Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Позитивизм и постпозитивизм о предметных границах философии



1. Равновесие и экономия мышления как объяснительные принципы выдвижения гипотез

2. Метод проб и ошибок как подход к тайне творчества.

Литература

1. Кохановский В.П. Философия и методология науки. Р/Д, 1999.

2. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2000.

3. Степин В.С.Теоретическое знание. М, 2000.

4. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М., 1998.

5. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.

6. Мах Э. Анализ ощущений и отношение физического к психическому. М., 1908. С.2.

7. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.

 

 

Отечественная философия науки и деятельностная концепция познания

1. Взаимодействие научной картины мира и опыта

2. Формирование частных теоретических схем и законов

 

Литература

1. Бор Н. Измерение поля и заряда в квантовой электродинамике.// Бор Н. Избранные труды. М., 1971. Т.2.

2. Кохановский В.П. Философия и методология науки. Р/Д, 1999.

3. Лакатос И. История науки и ее реконструкции. // Структура и развитие науки. М., 1978.

4. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2000.

5. Мареев С.Н. Классическая философия и философия науки. М., 2009.

6. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. М., 2004.

7. Степин В.С., Томильчик Л.М. Анализ истории максвелловской электродинамики в аспекте логики открытия.// Труды XIII Международного конгресса по истории науки. М., 1974

8. Степин В.С.Становление научной теории. Мн, 1976.

9. Степин В.С.Теоретическое знание. М, 2000.

Философия науки в горизонте классической философии

1. Метод проб и ошибок и диалектика.

2. Wissenschaft vs science

Литература

1. Гуссерль. Философия как строгая наука.// Гуссерль Э. Логические исследования. Картезианские размышления. Мн: Харверст, М.: АСТ, 2000

2. Фихте И. Первое введение в Наукоучение. // Фихте И. Сочинения. С.-Пб, Наука, 2008.

3. Поппер К. Реализм и цель науки.//Современная философия науки. Хрестоматия. М., 1994

4. Поппер К. Что такое диалектика.//ВФ 1995 №1.

5. Садовский В.Н. Карл Поппер, Гегелевская диалектика и формальная логика. ВФ 1995 №1.

6. Швырев В.С. Теория познания и методологический анализ науки.// Гносеология в системе философского мировоззрения. М., Наука, 1983.

 

Темы вариативных заданий.

1. Эмерджентизм и логика

2. Психология и философия в отношении к тайне творчества

3. Логика построения развитых теорий в классической науке

4. Особенности построения развитых математизированных теорий в современной науке.

5. Выдвижение гипотез и их предпосылки

6. Процедуры конструктивного обоснования теоретических схем

7. Логика открытия и логика оправдания гипотезы

8. Метод математической гипотезы

9. Проблемы интерпретации математического аппарата теории

 

Тест

1. Метод проб и ошибок предполагает, что

а. самопротиворечивую гипотезу следует элиминировать

б. самопротиворечивая гипотеза должна быть развита до нового уровня

в. самопротиворечивую гипотезу следует считать истинной

 

2. Согласно К.Попперу, процесс выдвижения гипотез

а. составляет предмет философии науки

б. составляет предмет психологии

в. составляет предмет конкретных наук

 

3. Экономия мышления как методологический принцип означает, что

а. следует избегать всякого отрыва от опыта в специально-научных построениях

б. ученому не следует перенапрягаться

в. не следует умножать сущностей без необходимости

 

4. Согласно концепции отечественной философии науки, новое знание возникает

а. как результат переноса инородной теоретической схемы и замещения ее абстрактных объектов на другие

б. как результат разрешения теоретического противоречия

в. как результат эмерджентной эволюции

 

5. Классическая Wissenschaft отличается от современной science тем, что

а. по критерию демаркации, наукой не могут считаться метафизические теории

б. по критерию демаркации, наукой не могут считаться теории, не имеющие эмпирически проверяемых следствий

в. по принципу anything goes наукой приходится считать любые практически успешные идеологические системы

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое абстрактный объект?

2. Что такое неконструктивно введенный объект?

3. Что такое научная картина мира?

4. Как связывается картина мира с опытом в додисциплинарной науке?

5. Как связывается картина мира с опытом в дисциплинарной науке?

6. Чем отличаются данные наблюдения от фактов науки?

7. Что такое мысленный эксперимент?

8. Как следует поступать с обнаруженным неконструктивно введеным объектом, по Степину?

9. Что такое предельный переход?

10. В чем состоит принцип экономии мышления?

11. Чем отличается выдвижение гипотез в развитой и неразвитой науке (по Степину)?

12. Что такое научная исследовательская программа?

13. В чем состоит метод элиминации?

14. Является ли с точки зрения постпозитивистских учений истина целью науки?

15. Должна ли философия науки анализировать процесс творчества?

16. Изменилось ли понимание науки, ее целей и возможностей при переходе от классической к неклассической эпохе?

 




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.