Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

псевдобульбарной Дизартрии.





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель: выравнивание фонетической стороны речи и выравнивание всех остальных сторон речи ребенка и его личности, пострадавших в своем развитии, в связи с основным нарушением.

Задачи:

  1. Преодоление нарушений в речевой моторике
  2. Преодоление затормаживания создавшихся неправильных речевых навыков
  3. Создание взамен них новых правильных динамических стереотипов
  4. Закрепление новых правильных динамических стереотипов до степени автоматизации
  5. Нормализация речевого дыхания, голосообразования, выработка синхронности дыхания, голоса, артикуляции
  6. Нормализация просодии
  7. Формирование фонематической системы языка (фонематический слух, 2 вида простого фонематического анализа, 3 вида сложного фонематического анализа, фонематический синтез, фонематические представления)
  8. Воспитание звукобуквенного анализа слова
  9. Воспитание грамматических функций словоизменения, словообразования

Все задачи решаются в процессе комплексного воздействия:

· Медикаментозное лечение

· ЛФК

· Логопедическая коррекция:

ü Развитие всех видов психомоторики

ü Преодоление слюнотечения

ü Развитие диафрагмально-брюшного дыхания

ü Воспитание длительной воздушной струи

ü Постановка, автоматизация и дифференциация звуков.

Развитие психомоторных функций осуществляется дифференциально. Даются упражнения для общей, ручной, пальчиковой и мимической моторики. Осуществляется опора на ряд анализаторов:

ü Зрительный (показ движений логопедом и выполнение этих движений ребенком перед зеркалом)

ü Слуховой (разъяснение логопедом, как выполнять движения)

ü Тактильный (ощупывание напряженной или расслабленной мышцы)

Сначала упражнения выполняются сопряжено с логопедом, затем отраженно от него, затем самостоятельно. Все упражнения проводятся длительно и систематически. У ребенка угасает интерес к деятельности, поэтому от логопеда требуется умение и творчество, чтобы создать ситуацию для поддержания интереса ребенка при повторении одних и тех же действий.

Основное внимание обращается на развитие речевой моторики.

Для этого используются:

  1. Массаж
  2. Пассивная гимнастика
  3. Активная гимнастика
  4. Непроизвольные движения для воспроизведения произвольных движений

1. Массаж служит для возбуждения иннервации речевой мускулатуры. Проводится перед упражнениями теплой рукой и заключается в легких поглаживаниях, похлопываниях, пощипываниях соответствующих мышц щек, губ, верхней поверхности языка, мягкого неба. Мягкое небо массируется спереди назад ладонной стороной чисто вымытого большого или указательного пальца. Длительность массажа мягкого неба не должна превышать 2-3 минут. Длительность массажа остальных речевых мышц 5-15-20 минут в зависимости от состояния ребенка.

В работе над моторикой артикуляционного аппарата уже с периодов массажа нужно включать упражнения по преодолению слюнотечения:

ü Ребенку объясняется, что слюну нужно чаще глотать, особенно перед началом речи и перед началом артикуляционных упражнений. На первых порах, когда затруднен сам акт глотания, М.В.Ипполитова рекомендует провести сначала жевательные движения, несколько закидывая голову назад, затем проглотить слюну.

ü Детям объясняется, что нужно научиться держать рот закрытым. М.Е.Хватцев рекомендует использовать мягкие резиновые обручи шириной 2 см, которые надеваются на голову ребенка и проходят до нижней челюсти. Это помогает удержать рот закрытым.

Преодоление слюнотечения проходит довольно быстро. Когда снимаются нагрудники, для детей устраивается праздник.

2. Пассивная гимнастикаосуществляется с механической помощью, либо с использованием зонда, шпателя. После нескольких повторений ребенок пробует выполнить движение без пассивной помощи. Пассивные движения переходят в активные.

3. Активная гимнастика представляет собой систему упражнении для различных речевых органов. Проводится ежедневно 2 раза в день по речевым инструкциям логопеда под счет (движения выполняются ритмично, плавно, с достаточным напряжением и силой). Сначала гимнастика проводится только под контролем логопеда, затем предлагается выполнять эти упражнения самостоятельно дома.

Артикуляционные упражнения предлагаются одновременно для всех частей артикуляционного аппарата, что дает возможность довольно быстро переходить от беззвучных упражнений к упражнениям с включением речевого материала.

ü Для развития круговой мышцы рта применяется специальная салфетка и трубочка. Ребенку предлагается захватить губами трубочку, логопед стремится вытянуть губы, ребенок сопротивляется – мышца тренируется.

ü Для развития мышц языка предлагается прикоснуться кончиком языка к краю нижних зубов. Чтобы ребенок почувствовал кончик языка, предложить закусить его зубами. Используются и вкусовые ощущения: можно капнуть на кончик языка сок апельсина или лимона.

ü Для развития мышц мягкого неба предлагается бумажной трубочкой аккуратно раздражать корень языка. Можно использовать покашливание, глотание, зевание при открытом рте, пожевывание.

ü Для развития мимических мышц лица предлагаются упражнения для мышц лба, глаз, щек. Затем предлагаются семантические ситуации, в которых дети демонстрируют различные мимические позы.

Артикуляционная гимнастика проводится с опорой на разные анализаторы: зрительный, слуховой, двигательно-кинестетический.

Нередко приходится использовать медикаментозную терапию для снижения или повышения мышечного тонуса.

