Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Требования к вожатому.





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В фазе ориентации вожатые должны руководить безоговорочно, потому чтоэтого желает отряд. Хорошо продуманная программа и предложение четких структур, например, беседа или договоренность с детьми, помогут вожатым вызвать у членов отряда чувство определенной безопасности, пока не будут налажены отношения. Вожатый должен поощрять членов отряда к знакомству, стараться устранять опасения детей и предложить им положительные эмоции и практически ни на секунду не оставлять отряд без вожатого. Кроме того, необходимо учитывать проявления импульс собственной инициативы каждого члена отряда.

Чтобы осуществить эти трудные и важные задачи вам необходимо спланировать оргпериод буквально по минутам. Мы предлагаем примерный план, который можно принять за основу для работы в лагере на это время.

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ

(до обеда - заезд на базу проведения лагеря)

13 30 - обед

14 00 - операция "Уют"

15 00 - беседа с предъявлением «Единых педагогических требований»

15 30 - комплекс упражнений – игр на знакомство (Блок «Знакомство»)

16 30 – полдник

17 00 – знакомство с лагерем

18 00 – отрядное мероприятие

19 30 - ужин

20 00 - отрядный огонек знакомств "Расскажи мне о себе"

22 30 - личное время ребенка (ЛВР)

23 00 - отбой

ДЕНЬ ВТОРОЙ

8 00 - подъем

8 15 - зарядка

8 45 - утренний информационный сбор отряда (сокращенно УИСО)

9 00 - завтрак

9 30 –массовое мероприятие

11 30 - спортчас

12 30 -подготовка к открытию смены.

13 00 - обед

14 00 - время отдыха

16 00 - отрядное мероприятие или подготовка к открытию смены.

18 30 - хозяйственный сбор лагеря

19 30 ужин

2000 - ЛВР. Вечерние развлекательные мероприятия.

22 00 - вечерний сбор лагеря

22 15 - отрядный сбор «Анализ дня»

22 45 - вечерний туалет

23 00 - отбой

ДЕНЬ ТРЕТИЙ

8 00 - подъем

8 15 - зарядка

8 45 - УИСО

9 00 - завтрак

9 30 - отрядное мероприятие

11 00 – организационный сбор отряда (сокращенно Оргсбор)

12 30 - ЛОС. (Линейка открытия смены)

13 00 - обед

14 00 - время отдыха

16 00 - вечер знакомств. Презентация отрядов. Концерт вожатых.

19 30 ужин

20 00 - ЛВР. Вечерние развлекательные мероприятия.

22 00 - вечерний сбор лагеря

22 15 - отрядный сбор «Анализ дня»

22 45 - вечерний туалет

23 00 - отбой

ü Что такое «Операция «УЮТ»?

Первое, с чего начинается обустройство лагеря это, без сомнения, обустройство «жилища» каждого ребенка. Итак, в состав операции «Уют» входят: распределение ребят по их комнатам, размещение личных вещей в шкафах, тумбочках, умывальных комнатах, написание табличек на дверь с именами (чтобы легче было узнать, кто и где обитает), рисование плакатов и рисунков для вывешивания в комнатах (рисование, заметьте, не на стенах(!), а на бумаге).

ü Предъявление Единых Педагогических Требований (ЕПТ)

Жизнь в лагере - это, прежде всего, соблюдение определенных правил: соблюдение режимных моментов, норм поведения в корпусе, в столовой, на реке или бассейне, правил личной гигиены. Эти правила, вожатый объясняет ребятам в первый же день. Набор правил в основном стандартный.

ЭТО ВАЖНО! Если к отрядным и лагерным делам можно, и даже нужно, подходить творчески, то данные правила должны приниматься и соблюдаться беспрекословно(это вожатый должен объяснить ребятам). От этого зависит не только итоги смены, здоровье, но и жизнь детей.

ДОБРЫЙ СОВЕТ.Если хочешь, чтобы эти правила выполнялись, проявляй в отношении них жесткость (не путать с жестокостью) и требовательность.

