Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Структурное оформление отряда





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

само по себе вытекает из принятых заповедей отряда, которые теперь необходимо выполнять, а само по себе бесцельное структурное оформление ни к чему не приведет - ну есть командир, ну есть микрогруппы, ну и что?

Вожатый: «Мы с вами договорились, как будем жить, а теперь необходимо договориться, как мы будем следовать этим правилам. Нам необходимо определиться, кто и за что будет отвечать»

· ВЫБОР ЛИДЕРА ОТРЯДА

Лирическое отступление. Вожатому не стоит наивно думать, что в отряде существует один лидер, который всегда на виду - его знает отряд, его знает вожатый. При выборах лидера могут «всплыть» совершенно неожиданные кандидатуры. Задача вожатого суметь проконтролировать этот процесс. Может получиться так, что во главе встанет член отряда, не принимающий общечеловеческих норм и ценностей (например, лидер или член экстремистской группировки), сумевший своими качествами на эмоциональной волне привлечь к себе внимание значительной части отряда. Или из-за безразличия в настоящую минуту (по совершенно необъяснимым причинам), выберут совершенно не лидера, а так, «ни сё, ни то». Отсутствие нормального лидера приведет в дальнейшем отряд к катастрофе - ребята будут конфликтовать с ним (явно или скрытно), произойдет раскол отряда на группы, отряд будет терпеть поражения на уровне лагеря. Эмоциональный настрой отряда может опуститься до нуля.

ДОБРЫЙ СОВЕТ.На самом деле совет не совсем добрый.

Если вы чувствуете, что может разразиться катастрофа, с которой вы в будущем не сможете справиться и «вырулить» из сложившейся ситуации, лучше, на наш взгляд, пойти на сделку с совестью – провести тайное голосование и встать во главе «Центризбиркома». Ведь кто считает, тот выигрывает выборы! Из двух зол приходится выбирать меньшее. Но в этом случае вы должны быть уверены в том, что этот факт отряд никогда не узнает. Иначе …

P.S. Очень хочется надеяться, что вам это не придется применить на практике.

Вожатый методом опроса выясняет, какими качествами, по мнению ребят, должен обладать тот, кто возглавит отряд, руководствуясь, кстати, теми принципами жизни отряда, которые все вместе выработали. Все критерии записываются на большом отдельном листе для обозрения. Хочется сказать,что выборы - дело серьезное. Вожатый с самого начала оргсбора должен постоянно понимать это положение вещей и напоминать отряду. Ведь от того, кто станет во главе отряда и микрогрупп, зависит в полной мере результативность работы как внутри отряда, так и работа отряда на фоне всего лагеря.

У каждого члена отряда вожатый спрашивает, кто, по их мнению, мог бы возглавить отряд. Далее все варианты заранее созданным пресс-центром фиксируются на плакате (стенде) так, чтобы были видны каждому члену отряда. По каждой кандидатуре проходит голосование. Набравший простое большинство голосов становится лидером отряда. Естественно, необходимо не забыть поздравить его с избранием на эту почетную должность.

º На эту часть оргсбора отводится 10 -15 минут.

ДОБРЫЙ СОВЕТ. Ребята выбрали лидера. Чтобы не допускать падения его в глазах отряда в течение всей смены задача вожатого поддерживать его, как «всенародно избранного». Лидер тоже человек, он тоже может ошибаться, поэтому в случае каких либо сомнений, просчетов, неуверенности лидера помогите ему. Пусть он знает – есть серьезный помощник. Пусть это знает и весь отряд. Чаще апеллируйте к его мнению перед отрядом, «поднимайте» его в глазах отряда. Но так, чтобы не зазнался.

Можно даже в течение дня провести инаугурацию вновь избранного лидера. С вручением ему «символов власти», подписанием им принятой отрядной «конституции» и принесением присяги «на верность делу отряда».

А БЫЛ ТАКОЙ СЛУЧАЙ.В отряде в первые дни четко обозначилось два лидера. Парень и девушка. Девушка по своей натуре была человеком эмоциональным, к тому же обладающим неплохими актерскими данными. Она прекрасно знала об этом и умело пользовалась таким положением вещей. Однако, организаторских качеств у нее было недостаточно, что с лихвой, к сожалению, компенсировалось наличием личных амбиций. И эти качества вызывали серьезный протест со стороны определенной части отряда. В первые дни она активно сумела привлечь к себе внимание, в отличие от парня. Он был выдержан, скромен и обладал при этом талантом организатора. Вожатые знали, что голоса разделятся примерно поровну, но допустить девушку к руководству означало «завалить» отряд. Они поступили так, как описано в ДОБРОМ СОВЕТЕ чуть выше.

ДОБРЫЙ СОВЕТ. Выявляя в первые дни потенциальных лидеров, вожатые должны «приподнимать» действительно серьезных лидеров, тех, которые поведут отряд за собой.

Что значит «приподнимать»? Значит ненавязчиво, исподволь преподносить их лучшие качества, раскрывать их перед коллективом. Все должны это видеть. Именно в этом ваши главные помощники - массовые дела оргпериода. Будьте осторожны! Ребята не любят любимчиков. Не превратите потенциальных лидеров в таковых. Нельзя делать замечание лидеру в присутствии остальных.