Воспитание голоса начинается с гласного [а] в ситуации «укачивание куклы» с повышением и понижением голоса. Затем предлагаются звукоподражания (плач, ветер, эхо). Для активизации голосовых складок у себя, ребенок ощупывает вибрирующую гортань логопеда, резонирующую грудную полость. Логопед следит, чтобы ребенок подавал голос на выдохе и прекращал его с нехваткой воздуха.

Воспитание диафрагмально-брюшного дыхания и продолжительного выдоха проводится на каждом занятии в течение всего коррекционного курса.

Далее предлагаются специальные движения, имеющие артикуляционное значение:

ü Дорсальная позиция (кончик языка находится за нижними резцами для произнесения звуков [т’], [д’], [н’], [с], [с’], [з], [з’], [ц]

ü Альвеолярная позиция без оттягивания кончика языка для произнесения [л], [л’], [р], [р’]

ü Какуминальная позиция с оттягиванием кончика языка для произнесения шипящих [ш], [ж], [щ]

ü Присасывание спинки языка к твердому небу при ее выгибании для формирования нижней артикуляции для звука [ч']

ü Смыкание задней части спинки языка с твердым небом для звуков [к’], [г’] или на границе твердого и мягкого неба для звуков [к], [г]

ü Выгибание спинки языка с упором кончика языка в нижние резцы, ритмичное оттягивание и продвигание вперед.

Работа над коррекцией звуков сложна и требует систематических занятий. Логопед одновременно работает над несколькими звуками из разных артикуляционных групп.

 

Г.В. Чиркина предлагает последовательную постановку звуков при псевдобульбарной дизартрии.

1. сначала формируется артикуляция 13 звуков:

А И У М К Ы Н Х В О Т С Л

На материале этих звуков предлагается воспитывать дифференциацию звуков:

- дифференциация на основе разных полостей (ротовой и носовой) – П – М

- дифференциация внутри носовой полости с опорой на разную артикуляцию – М – Н

- дифференциация внутри взрывных звуков (переднеязычные - заднеязычные) – К – Т

- дифференциация переднеязычных и щелевых - Т – С

- дифференциация контрастных гласных – О – П

- дифференциация сходных по лабиализации звуков - О - У

На этих же 13 звуках предлагается производить формирование фонематического слуха, анализа и синтеза.

Лишь после усвоения 13 звуков рекомендуется формировать артикуляцию других звуков.

О.В.Правдина по степени трудности звуков делит их на 4 группы:

1. а э м п

2. у о ф в б т д н и с з х к г

3. ц ч я ю

4. ш т л р

При постановке звуков не следует обращать внимания на симптомы пареза, тонуса, гиперкинеза в речевых мышцах, а наоборот сосредоточиться только на двигательных артикуляционных возможностей ребёнка. Показывать ребёнку эффективность его попытки уложить артикуляционные органы в нужное артикуляционное положение.

Дальнейшая автоматизация звуков проводится так же , как и при дислалии, отличие в том, что здесь более длительный процесс автоматизации. Параллельно с фонетической работой логопед развивает лексику ребёнка, обогащает его словарный запас. Слова воспитываются по двум направлениям:

  1. по лексическим группам слов (овощи, семья, мебель..)
  2. на основе ассоциаций (употребляются слова из разных групп: возникают ассоциации – карандаш – бумага – рисовать и т.д.)

С точки зрения произношения логопед учитывает:

1. нарастающую трудность в произношении слов (односложные, двусложные, со стечением согласных) т.е. учитывается количество слогов и звуковой состав.

2. учитывается смысл слова – с конкретным обиходом слов, постепенно переходя к абстрактным словам.

Логопед записывает слова в тетради и подкрепляет их картинками или рисунками.

Фонематическая система языка воспитывается в той же последовательности, как и при дислалии: фонематический слух, 2 вида простого анализа, 3 вида сложного анализа, фонематический синтез, фонематические представления.

Далее логопед развивает грамматические функции слова, изменения и словообразования, предлагаются упражнения на восприятие и воспроизведение близких по звучанию слов, но имеющих различие в одну фонему: в приставке, в корне, в суффиксе, в окончании.

Пример:

превратить – привратник (логопед объясняет значение каждого слова и объясняет значение приставки).

мал – мял (логопед обращает внимание ребёнка на разные гласные, что означает каждое слово)

кубик – кубок (разные звуки в суффиксе приносят новое значение слову)

читает – читают (разные гласные определяют разную грамматическую форму слова)

Подобные упражнения развивают у детей наблюдательность над языковыми правилами и понимание того, как изменяются слова от входящих в них фонем.

Для развития звукобуквенного анализа (слогов и слов), логопед предлагает следующие упражнения:

- подсчитать количество звуков в произнесённом слове

- сложить слог или слово из букв разрезной азбуки

- отбирать картинки и называть их

- придумать слово на определенный звук

При выраженной дизартрии логопедическая работа проводится длительное время, и логопед не всегда успевает отрабатывать все звуки к буквенному периоду. В этих случаях у ребёнка вырабатывается аналог звука. То есть приближенное произношение звука. Опираясь на аналог можно строить работу по дифференциации его от других звуков. Аналог звука должен включать в себя все или почти все элементы артикуляции данного звука, но произносится он с недостаточной полнотой артикуляционных движений. За аналог звука можно принять произношение этого звука на определённом этапе постановки, или неправильное произношение данного звука (например, одноударное Р, межзубный сигматизм…)

При этом логопед непрерывно уточняет произношение звуков с тем, чтобы обеспечить переход от аналога к полному звуку.

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.