Единство требований вожатых – условие настолько само собой разумеющееся, что можно было бы о нем не писать, если бы не приходилось снова и снова сталкиваться с нарушениями этого положения. Если один вожатый (и вообще взрослый сотрудник лагеря) запретил что-либо, а другой это разрешил, если один сказал: «Надо сделать так», а второй – «Нет, по-другому», это приводит тому, что ни один вожатый не имеет авторитета в глазах детей и отряд становится неуправляемым.

Наведение дисциплины начинается с первых минут существования отряда. Лучше сформировать чуть более жесткие нормы, а потом их ослабить, чем вначале допустить излишнюю свободу поведения подростков, а потом пытаться наводить и укреплять дисциплину. Групповые нормы закладываются на первых этапах взаимодействия, и менять их, когда они уже сформированы, почти невозможно.

ü Комплекс упражнений – игр на знакомство (Блок «Знакомство»)

Адаптация ребят к коллективу и быстрое знакомство с остальными членами отряда – одна из главных задач оргпериода. Реализовывать эту задачу легче всего, конечно же, через игру.

Здесь в логической последовательности описан комплекс упражнений - игр, направленных именно на скорейшее знакомство и адаптацию. Кроме того, каждое из упражнений поможет вожатому выделить лидеров, увидеть индивидуальные психологические особенности каждого ребенка. Для этого каждый раз нужно фиксировать (в голове, а затем на бумаге) результаты наблюдений, которые пригодятся для организации жизни отряда.

"КРУГИ" (комплекс упражнений на создание атмосферы доверия и сплоченности в отряде).

Реквизит: отсутствует.

Вожатый: «Добрый день! Меня зовут ..., в течение определенного времени нам предстоит быть вместе. Поэтому для нас очень важно узнать друг друга как можно лучше. И делать мы это будем каждый раз необычно. Я предлагаю всем встать в круг. Постарайтесь сделать это так, чтобы у вас была возможность двигаться, не задевая друг друга. Ваша задача очень проста, постарайтесь вслед за мной повторить все движения руками, телом, мимикой лица, короче делать все то, что делаю я».

Дальше идет каскад веселых ужимок, синхронных перемещений рук и частей тела, то есть движения на внимание. Это снимает напряжение от вашего первого контакта с ребятами, а постоянное переключение внимания активизирует память. Упражнение усложняется, если к телодвижениям добавляются различные звуковые сигналы: от улюлюканья до мычания, кваканья. Этим вы показываете ребятам свою готовность быть наравне с ними.

·Упражнение длится до 2 минут.

Позиция группы прежняя.

Вожатый: «А теперь, попробуйте подвигаться сами, при этом с места сходить нельзя. Будьте внимательны, по моей команде: «Замри», все застывают в той позе, при которой вас застала команда. Я попробую проверить, как вы умеете фиксировать свою позу. Я буду вас толкать, смешить, дотрагиваться – ваша поза должна оставаться неизменной. Гарантирую, что не нанесу вам никакого вреда. Попробуем? Начали».

Задача вожатого после команды, очень быстро обойти всех детей (не более 1 мин.) и постараться вывести ребенка из зафиксированной позы. Можно использовать смешные рожи, покачивания тела, хлопки, прикосновения к плечам, рукам, талии, веселые, негромкие крики. Команда: «Отомри», дается каждому ребенку после попытки руководителя вывести его из равновесия. Фиксированная, напряженная поза, с последующим снятием мускульного напряжения, устраняет тревожность и психологическое напряжение. Ребята, прошедшие испытание, своей эмоциональной реакцией на происходящее начинают вам помогать и постепенно втягиваются в игру. В этом упражнении важна динамика.

Позиция группы прежняя.

Вожатый: «Отлично, вы хорошо умеете слушать и выполнять мои инструкции. А теперь давайте возьмемся за руки, в замок и начнем сближаться к центру круга. Наша задача, встать как можно плотнее, при этом создать внутри идеальный круг. Давайте попробуем. Как вы считаете, получился у нас круг? Сейчас мы проверим. Если по моей команде: «Наклоните свое туловище вправо (влево)» круг не развалится – он действительно идеален, в противном случае, нам все придется повторить заново. Ноги от земли отрывать нельзя. При правильном построении вы не должны испытывать никакого напряжения».

