Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Требования к вожатому.





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Важно, чтобы происходила открытая или скрытая борьба.

Отряду и вожатому нужно прийти к общему согласию по поводу норм отряда: как будут приниматься совместные решения, как при этом можно проявить свои возможности.

Закладывание основ самоуправления в отряде начинается в оргпериод. И от того, как проведена эта подготовительная работа, зависит самоуправление в целой смене.

Лирическое отступление. Вообще самоуправление в лагере - слишком большая и серьезная тема для дискуссий и обсуждения. По нашему мнению, оно будет существовать в любом случае – желает ли того вожатый или не желает. В одном случае самоуправление будет способствовать гармоничному развитию отряда и каждого ребенка в отдельности, а во втором возникнет «неформальное самоуправление», при котором вожатый не сможет в полной мере контролировать процессы коллектива и станет просто заложником ситуации. Такое самоуправление не способствует положительному развитию ни отряда, ни каждого ребенка в отдельности, и что более серьезно - может произвести раскол между членами отряда, между детьми и вожатым. Это приведет к личной трагедии не только ребят, но и вожатых.

Что же относится к органам самоуправления в отряде? В оргпериод, прежде всего - ДЕЖУРНЫЙ КОМАНДИР (сокращенно Дежком).

Функция Дежкома - помощь вожатому в соблюдении каждым членом отряда режимных моментов:

¨ помочь поднять отряд на зарядку (ее проведение, кстати, в основной период можно полностью поручить Дежкому)

¨ проконтролировать уборку палат и территории

¨ информировать отряд на УИСО

¨ собрать отряд для следования в столовую, на пляж, на общелагерные, отрядные дела.

¨ провести вечерний сбора «Анализ дня»

¨ повести вечерний отбой.

Конечно же, в организационный период сложно добиться выполнения Дежкомом всех его обязанностей, но задать тон можно и нужно. В первый раз Дежкома выбирает его вожатый уже на второй день на Утреннем информационном сборе отряда (УИСО) - самого активного и самостоятельного, явного лидера. На первый раз не важно какого направления будет этот лидер: отрицательный, эмоциональный, организатор. Далее Дежурным командиром выбирается самый достойный, по мнению ребят, на ежедневном вечернем сборе отряда, конечно же, с учетом желания самого ребенка. Вожатый должен следить за тем, чтобы за смену Дежкомом побыл каждый член отряда, хотя бы один раз – пусть учатся чувствовать ответственность и за себя, и отряд.

Допустимо, если в оргпериод Дежком не ведет УИСО и вечерние отрядные сборы, но все остальное он в силах выполнить. Это и будут первые ростки самоуправления в отряде. Ребята уже с первых дней почувствуют себя нужными и самостоятельными.

А теперь хотелось бы вернуться к заповедям отряда. Выберите время в плане работы, чтобы обсудить эти правила. Как это сделать мы постарались описать в главе

 

Вожатый: «Дорогие друзья. Прошло уже несколько дней с того момента, как мы впервые увидели друг друга, как познакомились, поближе узнали. Некоторые уже успели подружиться. Вы уже не те, что были в первый день заезда. Каждый из вас в той или иной степени имеет влияние на развитие отряда в целом.

Отряд живет и изменяется, поэтому правильнее будет, если в жизни отряда вы будете принимать главное участие, а поэтому мы должны договориться о дальнейшем совместном пребывании и о совместной работе.

Нам нужно прийти к общему согласию по поводу заповедей отряда: как будут приниматься совместные решения, как при этом можно проявить свои возможности.

Сразу хочу пояснить, что принимаемые правила не будут затрагивать те единые требования, которые предъявлены в первый день вашего пребывания. Они являются неизменными, и вновь принимаемые будут действовать исключительно в их рамках».

Описание процедуры принятия заповедей, изложенное ниже, рассчитано в большей степени на невысокий и средний уровень компетенции и подготовки вожатого.

Эта процедура выработки правил и норм отряда очень важна, потому как, только через собственный опыт «нормотворчества» и построения договоренностей ребята в состоянии понять и почувствовать обязательства и ответственность за себя и других, а также осознать неразрывность цепочки «хочу – могу - должен». Таким образом, обсуждение и утверждение правил превращается в переговорный процесс.

