Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ И ЕГО ФОРМЫ





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

ВОПРОСЫ:

1. Понятие, сущность и задачи стадии предварительного расследования.

2. Формы предварительного расследования.

3. Органы дознания и их полномочия.

4. Понятие, порядок и сроки дознания. Отличие дознания от неотложных следственных действий.

 

Нормативно-правовые акты к лекции:

1. Приказ Следственного комитета РФ от 15.01.2011 № 2 «Об организации предварительного расследования в Следственном комитете Российской Федерации»

2. Указание Генпрокуратуры РФ от 29.01.2008 № 14/49 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением требований закона о соблюдении подследственности уголовных дел»

ВОПРОС 1.

Предварительное расследование – это вторая обязательная стадия уголовного процесса, следующая за возбуждением уголовного дела. Однако есть исключения – уголовные дела частного обвинения не проходят стадию предварительного расследования. Начальный момент данной стадии определяется возбуждением уголовного дела (вынесением постановления).

Предварительное расследование представляет собой деятельность дознавателя, следователя по собиранию, проверке и оценке доказательств о событии преступления, виновности лица, его совершившего, а также о мотивах преступления; об обстоятельствах, влияющих на степень и характер ответственности; о размере причиненного ущерба; об условиях, способствовавших совершению преступления, и др. Установление этих обстоятельств в полном объеме является целью предварительного расследования.

Указанная деятельность должна проходить в условиях соблюдения законности, охраны прав и интересов участников процесса.

Всестороннее, полное и объективное расследование преступления, что также является целью предварительного расследования, обеспечивает не только правильное применение уголовного закона, но и предотвращает возможность привлечения в качестве обвиняемого лица, не совершившего преступление.

Таким образом, предварительное расследование – это урегулированная уголовно-процессуальным законом деятельность органов дознания и предварительного следствия по раскрытию преступлений, изобличению виновных, обеспечению обоснованного привлечения их в качестве обвиняемых и установлению всех обстоятельств уголовного дела для создания предпосылок решения задач уголовного судопроизводства.

Особенности предварительного расследования:

1. Расследование определяется как предварительное потому, что оно осуществляется до судебного разбирательства дела, в ходе которого и решается вопрос о виновности лица в совершении преступления и назначается наказание за совершенное деяние. Сделанные же правоохранительными органами выводы являются для суда версией обвинения, которая подлежит всесторонней проверке в суде, а также определяют пределы судебного разбирательства.

2. В судебном заседании в основном рассматриваются материалы, собранные в ходе предварительного расследования. Поэтому для того, чтобы суд имел возможность разрешить уголовное дело и вынести законный, обоснованный и справедливый приговор, орган расследования должен собрать достаточные доказательства, которые могут быть положены в основу приговора.

3. В ходе предварительного расследования могут быть установлены обстоятельства, дающие основания для прекращения уголовного дела.

4. Предварительное расследование – это всегда уголовно-процессуальная деятельность.

5. Предварительное расследование направлено на установление всех обстоятельств, перечисленных в ст. 73 УПК РФ.

6. Предварительное расследование может производиться только специальными субъектами, наделенными законом полномочиями осуществлять досудебную уголовно-процессуальную деятельность.

Значение стадии предварительного расследования заключается в том, что еще до начала судебного разбирательства дознаватель, следователь принимает меры к раскрытию преступления, сбору доказательств, достаточных для привлечения к уголовной ответственности виновных, а равно для установления отсутствия события (состава) преступления или других оснований прекращения уголовного дела.

Тем самым данная стадия облегчает последующее судебное следствие и освобождает суд от рассмотрения дел, по которым нет необходимости назначения наказания.

Именно на этой стадии до суда решаются задачи уголовного процесса. Предварительное расследование, основанное на законе, принципах, общих условиях уголовно-процессуального производства, способствует эффективной защите прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а также защите личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.

И наоборот, осуществление предварительного расследования без достаточных к тому оснований так же, как и решение стоящих перед ним задач средствами стадии возбуждения уголовного дела, является грубейшими нарушениями законности, приносящими большой вред обществу, государству, правам и законным интересам физических и юридических лиц.

 

ВОПРОС 2.

В зависимости от органов, призванных осуществлять предварительное расследование, а также в соответствии с присущими им процессуальными правилами, различают следующие формы предварительного расследования (ст. 150 УПК РФ):

1. предварительное следствие,

2. дознание.

Некоторые авторы выделяют смешанное предварительное расследование, которое включает в себя собственно проводимые органами дознания неотложные следственные действия и последующее предварительное следствие (в период действия УПК РФ РСФСР данная форма имела название «Дознание по делам, по которым производство предварительное следствие обязательно»). Но поскольку данный вид деятельности – неотложные следственные действия – не завершает стадию предварительного расследования, то поэтому не может в отрыве от проводящегося после него предварительного следствия называться формой предварительного расследования.