Дается команда. Упражнение повторяется 2-4 раза в разные стороны. Это упражнение направлено на формирование способов взаимодействия. От участия каждого решается общая задача. А телесный контакт снимает напряжение в отношениях мальчиков и девочек.

Позиция группы прежняя.

Вожатый: «Молодцы! У нас все хорошо получается. А сейчас будьте внимательны. Круг сохраняется. Все одновременно – направо! Делаем один приставной шаг в центр круга, раз! Возьмите за талии через одного стоящего перед вами партнера. Молодцы! Сдвиньте коленки вместе! И все одновременно сядьте на колени партнера сзади. Давайте отдохнем. Молодцы! Все встали! Опустите руки, встаньте свободно».

Упражнение может быть повторено 2-4 раза в разные стороны. При этом очень важно, чтобы руководитель участвовал в каждом упражнении вместе со всеми, демонстрируя правильность его выполнения и свою открытость. Очень важно поощрять, хвалить ребят за удачно проведенное упражнение.

Позиция группы прежняя.

Вожатый: «У каждого человека есть любимые животные. Бывают моменты, когда в мыслях мы ассоциируем себя с этими животными, т.е. представляем себя на его месте, действуем как это животное, или, когда читаем книгу и встречаем рассказ о нем, начинаем переживать все то, что с ним происходит. Таких ситуаций в нашей жизни много. Я предлагаю вам вспомнить свое любимое животное, и на несколько мгновений представить себя в его теле. Сделаем мы это так. Закройте глаза, представьте образ этого животного в позе, которая будет характерна именно для этого животного. Зафиксируйте в сознании эту позу. А теперь по кругу, по очереди, быстро, покажите нам это животное, а мы попробуем его отгадать. Я думаю, вы уже готовы к демонстрации и узнаванию. Не смущайтесь, если кто-то до вас покажет ваше любимое животное. Мы играем в театр животных и их в этом театре, одних и тех же животных может быть много. Если мы не сможем отгадать показанное животное, демонстрирующий называет нам его. Вы можете использовать звуки, которые издает в жизни это животное. Поза фиксируется 3-5 секунд, потом мы отгадываем название животного. Начнем с меня».

По ходу упражнения вожатый поощряет ребят, похваливает их, помогает распознать демонстрируемое животное. Это первая индивидуальная демонстрация ребенка, проходящая в атмосфере участия, она снимает с подростка тревожность, напряженность, стереотипность поведения и отношений. Пока еще не названы имена, фамилии, увлечения и интересы ребят, а они уже готовы к неформальному взаимодействию, определенной (пока еще поведенческой) открытости. При этом незаметно для себя усваивают способы поведения и стили взаимоотношений, демонстрируемые вожатым.

Наблюдения за ребятами во время этих упражнений позволяют вожатому получить первые представления о группе, об индивидуальных особенностях проявлений подростка, каких-то поведенческих характеристиках. После проведения этого упражнения вожатый обязательно должен поделиться своими впечатлениями об отряде, не выделяя никого. Необходимо всегда подчеркивать успешность отряда, для того, чтобы у ребят не пропал интерес к последующей деятельности.

Все 5 упражнений, описанных выше, занимают 30-40 минут, и являются наиболее оптимальным вариантом, потому что ребята не успевают устать, а любопытство «Что там будет дальше?» – постоянно фиксирует произвольность их внимания.

ü Знакомство с лагерем.

О формах проведения знакомства с лагерем написано уже немало, например в се в той же книге «Что делать с детьми в загородном лагере» С.Афанасьева и С.Коморина. Самое главное для - не лишать ребят этого знакомства вообще и в творческой форме в частности.

ДОБРЫЙ СОВЕТ. Работа по укреплению дисциплины начинается с мелочей. К примеру, недопустимо, чтобы ребенок, первым закончивший есть, ушел из столовой, не дождавшись остальных (при условии, что в отряде действует такое правило). Необходимо вовремя замечать и исправлять мелкие нарушения дисциплины. Если же дело дошло до крупных нарушений, воспитательное воздействие явно запоздало.

