Управление, производство и потребление, инвестирование и развитие региональных образований в условиях рыночных отношений основано на эффективных методах анализа геоинформационных данных, рынка геоинформационных продуктов и применения этой аналитической информации.
Современный период развития рыночной экономики характерен увеличением использования природных ресурсов без реального их восстановления. Это может привести в будущем к появлению необратимых природных последствий, в результате которых окружающая среда может стать непригодной для жизни.
В связи с этим вопросы научного обоснования освоения природной среды и критерия эффективности капитальных вложений в окружающую среду являются актуальными и требуют повышенного внимания.
Одним из основных методов их решения является научное прогнозирование, основанное на всестороннем комплексном исследовании данных о региональных образованиях. В исследовании должны учитываться не только данные о самой природной среде, но и другие, отражающие факторы социальной сферы, трудовых, материальных и финансовых ресурсов, требования рационального природопользования и т.п.
Такое комплексное исследование в настоящее время осуществимо только на основе применения ГИС-технологий и геоинформационных систем.
Основой исследования служит анализ природной и социальной среды как совокупности геоинформационных объектов. Рассмотрение таких объектов не как индивидуальных сущностей, а как связанных между собой совокупностей в рыночной среде приводит к введению новых понятий. Такими понятиями являются геоинформационная среда и геоинформационные исследования.
Геоинформационная среда - включает в себя геоинформационные объекты, их окружение, явные и неявные связи между ними, факторы, определяющие возможности наблюдать, контролировать и моделировать явления и объекты этой среды.
При решении многих задач основной частью геоинформационной среды является природная. Природная среда не поддается управлению со стороны исследователя. По этой причине принятие решений в таких задачах находится в зависимости от состояния этих внешних факторов, а географическая, демографическая и социальная информация становится важным компонентом в принятии решений в рыночных условиях и содействии экономическому развитию различных организаций и страны в целом.
Следует отметить, что перечисленные виды информации входят в комплекс интегрированных геоинформационных данных. По этой причине природная среда может изучаться как часть геоинформационных данных.
Геоинформационные исследования - представляют собой набор методов получения и анализа информации о геоинформационной среде для поддержки принятия решений.
Геоинформационные исследования, предназначенные для решения задач прогнозирования, реализуются путем целенаправленного систематического определения данных, необходимых для поддержки принятия решений, их сбора и анализа. Они снижают уровень неопределенности и касаются всех элементов системы принятия решений. Геоинформационные исследования осуществляются в двух аспектах:
- оценка тех или иных геоинформационных параметров для данного момента времени;