Однако, из-за отсутствия определенного опыта этого самого «нормотворчества» в начале обсуждения могут возникнуть некоторые трудности, поэтому предложите несколько своих правил, а лучше «подтолкните» ребят к этому.

Затем происходит коллективное обсуждение этих норм, что-то можно добавить, чуть исправить и в дальнейшем пользоваться ими в жизни и деятельности. При обсуждении вожатые всячески стимулируют активность ребят.

Примером подобных правил могут служить следующие, разработанные совместно с ребятами в разных лагерях и сменах. Выбирайте и обсуждайте с ребятами:

1. Мы делимся собственным опытом, находя точки соприкосновения, что позволяет нам объединиться.

2. Уважая каждого, мы видим его уникальность.

3. Мы поддерживаем друг друга в поиске собственных решений.

4. Мы здесь не для того, чтобы давать советы друг другу, а для того, чтобы понять и услышать друг друга.

5. Мы делимся опытом, учимся слушать, не осуждая и не оценивая друг друга.

6. Обсуждается поступок, дело, но не человек.(Как вариант: «Ты - не плохой человек, ты сегодня плохо поступил»)

7. Никогда не говорим об отсутствующем человеке плохо. Говорить можно только в глаза. В доброжелательной форме.

8. Каждый высказывает только свое мнение: я считаю, что…; я полагаю…

9. Активность каждого – залог успеха всего отряда.

10. Говорим только правду, или, по крайней мере, не обманываем.

11. и т.д.

Лучше каждое из обсуждаемых правил для визуального обозрения записывать на листе ватмана.

ДОБРЫЙ СОВЕТ.Для того, чтобы правила выполнялись, не надо придумывать их много –5 – максимум 10. Иначе они будут забываться и, как следствие, добиться их выполнения будет затруднительно.

ЭТО ВАЖНО! После обсуждения еще раз обязательно фиксируется согласие каждого члена отряда. Работа не продолжается, если с обсуждаемым положением согласен не весь отряд. В данном случае не выгодно волевым решением фиксировать принцип демократического централизма, то есть подчинение меньшинства большинству, потому что активное противодействие даже одного ребенка может разрушить деятельность всего отряда. Кто не согласен (скрыто или открыто) с тем или иным положением, должен обосновать свою позицию. Вожатый организует дискуссию и подводит промежуточные и окончательный итоги обсуждения.

ДОБРЫЙ СОВЕТ.Вожатому необходимо держать под контролем выступление «оппозиционеров», так как эта позиция, чаще всего, говорит о намерении привлекать к себе внимание, возможной повышенной агрессивности. Хотя, с другой стороны, именно в подобных процедурах обсуждения у ребят формируется первый опыт демократического взаимодействия, и не имеет смысла предъявлять жесткую лидерскую позицию и «продавливать» эти заповеди. Вряд ли это будет полезно для дальнейшей работы отряда.

Кроме того, по завершении обсуждения правил вожатый должен иметь в виду, что:

ü Принцип деятельности после принятия правил – «Что не запрещено, то разрешено!»

ü Отряд должен обсудить, как будет контролироваться выполнение этих правил. Для каждого правила может быть оговорено наказание за его нарушение.

ü Вожатый выступает в обсуждении правил и вносит свои поправки наравне с членами отряда!

ü Оговоренный свод правил не догма. В любой момент любой член отряда может внести предложения об изменении или дополнении правил, представив при этом свое обоснование.

Результатом работы может быть договор, свод правил, билль о правах, конституция или любой другой документ, закрепляющий достигнутые договоренности.

Правила только тогда правила, когда они соблюдаются. Известен закон о коллективном размывании ответственности. Именно по этому под обязательствами отряда все могут поставить свои подписи или отпечатки пальцев.

Если заповеди не соблюдаются кем-то из группы, он подводит весь отряд, и для таких людей могут быть предусмотрены не только внешние (со стороны вожатого), но и внутриотрядные «штрафные санкции».

º По времени это должно занять 40-45 минут.

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.