1. Обращение ко всем сразу – это обращение ни к кому. Делая замечание, следует адресовать его конкретному человеку. Остальные сами сделают соответствующие выводы, не дожидаясь, когда вожатый обратится к ним.

2. В любом случае, если у вожатого есть сомнение в том, что его распоряжение будет выполнено, его отдавать не следует.

 

ЭТО ВАЖНО!Каждый подросток связывает с пребыванием в лагере свои желания и представления. Он, в силу своих психологических особенностей, ждет реализации своих ожиданий 3-4 дня. Если в эти дни он поймет, что в лагере не будут реализованы его представления, он потеряет интерес к пребыванию в лагере и вожатым!

Прежде всего, хотелось бы отметить, что именно отрядные дела в большей степени решают первые три задачи оргпериода. Именно в них ребята знакомятся быстрее между собой, выявляются индивидуальные особенности детей, творческие способности, проявляют себя потенциальные лидеры. Поэтому сейчас в отряде необходимо проводить как можно больше отрядных дел – не менее 2-3 дел ежедневно(!). Конечно это серьезная нагрузка для вожатого, поэтому все дела оргпериода готовятся им, как правило, заранее, до приезда в лагерь (задания, оформление, небольшие призы и т. д.).

ДОБРЫЙ СОВЕТ. Отрядные дела в этот период:

ü должны охватывать всех членов отряда

ü проводиться по схеме – от простого дела к сложному (от спортивных игр до творческих конкурсов и далее до интеллектуальных игр)

ü должны быть приготовлены безукоризненно и проводятся вожатым «на высоте»

ЭТО ВАЖНО! Качеством подготовки вожатыми этих дел и уровнем их организации задается определенный «эталон» проведения всех последующих отрядных мероприятий, то есть, уровень, к которому будут стремиться ребята при самостоятельной подготовке и проведении мероприятий.

Кроме отрядных дел в коротеньких паузах и перерывах следует, как можно больше, устраивать самых разнообразных игр (игр на знакомство, игр-шуток, на внимание и т.д.). Они не только помогут быстрее скоротать время, например, во время ожидания обеда у входа в столовую, перед началом мероприятий, но и будут определенным эмоциональным подъемом для ребят, поспособствуют преодолению психологического барьера знакомства и общения. Именно после таких игр ребята становятся более раскованными в общении и охотнее идут на контакт друг с другом.

Отрядные «огоньки» – одна из самых распространенных форм работы с детьми в условиях лагеря.

Здесь приведена технология проведения первого отрядного огонька, наиболее часто используемая вожатыми в работе. Главное преимущество этой технологии – простота. Итак первый отрядный огонек называется

«Расскажи мне о себе»

Цель его проведения - определение эмоционального состояния и настроя взаимоотношений в первые дни смены. Главная задача, которую предстоит решить вожатому с отрядом - плавно ввести ребенка в новый для него круг общения, в новые условия проживания.

Условия, необходимые для проведения огонька:

ü участники огонька располагаются удобно по кругу, чтобы все были видны (соблюдение принципа равенства) ü обязательно наличие «живого огня» (костер, свеча) в центре круга, как естественного предмета для снятия напряжения и отвлечения от отрицательных побочных эмоций ü создание необходимого эмоционального настроя (песня, легенда, быль, случай и т.д.) ü поддержание в течение всего огонька доброжелательной атмосферы тема огонька должна быть актуальна для большинства его участников.

 

Здесь рассмотрен вариант проведения огонька «Расскажи мне о себе», проводимого в ВДЦ «ОРЛЕНОК», хотя вариантов огоньков знакомств существует несколько.


 

Этот огонек ведет вожатый.

Вообще любой огонек - разговор по душам о том, что в данный момент волнует весь коллектив, и для этого разговора ребята должны «созреть». Сейчас единственная банальная причина для созревания ребят есть – они встретились. Однако не всем легко вести монолог о себе на малознакомую аудиторию, пусть даже аудиторию сверстников. Задача номер один для вожатого - «разговорить» ребят.

ДОБРЫЙ СОВЕТ.Посадите рядом с собой самых открытых, болтливых, эмоциональных ребят (выявите их для себя в течение дня) – тех, которые могут начать и поддержать разговор. Второго вожатого можно посадить, напротив, на другой стороне круга.

