12. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2000.
13. Мамчур ЕА. Проблемы социокультурной детерминации научного знания. М., 1987.
14. Наука в культуре. М., 1998.
Немецкая классическая философия о научном творчестве
1. Эмпирическое и теоретическое. Взаимодействие опыта и теории в решении проблемы синтеза априори.
2. Проблемы теоретического воссоздания предмета опыта.
Литература
1. Кант И. Критика чистого разума. // Кант И. Соч.: в 6т. М., Мысль, 1964. Т.3
2. Фихте И. О понятии наукоучения, или так называемой философии. Первое введение в Наукоучение. // Фихте И. Сочинения. С.-Пб, Наука, 2008.
3. Шеллинг И. Система трансцендентального идеализма. // Шеллинг Ф. Сочинения. М., Мысль. 1987. Т.1, 1989. Т.2
4. Гегель Г. Малая логика // Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: в 3т. М., Мысль. 1974. Т.1
5. Мареев С.Н. Диалектика формального и содержательного в познании / Мареев С.Н. (и др.) //Проблемы материалистической диалектики как теории познания: сборник научных работ. М.: Наука, 1979.
6. Соотношение содержательного и формального в научном познании /Абдильдин Ж.М. и др.- Алма-Ата: Изд.Наука Казахской ССР, 1978. С.10-52.
8. Гайденко П.П. Философия Фихте и современность. М., Мысль, 1979.
9. История диалектики. Немецкая классическая философия. М.; Мысль 1978
Темы вариативных заданий.
1. Наука в культуре.
2. Проблема начала науки
3. Поворот к естественному разуму и правила для руководства ума
4. Понятие опыта в новое время
5. Индукция Ф.Бэкона
6. Возможности Lumen naturale Р.Декарта
7. Переосмысление опыта у Канта
8. Проблемы постижения системы и спецификации природы
8. Опыт и спекулятивный разум
9. Шеллинг и натурфилософия
Тест
1. Научное знание является
а. синонимом теоретического знания
б. новоевропейской разновидностью теоретического знания
в. противоположностью спекулятивного знания
2. Критерием прогрессивного роста научного знания с точки зрения философии науки является
а. накопление истин
б. рост корпуса непротиворечиво согласованных гипотез
в. восхождение от абстрактного к конкретному
3. По Канту, приращение знания происходит благодаря
а. априорно-синтетическому произволу воображения
б. аналитическому обобщению опытных данных
в. рационально-синтетическому конструированию доказательств на основе самоочевидных аксиом
4. Тайну творчества Фихте и Шеллинг связывали
а. с произволом воображения
б. с логической необходимостью
в. с субстанциональным самоопределением
5. По Гегелю, научное творчество представляет собой
а. логический процесс разрешения противоречия
б. слепой произвол воображения
в. практическое преобразование мира
Вопросы для самоконтроля
1. Каково место науки в культуре?
2. Как соотносятся наука и теория?
3. Когда возникает наука?
4. Почему именно в капиталистическую эпоху опыт становится приоритетной инстанцией для познания?
5. Что такое опыт в новоевропейской философии?
6. В чем состоит великий принцип эмпиризма?
7. Что противопоставляли схоластическому теоретизированию новоевропейский эмпиризм и рационализм?
8. Как обосновал возможность теоретического знания Кант?
9. Как представлял себе науку Фихте?
10. Что общего между подходами к порождению научного знания у Канта, Фихте и Шеллинга?
11. Что нового внес в изучение роста научного знания Гегель?
Модуль 2. Проблема выдвижения гипотез в философии науки
1. Цель данного модуля:
а) Дать понятие о методе проб и ошибок в современной философии науки. О фальсификационизме и его утонченных разновидностях, о методах рациональной дискуссии.
Выработать умение применять критерии демаркации науки. Анализировать научные гипотезы с точки зрения элиминативного метода.
б) студент-бакалавр должен
знать
уметь
1.Что такое гипотеза, научная гипотеза, критерии элиминации, какой ракурс роста знания входит в компетенцию философии науки, какой в психологию.
1. Пользоваться критериями предпочтения гипотез
2. Представления современной философии науки о достижимости истины и прогрессе науки. Суть проблемы несоизмеримости теорий и парадигм.
2.Обосновать легитимность постановки проблемы истины в постнеклассической ситуации. Объяснить, почему методология НИП является эвристичной.
3. Основные этапы эволюции представлений о теоретическом предвидении и общих чертах ситуаций научного открытия.
3. Критически анализировать тексты современной философии науки через призму их собственной эволюции. Соотносить методологические рекомендации фальсификационизма с реальной историей научного познания, применительно к которой они вырабатывались.
2. Формы обучения– те же, что в модуле1 – лекции, коллоквиумы, вариативные задания,а такжеитоговый тест модуля.