Между предварительным следствием и дознанием нет принципиального (т.е. существенного) различия. Эти формы имеют сходство по основным критериям:

1. обе формы направлены на выполнение задач уголовного судопроизводства,

2. общие правила предварительного следствия распространяются как на предварительное следствие, так и на дознание за отдельными исключениями, касающимися сроков дознания, подследственности уголовных дел (ст. 223 УПК РФ).

3. доказательства, полученные при производстве дознания, имеют для суда такое же значение, как и доказательства, собранные на предварительном следствии.

4. при дознании, как и при предварительном следствии, производятся все необходимые следственные действия и через прокурора уголовное дело передается в суд.

Тем не менее, между этими формами имеются определенные отличия:

1) по кругу и характеру дел;

2) по срокам;

3) по органам, осуществляющим предварительное следствие и дознание;

4) по отдельным особенностям процессуальной формы производства дознания и его окончания.

Характеристика предварительного следствия.

Это основная форма расследования, которая регламентирована процессуальной формой, максимально способствующей установлению истины, охране прав и законных интересов участников процесса. Осуществляют предварительное следствие следователи.

Такое положение предварительного следствия определяется, во-первых, тем, что УПК РФ относит к данной форме производство по большинству уголовных дел (ст. 151 УПК РФ), а, во-вторых, тем, что предварительное следствие может производиться и по делам, относимым к компетенции дознавателя, если это признает необходимым прокурор (ч. 4 ст. 150 УПК РФ).

Предварительное следствие включает в себя систему процессуальных действий следователя по собиранию, проверке и оценке доказательств по делу, выяснению иных вопросов, необходимых для разрешения дела, а также принятие следователем решений, которые обеспечивают возможность производства расследования. Для осуществления такого рода действий закон наделяет следователя полномочиями властного характера, о чем может свидетельствовать то обстоятельство, что постановления следователя по находящимся в его в производстве делам обязательны для исполнения всеми юридическими и физическими лицами.

Осуществляя предварительное следствие, следователь вправе:

1. самостоятельно принимать решения, связанные с производством следственных и процессуальных действий;

2. давать органам дознания письменные указания о производстве ОРД, процессуальных и следственных действий по конкретному делу, находящему в его производстве, которые обязательны для органов дознания.

Предварительное следствие может быть закончено принятием одного из следующих решений:

- решением о направлении уголовного дела в суд для рассмотрения его по существу, оформляется данное решение обвинительным заключением (ст. 221 УПК РФ);

- решением о прекращении уголовного дела или уголовного преследования, о чем составляется постановление (гл. 29 УПК РФ);

- решением о направлении дела в суд для применения к лицу принудительных мер медицинского характера (далее – ПММХ), о чем составляется постановление о возбуждении перед судом ходатайства о применении к лицу ПММХ;

- решением о направлении дела в суд для применения к несовершеннолетнему принудительных мер воспитательного воздействия (далее – ПМВВ), о чем составляется постановление о возбуждении перед судом ходатайства о применении к лицу ПМВВ.

ВОПРОС 3

Перечень органов дознания и их полномочия даны в ст. 40 УПК РФ.

Понятие органов дознания дано в п. 24 ст. 5 УПК РФ.

В компетенцию органов дознания, помимо выполнения ими своих основных функций, входит:

1. производство неотложных следственных действий по уголовному делу, по которому обязательно предварительное следствие, в соответствии со ст. 157 УПК РФ;

2. производство процессуальных и следственных действий по письменному поручению следователя, дознавателя;

3. проведение первоначальной проверки по заявлению, сообщению о преступлении;

4. выполнение оперативно-розыскных мероприятий (далее – ОРМ) по уголовному делу. ОРМ по уголовному делу не вправе производить лица, указанные в пп. 2,3 ч. 1 ст. 40 и в ч. 3 ст. 40 УПК РФ.

5. оказывать содействие дознавателю, следователю при производстве того или иного следственного действия.

Компетенция органа дознания и дознавателя различна. Органы дознания не вправе производить предварительное расследование в форме дознания по уголовному делу, это является компетенцией дознавателя. Исключение составляют органы, перечисленные в ч. 3 ст. 40 УПК РФ, которые имеют право производить дознание и даже предварительное следствие в случае, если они находятся далеко от места расположения правоохранительных органов, а также ряд органов дознания (ч. 3 ст. 151УПК РФ) вправе производить дознание по уголовным делам, но только, если это соотносится с их основной компетенцией.

 

ВОПРОС 4

Являясь процессуальной деятельностью, дознание осуществляется только по возбужденному уголовному делу и по правилам, установленным уголовно-процессуальным законом.