Начать разговор желательно какой - либо легендой или песней. Вот примерный рассказ вожатого:

«Завершается первый день пребывания в лагере. Сегодня произошло много событий. День был очень насыщенным для нас. Сейчас впервые весь наш отряд собрался на свой первый отрядный огонек. Огонек - это традиция, пришедшая к нам из лагеря «Орленок», что не берегу Черного моря. Каждый вечер ребята собираются вместе, обсуждают, как прошел день, дела, которые провели, те отношения, которые существуют в отряде.

История, которую я вам хочу рассказать, произошла давным-давно в «Орленке». В нем была всего одна дружина и маленький коллектив вожатых. Первые отряды не были дружными. Но прошло некоторое время, и все стали замечать, что с одним отрядом что-то творится. Все мальчики и девочки в этом отряде были не такими, как их товарищи. Они относились друг к другу не так, как остальные: мальчишки всегда брали на себя трудную работу, помогали девчонкам; девчонки заботились о мальчишках - и никто никого не оставлял в беде. Увидят грустное лицо – и сделают все, чтобы печаль оставила товарища.

Никто сначала не мог понять причины такой перемены, а потом стали замечать, что каждый вечер эти ребята уходят в лес и возвращаются оттуда оживленными и счастливыми. И вожатые решили узнать тайну этого отряда. Долго пришлось им в следующий вечер идти в темноте по следам, и вдруг между темных стволов сосен перед ними блеснуло высокое пламя костра. Вожатые увидели, что мальчишки и девчонки сидят вокруг костра плечом к плечу и поют песни, и говорят о разных вещах: о любви и дружбе, о беде и радости, о добре и зле - о том, что их волнует, чем они хотят поделиться с другими.

И как ни странно, безмолвный огонь тоже был участником их разговора. Он освещал лицо говорившего, а если разговор оживлялся, пламя тоже волновалось, часто вспыхивая, бросая снопы искр в небо; если же разговор затихал, и лилась негромкая песня, костер горел плавно, чуть подрагивая языками пламени. А когда пришло время возвращаться, ребята взялись за руки, в тишине ночи понеслись слова: «День отшумел и , ночью объятый, лагерь зовет ко сну…». И в свой корпус они возвращались, держась за руки.

Вожатым было над чем подумать. И с того самого дня все больше и больше костров вспыхивало вокруг лагеря. И маленькие искорки от них селились в душах ребят.

Традиция эта жива и по сей день. Во многих лагерях ребята вечерами собираются вокруг костра или свечи, обсуждают проблемы прошедшего дня, говорят о том, что их волнует, что им дорого, размышляют над тем, как следующий день сделать еще интересней прошедшего.

И многих собравшихся здесь, сейчас волнуют вопросы: кто мы, какие мы, зачем мы сюда приехали? Нам вместе предстоит прожить всю смену. А ведь, согласитесь, не совсем уютно жить с незнакомцами. У меня для Вас есть замечательное предложение - познакомимся поближе друг с другом. Ведь недаром наш с вами первый отрядный огонек называется «Расскажи мне о себе». Из названия вы, наверное, поняли, что сегодня каждый постарается рассказать о что-нибудь себе … »

Вожатый начинает рассказ первым по предложенной схеме (о ней чуть ниже), задавая тон для ребят и обозначая, как это необходимо делать. Рассказ проходит против часовой стрелке, поэтому самых разговорчивых ребят располагают справа от себя. Очередность разговора соблюдается с помощью символа - пера, уголька от костра прошлого отряда, значка лагеря, шишки, и т.д. (важно, чтобы предмет был не слишком ярким, необычным, не отвлекал внимание). Символ служит предметом, позволяющим преодолеть психологический барьер при рассказе о самом себе малознакомой аудитории.

