Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Цели данного модуля





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Учебно-методический комплекс

учебной дисциплины «Наука как динамическая система: движущие факторы и модели развития»

По направлению подготовки

Философия

(степень «магистр»)

Форма обучения

(дневная)

 

 

Составитель: д.ф.н., проф. Иващук О.Ф.

Ростов-на-Дону

Пояснительная записка

 

 

1.Компетенции, в формировании которых необходимо участвует преподавание курса «Наука как динамическая система: движущие факторы и модели развития»

 

Построение модульного курса Динамика науки на основе Программы новой генерации исходит из цели высшего профессионального образования, которая формулируется двояко: 1) как образовательная (формирование основ гуманитарных, социальных и других знаний, позволяющее выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности, обладать универсальными,и другими компетенциями, способствующими его социальной мобильности и конкурентоспособности на рынке труда) и 2) как воспитательная (формирование и развитие личностных качеств студентов: гражданственности, устремленности на реализацию социально-значимых ценностей, настойчивости в достижении цели, трудолюбия, самоорганизованности, ответственности, самостоятельности, коммуникабельности, способности к диалогу, толерантности, которые будут способствовать их социальной адаптации и творческой активности в различных сферах общественной и профессиональной деятельности).

Преподавание курса Динамика науки органичным образом позволяет содействовать достижению обоих направлений, обозначенных в качестве цели, благодаря специфике самого содержания курса, в котором изучается специфика научного творчества, с предметно-содержательной стороны изучаются методологические проблемы, связанные с возникновением нового знания, с выдвижением гипотез, с закономерностью смены устоявшихся парадигм.

Преподавание данного курса вносит свою лепту в формирование следующих компетенций студентов:

Социально-личностных и общекультурных (СЛК)

- умение работать в коллективе, владение способами саморегуляции поведения в межличностном общении;

- способность к планированию, организации и управлению своей профессиональной деятельности и работы различных коллективов;

- способность гибкой адаптации к различным ситуациям и к проявлению творческого подхода, инициативы и настойчивости в достижении целей профессиональной деятельности;

- знание и понимание ценностей мировой и российской культуры, развитие навыков межкультурного диалога;

- понимание необходимости постоянного повышения научно-теоретического уровня своей квалификации, владение способами организации эффективной самостоятельной исследовательской работы;

- воспитание толерантного отношения к расовым, национальным, религиозным различиям людей;

 

Общенаучных компетенций (ОНК):

- Знания этапов развития мировой и российской культуры и её состояния в условиях современных процессов глобализации

А также изучение процессов возникновения нового научного знания, систематических зависимостей в его эволюции позволит участвовать в формировании следующих профессиональных исследовательских компетенций (ПК):

- знание различных методов научного и философского исследования и умение их использования в практике;

- владение знаниями и умениями логического анализа различного рода суждений;

- владение приемами и методами устного и письменного изложения базовых философских знаний, в том числе в форме рефератов и курсовых работ;

- владение навыками грамотной публичной речи, логическими приемами аргументации, ведения полемики, организации и проведения дискуссий;

- умение применять базовые знания в области философии в процессе принятия управленческих решений;

Процесс изучения дисциплины и выполнения практических заданий в е рамках позволит также освоить ряд инструментальных компетенций (ИК):

обладание навыками работы с информацией, знание способов ее получения из различных источников для решения профессиональных и социальных задач, умение пользоваться базами данных);

владение искусством грамотной письменной и устной коммуникации на государственном языке;

умение использовать организационно-управленческие навыки в профессиональной и социальной деятельности.

 

В курсе Динамика научного познания излагаются основы философии науки в аспекте проблем порождения нового знания.

Актуальностькурса

Философия, по своей природе являющаяся рефлексией на способы культурного объединения социальности, способна выступить в роли необходимого опосредствующего, интегрирующего звена в современной российской культуре, сыграть ту же роль, которую она в свое время играла в становящейся европейской культуре и продолжает ее играть, оставаясь культурным идентификатором европейского способа развития. Но с XVII в философия – учение о всеобщем – становится наукой о познающем мышлении, которое, как способ освоения человеком мира в Европейской культуре становится мышлением научным. Соответственно этому, и философия начинает осознавать себя как науку о науке (наукоучением, говоря словами И.Фихте, наукой логики, словами Гегеля, науковедением в широком смысле науки о науке, говоря словами М.К.Петрова, философией науки, как говорят сейчас на Западе). Принимая это во внимание, мы считаем направление «Философия науки и науковедение», в котором объединяются философско-теоретический и эмпирико-социологический моменты изучения науки, наилучшим образом отвечающим культурным вызовам сегодняшнего дня.

