное пособие предназначено для студентов дневного и заочного отделений как для аудиторных, так и самостоятельной работы.

 

УДК 159.929

ББК 88.

© Вазиева А.Р., 2011

© Казанский государственный технический университет (г.Казань), 2011

Содержание


Введение................................................................................................................... 4

Организация учебной работы.......................................................................... 4

Обозначения............................................................................................................ 8

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1............................................................................... 9

Эпюр №1.................................................................................................................. 11

Эпюр №2.................................................................................................................. 14

Эпюр №3.................................................................................................................. 18

Эпюр №4.................................................................................................................. 21

Эпюр №5.................................................................................................................. 23

ПРИЛОЖЕНИЕ........................................................................................................ 21


 

 

 


Введение

 

Организация учебной работы

Начертательную геометрию студенты изучают на первом курсе обучения. Перед изучением курса необходимо прежде всего озна­комиться с программой, приобрести учебную литературу и тща­тельно продумать календарный рабочий план самостоятельной учебной работы, согласуя его с учебным графиком и планами по другим учебным дисциплинам первого курса. Наряду с изучением теории необходимо ознакомиться с решением типовых задач каждой темы курса и выполнить контрольные работы.

Надо учитывать уровень своей математической подготовки, уметь достаточно точно и аккуратно выполнять графические пост­роения при решении конкретных геометрических задач. Правильно построенные самостоятельные занятия по начертательной геомет­рии разрешат трудности в изучении этой дисциплины и научат студента уметь представлять всевозможные сочетания геометри­ческих форм в пространстве. Начертательная геометрия способствует развитию пространственного воображения (мышле­ния), умению "читать" чертежи, с помощью чертежа передавать свои мысли и правильно понимать мысли другого, что крайне не­обходимо инженеру.

При изучении начертательной геометрии следует придержи­ваться следующих общих указаний:

1. Начертательную геометрию нужно изучать строго после­довательно и систематически. Перерывы в занятиях, а также пе­регрузки нежелательны.

2. Прочитанный в учебной литературе материал должен быть глубоко усвоен. В начертательной геометрии следует избегать механического запоминания теорем, отдельных формулировок и ре­шений задач. Такое запоминание непрочно. Студент должен разоб­раться в теоретическом материале и уметь применять его как об­щую схему к решению конкретных задач.

При изучении того или иного материала курса не исключено возникновение у студента ложного впечатления, что все прочи­танное им хорошо понято, что материал прост и можно не задер­живаться на нем. Свои знания надо проверить ответами на поставленные в конце каждой темы учебника вопросы и решением задач.

3. Очень большую помощь в изучении курса оказывает хороший конспект учебника или аудиторных лекций, где записывают основ­ные положения изучаемой темы и краткие пояснения графических построений в решении геометрических задач. Такой конспект по­может глубже понять и запомнить изучаемый материал. Он служит также справочником, к которому приходится прибегать, сопостав­ляя темы в единой взаимосвязи.

Каждую тему курса по учебнику желательно прочитать дваж­ды. При первом чтении учебника глубоко и последовательно изу­чают весь материал темы. При повторном изучении темы рекомен­дуется вести конспект, записывая в нем основные положения тео­рии, теоремы курса и порядок решения типовых задач. В конспек­те надо указать ту часть пояснительного материала, которая плохо запоминается и нуждается в частом повторении. При подго­товке к экзамену конспект не может заменить учебник.

4. В курсе начертательной геометрии решению задач должно быть уделено особое внимание. Решение задач является наилучшим средством более глубокого и всестороннего постижения основных положений теории.

Прежде чем приступить к решению той или иной геометри­ческой задачи, надо понять ее условие и четко представить себе схему решения, т.е. установить последовательность выполнения операций. Надо представить себе в пространстве заданные гео­метрические образы.

5. В начальной стадии изучения курса начертательной гео­метрии полезно прибегать к моделированию изучаемых геометри­ческих форм и их сочетаний. Значительную помощь оказывают за­рисовки воображаемых моделей, а также их простейшие макеты. В дальнейшем надо привыкать выполнять всякие операции с геомет­рическими формами в пространстве на их проекционных изображе­ниях, не прибегая уже к помощи моделей и зарисовок. Основатель­ная проверка знаний студента может быть проведена им же самим в процессе выполнения контрольных работ. Здесь студент должен поставить себя в такие условия, какие бывают на экзамене.

6. Если в процессе изучения курса начертательной геомет­рии у студента возникли трудности, то он должен обратиться за письменной консультацией на кафедру института или за устной консультацией в учебно-консультативный пункт (филиал) по месту своего прикрепления. Студент-заочник должен поддерживать самую тесную связь с преподавателем-рецензентом по всем вопросам, связанным с изучением учебной дисциплины

7. Выполнив все контрольные работы по курсу начертатель­ной геометрии и имея рецензии на них с отметкой "Зачтено", студент имеет право сдавать экзамен. На экзамен представляются зачтенные контрольные работы по каждой теме курса; по ним про­изводится предварительный опрос-собеседование. Преподаватель вправе аннулировать представленное контрольное задание, сооб­щив об этом на кафедру и на факультет, если при собеседовании убедится, что студент выполнил контрольные работы не самостоя­тельно.

На экзамене студенту предлагается решить две-три задачи и ответить на один-два теоретических вопроса. Решение задач вы­полняется на листе чертежной бумаги (ватман) формата А 3 (297х420) с помощью чертежных инструментов в карандаше. На эк­замен необходимо принести с собой лист чертежной бумаги (ват­ман формата А 3, два треугольника, карандаши ( жесткий и мяг­кий), циркуль-измеритель, резинку.