ДОБРЫЙ СОВЕТ.Все будет выглядеть несколько серо и скучно, если каждый монотонно, без эмоций будет повествовать о себе. А поэтому, пусть вожатый по ходу огонька примерно через каждые 3 – 4 повествования вставляет паузы, ненавязчиво(!) задает наводящие вопросы, просит ребят почитать стихи, спеть песню. Но это не должно нарушать общего настроя на вечерний «огонек»


Основная схема рассказа:

q как зовут (можно без фамилии) q откуда приехал в лагерь q мои увлечения q перспективы на будущее q мои надежды на смену: что жду, чему хочется научиться здесь, чем поделиться q другое

 

ЭТО ВАЖНО! Не следует объявлять ребятам эту схему буквально – «Сначала мы говорим то, затем это…». Каждый из них поймет, что от него хотят, когда эталон задаст вожатый, рассказав о себе первым. Поэтому в большей степени эта схема для вожатого.

Самое главное, что должны понять ребята и вынести с этого огонька: «Мои новые товарищи интересные, творческие и веселые люди. Они много умеют и знают, с ними можно организовывать интересные и полезные дела. Я обязательно найду себе новых друзей».

Одним из факторов создания доверительной, продуктивной атмосферы жизни отряда являются правила, применяемые на сознательном уровне всем отрядом. Эти правила решают сразу несколько задач: с одной стороны – их применение в реальной жизни отряда обеспечивает доверительность, открытость, комфортность и защищенность ребят, с другой – демонстрирует этические, культурные ценности человеческого сосуществования.

Правила могут меняться в зависимости от целей предстоящей смены, но должны быть неизменными на весь ее период. Например, в «Орленке» в свое время родились и живут до сегодняшнего дня законы и традиции, основанные на добром и уважительном отношении к человеку. Они как бы говорят каждому: «Не навреди своим поведением, действиями другому, и ты сам будешь защищен в жизни!»

Если в лагере есть устойчивые законы и традиции – они выполняются всеми. И это тоже необходимо пояснить ребятам. Как познакомить ребят с законами и традициями лагеря? Вариантов много, формы знакомства могут быть разнообразные: беседа, экскурсия-рассказ и т.д. В любом случае, эта работа должна начинаться с первых часов и дней пребывания ребят в лагере, а огонек – один из лучших вариантов их преподнесения.

Кроме того, в процессе обсуждения законов и традиций лагеря, в отряде могут (а, может быть, и должны) родиться свои правила, заповеди, которые будут выполняться всем отрядом.

Если в лагере не существует общих законов и традиций, вам с ребятами самим предстоит задать эти правила. Это занятие обстоятельное, требует некоторого количества времени, а поэтому нет смысла объединять огонек и создание этих правил. Найдите время и начните обсуждать их на второй или третий день, но помните – правила должны быть! Быть может, вы с отрядом станете основоположниками законов и традиций лагеря!

ЭТО ВАЖНО! Если правила не задаются, они рождаются в подростковой среде сами и не всегда носят гуманный характер, так как создаются из стереотипов субкультуры детства, порой жестокой.

Вожатый: «Сейчас между нами хорошие доверительные отношения и никто, конечно, не задумывается о том, что пройдет день или два, и отряд будет изменяться. Все познакомятся поближе. Начнется совместная работа. Изменятся требования, предъявляемые друг к другу и к себе. Изменения потребуют, новых отношений, чтобы все соблюдали определенные правила отрядной жизни. Иначе все просто перессорятся и переругаются.

Именно для того, чтобы в отряде царила атмосфера доверия, взаимопонимания, дружбы и творчества в лагерях рождаются Законы и Традиции – нормы и правила жизни, которые существуют в лагере для всех его обитателей.

Традиции - то лучшее, что накопилось в лагере за время его существования, сохранялось и передавалось из смены в смену. Например, в нашем лагере…»

Детям совсем не просто заниматься «нормотворчеством». Надеемся, что некоторые правила, ребята все-таки озвучат. Вожатый со своей стороны может предложить ряд отрядных правила обсуждение. Важно, чтобы они были обсуждены и приняты всеми.