Дознание как форма предварительного расследования представляет собой:

1. осуществление расследования в полном объеме в случаях, предусмотренных законом (глава 32 УПК РФ). Данное расследование производят дознаватели (п. 7 ст. 5 УПК РФ), полномочия которых изложены в ст. 41 УПК РФ.

Предварительное расследование в форме дознания производится в порядке, установленном гл. 21, 22, 24-29 УПК РФ с изъятиями, установленными главой 32 УПК РФ. Эти изъятия касаются процессуальной формы расследования, которая значительно упрощена по сравнению с предварительным следствием. Для дознания не характерна процедура привлечения лица в качестве обвиняемого и предъявления обвинения. Для дознания установлены более короткие сроки, чем для предварительного следствия. Вместе с тем, следственные действия проводятся по единым для дознания и предварительного следствия правилам.

Особенности данной формы дознания:

1) Дознаватель, уполномоченный производить расследование в форме дознания, обладает меньшим объемом процессуальной независимости и самостоятельности в отличие от следователя. Все процессуально значимые решения дознаватель обязан, помимо получения согласия прокурора или разрешения суда, когда таковые требуются по закону, согласовывать с начальником органа дознания (п. 1 ч. 3 ст. 41 УПК РФ).

 

2) Подследственность уголовных дел – определена в ч. 3 ст. 150 УПК РФ. Как правило, это несложные уголовные дела, относящиеся к категории небольшой и средней тяжести.

 

3) Срок дознания составляет 30 суток, при необходимости данный срок может быть продлен прокурором по ходатайству дознавателя не более чем на 30 суток (ч.3 ст. 223 УПК РФ). Дальнейшее продление срока дознания возможно лишь в двух случаях:

- как гласит ч. 4 ст. 223 – в необходимых случаях, в том числе при необходимости проведения судебной экспертизы – до 6 месяцев прокурором района, города;

- в случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, направленного в порядке, предусмотренном статьей 453 УПК РФ – до 12 месяцев прокурором субъекта РФ (ч. 5 ст. 223 УПК РФ).

 

4) ФЗ № 90-ФЗ от 06.06.2007 года введена ст. 223.1, которая определяет порядок появления в уголовном деле подозреваемого в том случае, если уголовное дело возбуждено не в отношении конкретного лица, совершившего преступление, а по факту совершения преступления. В этом случае, если имеются достаточные данные, дающие основание подозревать лицо в совершении преступления, дознаватель составляет письменное уведомление о подозрении в совершении преступления, вручает копию подозреваемому, разъясняет ему права подозреваемого, о чем составляется протокол. В течение 3 суток с момента вручения лицу уведомления о подозрении в совершении преступления дознаватель должен допросить подозреваемого по существу подозрения. Содержание уведомления изложено в ч. 2 ст. 223.1 УПК РФ. Процессуальные правила составления уведомления в случае подозрения лица в совершении нескольких преступлений, либо в отношении нескольких лиц изложены, соответственно, в части 3 и 4 ст. 223.1 УПК РФ.

 

5) В случае применения меры пресечения заключение под стражу, не позднее 10 дней после заключения под стражу подозреваемого в отношении него должен быть составлен обвинительный акт. Если составить обвинительный акт в указанный срок не представляется возможным, то либо мера пресечения должна быть отменена, либо подозреваемому должно быть предъявлено обвинение в порядке главы 23 УПК РФ, после чего дознание продолжается (ч. 3 ст. 224 УПК РФ).

 

5) Дознание может быть закончено:

- решением о направлении уголовного дела в суд для рассмотрения его по существу, оформляется данное решение обвинительным актом (ст. 225 УПК РФ). С момента составления обвинительного акта подозреваемый приобретает процессуальный статус обвиняемого.

- решением о прекращении уголовного дела или уголовного преследования, о чем составляется постановление (гл. 29 УПК РФ);

- решением о передаче уголовного дела по подследственности, о чем составляется постановление.

2. процессуальную деятельность органов дознания по выполнению неотложных следственных действий по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия обязательно (ст. 157 УПК РФ).

Производство неотложных следственных действий возможно только по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно. Их вправе производить органы дознания, дознаватели, следователи. Закон не дает точного перечня таких действий, поскольку невозможно определить заранее их количество и характер, это обусловливается конкретными обстоятельствами конкретного уголовного дела.

Производство неотложных следственных действий должно быть завершено в течение 10 суток, после чего орган дознания направляет уголовное дело прокурору для решения вопроса о направлении дела по подследственности. После направления уголовного дела прокурору орган дознания может производить по нему ОРМ и следственные действия только по письменному поручению следователя (п. 4 ст. 38 УПК РФ). Без такого поручения орган дознания может производить розыскные и оперативно-розыскные меры только, если по уголовному делу не установлено лицо, совершившее преступление.

 

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.