Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Практический блок учебных единиц.



Философия Нового времени о разыскании истины

1. Наука как феномен культуры

2. Критика силлогистики и обоснование новых методов познания истины у Ф.Бэкона и Р.Декарта

 

 

Литература

1. Ф.Бэкон. О достоинстве и приумножении наук.// Бэкон Ф. Соч. : в 2т. М., 1971

2. Р.Декарт. Правила для руководства ума.// Декарт Р. Избранные произведения. М., 1950

3. Д.Локк. Опыт о человеческом разуме.// Локк Д. Соч.: в 3 т. М., Мысль, 1985. Т.1

4. Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских кон­цепций на развитие научных теорий, М., 1985.

5. Философия Фихте и современность

6. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. М., 2004.

7. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М., 1998.

8. Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки. М., 1988.

9. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII—XVIII вв.). М., 1987.

10. Кезин А.В. Наука в зеркале философии. М., 1990.

11. Косарева Л.Н. Социокультурный генезис науки: философский аспект проблемы. М., 1989.

12. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2000.

13. Мамчур ЕА. Проблемы социокультурной детерминации научного знания. М., 1987.

14. Наука в культуре. М., 1998.

 

Немецкая классическая философия о научном творчестве

1. Эмпирическое и теоретическое. Взаимодействие опыта и теории в решении проблемы синтеза априори.

2. Проблемы теоретического воссоздания предмета опыта.

 

 

Литература

 

1. Кант И. Критика чистого разума. // Кант И. Соч.: в 6т. М., Мысль, 1964. Т.3

2. Фихте И. О понятии наукоучения, или так называемой философии. Первое введение в Наукоучение. // Фихте И. Сочинения. С.-Пб, Наука, 2008.

3. Шеллинг И. Система трансцендентального идеализма. // Шеллинг Ф. Сочинения. М., Мысль. 1987. Т.1, 1989. Т.2

4. Гегель Г. Малая логика // Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: в 3т. М., Мысль. 1974. Т.1

5. Мареев С.Н. Диалектика формального и содержательного в познании / Мареев С.Н. (и др.) //Проблемы материалистической диалектики как теории познания: сборник научных работ. М.: Наука, 1979.

6. Соотношение содержательного и формального в научном познании /Абдильдин Ж.М. и др.- Алма-Ата: Изд.Наука Казахской ССР, 1978. С.10-52.

7. Ильенков Э.В. Диалектическая логика: монография/ Ильенков Э.В.- М. ИПЛ, 1974. С.257-270.

8. Гайденко П.П. Философия Фихте и современность. М., Мысль, 1979.

9. История диалектики. Немецкая классическая философия. М.; Мысль 1978

 

 

Темы вариативных заданий.

1. Наука в культуре.

2. Проблема начала науки

3. Поворот к естественному разуму и правила для руководства ума

4. Понятие опыта в новое время

5. Индукция Ф.Бэкона

6. Возможности Lumen naturale Р.Декарта

7. Переосмысление опыта у Канта

8. Проблемы постижения системы и спецификации природы

8. Опыт и спекулятивный разум

9. Шеллинг и натурфилософия

 

Тест

1. Научное знание является

а. синонимом теоретического знания

б. новоевропейской разновидностью теоретического знания

в. противоположностью спекулятивного знания

 

2. Критерием прогрессивного роста научного знания с точки зрения философии науки является

а. накопление истин

б. рост корпуса непротиворечиво согласованных гипотез

в. восхождение от абстрактного к конкретному

 

3. По Канту, приращение знания происходит благодаря

а. априорно-синтетическому произволу воображения

б. аналитическому обобщению опытных данных

в. рационально-синтетическому конструированию доказательств на основе самоочевидных аксиом

 

4. Тайну творчества Фихте и Шеллинг связывали

а. с произволом воображения

б. с логической необходимостью

в. с субстанциональным самоопределением

 

5. По Гегелю, научное творчество представляет собой

а. логический процесс разрешения противоречия

б. слепой произвол воображения

в. практическое преобразование мира

 

Вопросы для самоконтроля

1. Каково место науки в культуре?

2. Как соотносятся наука и теория?

3. Когда возникает наука?

4. Почему именно в капиталистическую эпоху опыт становится приоритетной инстанцией для познания?

5. Что такое опыт в новоевропейской философии?

6. В чем состоит великий принцип эмпиризма?

7. Что противопоставляли схоластическому теоретизированию новоевропейский эмпиризм и рационализм?

8. Как обосновал возможность теоретического знания Кант?

9. Как представлял себе науку Фихте?

10. Что общего между подходами к порождению научного знания у Канта, Фихте и Шеллинга?

11. Что нового внес в изучение роста научного знания Гегель?

 

Модуль 2. Проблема выдвижения гипотез в философии науки

 

 

1. Цель данного модуля:

а) Дать понятие о методе проб и ошибок в современной философии науки. О фальсификационизме и его утонченных разновидностях, о методах рациональной дискуссии.

Выработать умение применять критерии демаркации науки. Анализировать научные гипотезы с точки зрения элиминативного метода.

б) студент-бакалавр должен

знать уметь
1.Что такое гипотеза, научная гипотеза, критерии элиминации, какой ракурс роста знания входит в компетенцию философии науки, какой в психологию.   1. Пользоваться критериями предпочтения гипотез
2. Представления современной философии науки о достижимости истины и прогрессе науки. Суть проблемы несоизмеримости теорий и парадигм. 2.Обосновать легитимность постановки проблемы истины в постнеклассической ситуации. Объяснить, почему методология НИП является эвристичной.
3. Основные этапы эволюции представлений о теоретическом предвидении и общих чертах ситуаций научного открытия.   3. Критически анализировать тексты современной философии науки через призму их собственной эволюции. Соотносить методологические рекомендации фальсификационизма с реальной историей научного познания, применительно к которой они вырабатывались.  

 

 

2. Формы обучения– те же, что в модуле1 – лекции, коллоквиумы, вариативные задания,а такжеитоговый тест модуля.




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.