Мы приведем пример Законов и Традиций «Орленка». Вот они:

Законы лагеря ЗАКОН 0:0 Приходи вовремя, не заставляй других ждать тебя   Традиции лагеря: Традиции вечерней речёвки и песни – каждый день заканчивается вечерней речевкой и песней
ЗАКОН ВОДЫ Море (как вариант – Река) бывает добрым и злым, не выходи с ним один на один.   Традиция доброго отношения к людям Доброе утро! Добрый вечер! Ты здесь хозяин - будь рад каждой встрече
ЗАКОН ПОДНЯТОЙ РУКИ Поднятая рука - желание высказаться Пока один говорит - остальные слушают. Ты тоже можешь оказаться в такой ситуации   Традиция орлятского круга Орлятский круг - это святое. Здесь все равны. Не ставь себя выше других. Здесь не место для смеха
    Традиция вечернего огонька Вечерний огонек - неотъемлемая часть дня

Некоторые заповеди, которые отряды выработали для себя в процессе обсуждения, и сам процесс мы опишем чуть ниже.

В завершении огонька итоговое слово берет вожатый. Он обобщает все, что было сказано на огоньке, подчеркивает, что отряд состоит из интересных и творческих людей, которые хотят и могут жить интересно. Именно по этому у отряда есть возможность стать настоящим коллективом.

Далее вожатые запевают вечернюю песню, которая, кстати, так и называется «Вечерняя» (ее текст можно найти в книге «Что делать с детьми в загородном лагере»).

На первом огоньке вожатым придется петь песню практически в одиночестве. Но есть вероятность, что кто-то из ребят знает ее и запоет обязательно вместе с вами.

ДОБРЫЙ СОВЕТ.Не стоит разучивать эту песню «под запись». Через несколько дней ребята, выучив слова, вместе с вами запоют ее.

А после песни произносят речевку:

Вожатый:День отшумел и ночью объятый Лагерь зовет ко сну. Девушки: Доброй вам ночи, наши ребята! Юноши: Доброй вам ночи, наши девчата! Вместе: Доброй вам ночи, вожатые наши! Завтра нам снова в путь!

Вожатый: «Каждый вечер мы будем, так же как и сейчас заканчивать день отрядной песней и речевкой.. Это вечерний ритуал, который мы с вами будем соблюдать изо дня в день»

Теперь подведем небольшие итоги.

ü выступление каждого присутствующего, даже тех, кто пришел на огонек по приглашению или незвано;

ü все должны быть равны, откровенность на откровенность

ü нельзя обезличивать огонек, превращать его в знакомство делегаций

ü не подменять огонек пением песен и чтением стихов

ü не превращать в посиделки, с чаепитием и конфетами

 

Лирическое отступление. Существует множество мнений по поводу именно орлятского круга: исполнять ли ежедневно вечерний ритуал речевки и песни в орлятском кругу или преподносить его как нечто заслуженное, «святое», как подарок вожатых ребятам за их достижения в течение дня.

В большей степени мы склоняемся ко второму варианту, иначе, как показала практика, стирается та таинственная грань, которую видят ребята впервые присутствующие в орлятском кругу. Изо дня в день он приедается, становится обычным режимным моментом, как мытье ног и вечерний моцион, но это всего лишь наше мнение. Решение этого вопроса мы даем «на откуп» самим вожатым.

Но когда и как его преподнести ребятам?

Подарите его ребятам!

· как приз, за удачное выступление в каком-то общелагерном мероприятии, соревновании, конкурсе (тогда отряд еще больше сплотится и это станет днем рождения отряда);

· как стимул для развития отряда (если вы чувствуете, что прошло уже 2-3 дня, а ребята никак не «войдут в колею»)

Лучше всего сделать этот подарок в последний день оргпериода или первый день основного (3-4 дни смены на отрядном огоньке).

Вожатый: «Мы хотели бы вам сделать очень важный подарок. Это не игрушка, не конфета. Этот подарок нельзя пощупать, нельзя положить в карман, нельзя унести с собой. Он имеет ценность только тогда, когда мы всем отрядом собираемся вместе И для начала мы хотели бы вам рассказать одну легенду.