Контрольные работы. Контрольные работы по начертательной геометрии представляют собой эпюры (чертежи), которые выполня­ют по мере последовательности прохождения курса. Каждый конт­рольный эпюр сопровождается планом его решения, т.е. кратким описанием хода решения задачи.

Задания на контрольные работы индивидуальные. Они представлены в вариантах. Каждая контрольная работа представляется на рецензию в полном объеме (необходимое число эпюров с объяснительными записками к ним). Представление контрольных работ по частям (отдельным эпюрам) не разрешается. На каждую контрольную работу препода­ватель кафедры составляет рецензию, в которой кратко отмечает достоинства и недостатки работы. Контрольную работу вместе с рецензией возвращают студенту, и она хранится у него до экза­мена. Пометки преподавателя должны быть приняты студентом к исполнению. Если работа не зачтена, преподаватель в рецензии указывает, какую часть контрольной работы надо переделать или же выполнить всю контрольную работу вновь. На повторную рецензию следует высылать всю контрольную работу полностью. К вы­полнению следующей контрольной работы приступить, не ожидая ответа на предыдущую.

Контрольные работы представляются на рецензию строго в сроки, указанные в учебном графике.

Эпюры контрольных работ выполняются на листах чертежной бумаги формата А 3 (297х420 мм). На расстоянии 5 мм от линии обреза листа проводится рамка поля чертежа. С левой стороны линия рамки проводится от линии обреза листа на расстоянии 20 мм. В правом нижнем углу формата вплотную к рамке помешается основная надпись. Размеры ее и текст на ней показаны на черте­жах-образцах настоящего пособия.

Задания к эпюрам берутся в соответствии с вариантами из таблиц. Чертежи заданий вычерчиваются в заданном масштабе и размещаются с учетом наиболее равномерного размещения всего эпюра в пределах формата листа.

Все надписи, как и отдельные обозначения в виде букв и цифр на эпюре, должны быть выполнены стандартным шрифтом раз­мером 3,5 и 5 в соответствии с ГОСТ 2. 304-81. Эпюры выполня­ются с помощью чертежных инструментов: вначале карандашом с последующей обводкой всех основных построений пастой шариковой ручки. На тщательность построений должно быть обращено серьез­ное внимание. Небрежно выполненные построения не только снижа­ют качество чертежа, но приводят к неправильным результатам. При обводке пастой характер и толщина линий берутся в соот­ветствии с ГОСТ 2.303-68. Все видимые основные линии - сплош­ные толщиной S=0,8... 1,0 мм. Линии центров и осевые – штрих - пунктирной линией толщиной от S/2 до S/3 мм. Линии построений и линии связи должны быть сплошными и наиболее тонкими. Линии невидимых контуров показывают штриховыми линиями. На это сле­дует обратить внимание при выполнении всех контрольных работ, имея при этом ввиду, что заданные плоскости и поверхности не прозрачны.

Желательно при обводке пользоваться цветной пастой. При этом все данные линии обводятся черной пастой, искомые линии - красной пастой, линии построений - синей или зеленой (пастой). Все основные вспомогательные построения должны быть сохранены. Точки на чертеже желательно вычерчивать в виде окружности диа­метром 1,5...2 мм с помощью циркуля - "балеринки" (см. чертежи - образцы в учебниках). Рекомендуется отдельные видимые эле­менты геометрических тел и поверхностей покрывать бледными то­нами красок, используя акварель, разведенную в воде тушь, чай или цветные карандаши. Всегда, однако, следует помнить о том, чтобы тона были очень бледными, не затемняли линий построе­ний, надписей и обозначений.

Каждый эпюр сопровождается пояснительной запиской, в ко­торой на одном листе писчей бумаги формата А4 (297х210 мм) кратко излагаются план решения задач и последовательность гра­фических построений.

Обозначения

1. Плоскости проекций и их поля:

фронтальная V

горизонтальная Н

профильная W

2. Дополнительно вводимые плоскости или плоскости в пространстве: P;Q;R;S;T

3. Начало координат, оси координат: 0; x; y; z.

4. Точки в пространстве: А; В; С; Д;...; 1; 2; 3;...

5. Последовательность точек в пространстве А1; А2; А3;…

6. Линии (прямые и кривые) в пространстве, их отрезки АВ; ВС; 12; 23;…

7. Углы в пространстве, натуральные величины углов α; β; γ;…

8. Проекции точек:

фронтальные а'; в';...; 1'; 2';...

горизонтальные а; в;...; 1; 2;...

профильные а"; в";...; 1"; 2";...,

 

9. Следы прямых, их проекции M; N; m; n; m׳; n׳; m׳׳; n׳׳.

10. Следы плоскостей:

фронтальный PV; QV;…

горизонтальный PH; QH;…

профильный PW; QW;…

11. Дополнительные обозначения плоскости в пространстве:

P (ABC); Q (AB×BC); R (AB||ДС); …

на эпюре P (авс; а׳в׳с׳); Q (ав×вс; а׳в׳×в׳с׳); …

12. Плоскость аксонометрических проекций Р0

13. Система аксонометрических осей и начало координат: x0; y0; z0; o0

14. Треугольник следов плоскости аксонометрических проекций АВС или x;y;z

15. Показатели (коэффициенты) искажения по осям H; V; W.

16. Совпадение двух геометрических элементов А=а; АВ= а׳в׳;…

17. Взаимная принадлежность двух геометрических элементов; например: точка А принадлежит плоскости Р. mA ∩P; mA ∩P

18. Параллельность геометрических элементов ||

19. Пересечение двух прямых, фигур ×

20. Результат геометрических построений =

21. Прямой угол ∟

 

 




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.