Современные процессы в экономике, политике, образовании чрезвычайно усилили процессы дифференциации областей научного знания. Разобщенность научных исследований сама по себе не просто симптом дезинтеграции культурных оснований современного российского социального бытия, но и своего рода модель, на которой практически философская рефлексия должна продемонстрировать свою адекватность. Недостаток такой рефлексии приводит в современных сложных условиях к широкому распространению внерациональных, паранаучных и откровенно мистических представлений о реальности у самых образованных слоев населения. Поэтому именно сейчас возрастает роль философской рефлексии на природу и возможности науки, способной выработать критический, творческий научный способ мышления, особенно у молодежи.

Введение аспирантского экзамена по философии науки в нашей стране само по себе, с одной стороны, является признанием этих тенденций на государственном уровне, но требует, с другой стороны, создания кадрового потенциала для решения поставленных задач.

 

Цель данного курса – освоение студентами понятия о науке и научном творчестве как культурно-исторически обусловленном процессе. Необходимо привить студентам культуру мышления, которая позволит относиться к творчеству не как к иррациональному порыву, но как к процессу, доступному выражению в понятии, разумному постижению.

Задачакурса – изучение исторически сложившихся и современных методологических подходов к порождению научно-теоретического знания.

 

2. Место курса в учебном процессе:

курс предназначен для студентов-магистров 1года обучения (дневная форма, 9семестр) и представляет собой часть базового курса «Философия науки».

3. Исходные требования к подготовке студентов: знание пройденных разделов основного курса философии – онтологии и теории познания.

4. Формы проведения занятий: лекции, семинары, самостоятельная работа, вариативные творческие задания и обсуждение их итогов.

5. Формы промежуточного и итогового контроля: текущий рейтинг-контроль, семинарские выступления, тесты рубежного контроля. Итоговый контроль – зачет.

 


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

 

Модули   Подмодули Теор Практ КСР Всего
I. Методологическая рефлексия на процесс порождения научного знания в классической новоевропейской философии
1. Что такое наука      
2. Классическая наука и методологическая рефлексия      
3. Неклассическая наука и методологическая рефлексия        
4. Философия Нового времени о разыскании истины    
5. Немецкая классическая философия о научном творчестве      
6. Итоговый тест модуля      
7. Вариативные письменные творческие задания      
II. Проблема выдвижения гипотез в философии науки
1.Философия науки и проблемы роста знания      
2.Рост знания и логика      
3.Позитивизм и постпозитивизм о предметных границах философии      
4.Отечественная философия науки и деятельностная концепция познания      
5.Философия науки в горизонте классической философии      
6. Итоговый тест модуля      
7. Вариативные письменные творческие задания      
III. Диалектика как логика открытия
1.Осмысление динамики научного познания как развития понятия      
2.Понятийная форма как метод исследования развития познающего мышления      
3.Диалектика: акробатика мысли или логика открытия?      
4.Метод Гегеля vs метод Маркса: воспоминание vs новизна      
5.Логика открытия в действии      
6. Итоговый тест модуля      
7. Вариативные письменные творческие задания      
ВСЕГО



 

Модуль 1. I. Методологическая рефлексия на процесс порождения научного знания в классической новоевропейской философии

 

 

Цели данного модуля

а) Выработать знание о специфике науки как культурной формы. Дать понятие о специфике научного творчества. Ознакомить с методологической рефлексией на процесс порождения нового знания в классической новоевропейской философии.

Привить навыки – умение ориентироваться в основных теоретических подходах к проблеме роста знания, прослеживать логику развертывания проблемы разыскания истины.

б)студент-бакалавр должен

знать уметь
1.Фундаментальные понятия и принципы, с помощью которых описываются способы разыскания истины и приращения знания в новоевропейской философии и внутринаучной рефлексии.   1. Распознавать и сравнивать категориальные матрицы, описывающие разные способы подхода к открытию в разные фазы развития науки.
2. Основные этапы становления методологии осмысления роста знания (индукция, дедукция, трансцендентально-редуктивный метод, диалектика) 2. Анализировать тексты классической философии через призму развертывания способов методологической рефлексии. Анализировать историю новоевропейской науки в ситуациях открытия, используя изученные методы.
3. Понятия истины и заблуждения, критериев прогресса знания, характеристики основных способов раскрытия предмета в познании. 3. Различать между сущностью и явлением, накоплением эмпирических характеристик и углублением понятия о сущности предмета. Уметь распознавать способы движения от явления к сущности.

 

2. Формы обучениялекции, коллоквиумы, вариативные задания,а зачетный тест модуля.

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.