В былые времена, в старинные годы... Давным-давно... Жили на берегу моря люди. Это было племя красивых и сильных людей, любящих жизнь и красоту, любящих друг друга... Но ничто не длится долго. Пришла война. Пришла необходимость всем мужчинам уйти воевать. А как же любимые женщины, матери, сестры, дочери. Не забрать их с собою... И тогда все мужчины, чтобы не мерзли их любимые, сложили посреди пещеры свои горящие сердца. И ушли... Ушли воевать, защищать свой дом, свои семьи. Сердца горели ровным и теплым огнем. Но ворвался злой ветер, и начал тушить сердца мужские. И тогда женщины, дочери, матери, сестры встали в круг вокруг горящих сердец и загородили их от ветра. Много они простояли, но защитили сердца от ветра. А когда мужчины вернулись домой, то были встречены своими любимыми. И вот с тех пор повелась традиция - вставать в круг, который и назвали впоследствии “Орлятским”. Встают в этот круг только самые близкие друзья. Встают не просто так. Встают, чтобы поговорить, пообщаться. Сказать друг другу что-то самое сокровенное, самое важное. В “Орлятском” кругу есть свои традиции и свои законы:

Слева друг и справа друг,

Чуть качнулся Орлятский круг.

Тут лишь о главном услышишь слова.

Руки в размахе крыльев орла:

Справа на плечи, а слева на пояс.

Тихо звучит о серьезном твой голос.

Круг неразрывный нельзя разорвать.

В центр, лишь прощаясь, можно ступать.

Эти правила объясняются очень просто: Правая рука лежит на плече соседа справа, чтобы ты знал, что в трудную минуту ты всегда можешь опереться на своего друга. Левая рука лежит на поясе соседа слева, чтобы твой друг всегда был уверен в твоей поддержке. Когда хочешь выйти из круга, или войти в него, то дождись окончания разговора или песни и сделай это так осторожно, чтобы злой ветер не смог ворваться в круг и затушить горящие Орлятские сердца, лежащие в центре круга. Потому и нельзя топтаться в центре - кто же ходит по сердцам.

Когда находишься в этом кругу, видишь глаза и лица друг друга, чувствуешь плечо товарища, а это значит, мужество и честность, прямота и откровенность. Вот что такое орлятский круг. Это тоже одна из традиций «Орленка». Круг не место для беспричинного смеха, неуместных шуток и озорства. В орлятском кругу стоят, слегка покачиваясь вправо и влево. Существует даже такое поверье - если круг покачивается равномерно, без перекосов и в такт, в одном ритме, значит, отряд на самом деле дружный и сплоченный.

А когда уезжают друзья, то сумки и чемоданы ставятся в центр круга, чтобы увезти с собою частицу большого отрядного сердца, бьющегося ровно и горящего большим теплым огнем.

На вечернем огоньке, после исполнения песни разговор ведется только вполголоса. Отряд готовится к отбою».

Ситуация. Вот и позади «первые шаги» отряда – огонек «Расскажи мне о себе», первые коллективно-творческие дела, первые репетиции к открытию лагерной смены. Ребята под Вашим руководством познакомились и уже начали работать вместе. Внезапно в равновесии возникает напряженность. Члены отряда не довольны работой отряда, они обсуждают и осуждают поведение других членов отряда (не только кулуарно, но и открыто), и вожатый попадает под перекрестный огонь критики. Ищут виновного. Это означает лишь одно. Началась вторая фаза развития отряда в рамках организационного периода -

Фаза борьбы за власть:

«Где мое место? Могу ли я завоевать здесь признание?»

Что происходит в отряде?

Каждый член отряда имеет влияние на развитие отряда в целом. Обсуждается то, что происходило до сих пор и то, что происходит именно сейчас, поэтому появляется возможность еще раз обсудить программу, структуру и правила поведения в отряде. Отряд должен договориться о дальнейшем совместном пребывании и о совместной работе (эти задачи будут решаться на организационном сборе отряда).

Борьба за право навязывать личное мнение возникает между членами отряда, которые по обстоятельствам объединились в коалицию. Кроме того, борьба обращается против вожатого. Стремление к руководству у части ребят ослабевает, но в это же время в отряде появляется так называемая поддерживающая коалиция, которая стремится поддержать вожатого. Способность отдельного члена отряда пережить это предопределяет будущее отряда.

Особо отличающиеся в борьбе за власть члены отряда, которые умеют принять решение, признаются в отряде как неформальные лидеры.

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.