В паре ведущий-ведомый воздействуйте на ведомого. Должна быть уверенность в том, что адресат выполнит ваше распоряжение и не начнет пререкаться, снижая тем самым авторитет взрослого.

Если же есть необходимость воздействовать на вожака, этот разговор лучше провести индивидуально, по возможности, создав «численный перевес» взрослых.

· ФОРМИРОВАНИЕ МИКРОГРУПП

В целях педагогической успешности предстоящей смены, удобно строить работу отряда по микрогруппам, оптимальный состав которых – 5-6 человек.

Почему по 5-6? Да потому, что это позволяет каждому подростку высказать свое мнение, понять другого участника, активно включаться в ситуации, задаваемые вожатым. Поэтому для меня важным становится формирование таких микрогрупп, в которых подросток будет чувствовать себя комфортно, не ощущать напряжения, чтобы у него появилось желание активно действовать в составе микрогруппы.

Вариантов формирования микрогрупп сегодня очень много. Здесь предложены те, которые в практике дали наиболее качественные результаты.

“Воздушные шары”

Вариант

На ватмане или доске рисуется четыре воздушных шара(естественно, заренее)

 

 

Вожатый: «Мы уже познакомились, немного узнали друг друга. Наступило время сформировать экипажи (читай – бригады, звенья, группы), в составе которых мы отправимся в путешествие на этих воздушных шарах в исследовательскую экспедицию. Нас ждут приключения, испытания, поиск и принятие решений. Все это потребует от экипажа сплоченности, совместимости, понимания. В составе экипажа: командир экспедиции, штурман, ответственный за техническую часть и хозяйство, 2-3 научных сотрудника».

Формировать экипажи можно так. Сначала предложить выйти (по имени) ребятам, которых вожатый увидел как наиболее открытых, активных, умеющих организовать несколько ребят, т.е., проявивших некоторые лидерские качества (можно, кстати и их выбрать голосованием, но это несколько затянет процесс). Эти ребята выбирают себе штурманов (идет выбор); штурманы выбирают бортмехаников, те, в свою очередь, одного научного сотрудника и т.д. Если вдруг кого-то не выбрали, он входит в любой экипаж по желанию. Такое формирование микрогруппы по симпатиям частично обеспечивает основу сплоченности группы: меня выбрали, я выбрал – значит, несу ответственность за себя и свой выбор.

Вариант

Определив лидеров экипажей, им можно задать дополнительное условие – каждый

 

должен выбирать человека противоположного пола. Таким образом, в группах будет сохраняться баланс: юноши-девушки.

Вариант

С использованием тех же шаров. Он предназначен для реализации принципа добровольности в формировании микрогруппы, но не ограничивает количество детей в группе, и потому требует от вожатого высокого профессионализма.

Вожатый: «Посмотрите внимательно на этот рисунок. Представьте, что видите эти воздушные шары не на плоскости, не на рисунке, а в воздушном пространстве. Обратите внимание на направление полета шаров, сосредоточьтесь на рисунке и выберите тот шар, который вам больше всего понравился, на котором вам бы хотелось полететь в путешествие. Если ваш выбор произошел, запишите свою фамилию под корзиной этого шарика. Приступайте»

Распределение ребят по шарикам будет неравномерным. При этом для вожатого отряда данная технология является диагностической. По многолетним наблюдениям:

• подростки из 1 шарика – экстравертивны, социально открыты; стремятся к работе в организованной группе сверстников;

• из 2-го – интроверты, более закрыты, но с удовольствием работают в микрогруппе, если предмет деятельности совпадает с их интересом и возможностями;

• из 3-го – повышенно экстравертивны, активны, стремятся к любым видам организованной деятельности, не всегда соотносят свои возможности с задачами микрогруппы, как бы завышая их;

• из 4-го – наиболее закрытые ребята, не умеют и не любят организовывать других, но прекрасно разбираются с проблемами и с удовольствием выдвигают конструктивные идеи, правда не знают, как их можно реализовать.

В этом состоит сложность работы с подобными микро- группами у вожатого. Вместе с тем, это дает ему возможность использовать индивидуальные особенности подростков в дальнейшей работе отряда.

Приведенные варианты формирования микрогрупп, естественно, не исчерпывают современного арсенала методов этой работы. Важно помнить, что любой из имеющихся в вашем опыте методов должен поддерживать ребят в их желании участвовать в работе группы, быть привлекательным для них.

º На эту часть оргсбора отводится 15 -20 минут.

· ВЫБОР НАЗВАНИЯ ОТРЯДА

Исходя из личных соображений каждого члена отряда и принятых правил ребята, решают, каким должен быть отряд. Каждый высказывает свое пожелание, что он видит в идеале, к чему должен стремиться отряд: сплоченный, веселый, целеустремленный, творческий и т.д. Все эпитеты фиксируются на отдельном плакате пресс-центром, чтобы все видели это.

Далее микрогруппы получают первое творческое задание - исходя из предложенных эпитетов, дать отряду название. После работы в микрогруппах идет обсуждение названия на отрядном уровне. Каждый микроколлектив «защищает» свое название. После этого голосованием принимается решение о названии отряду.

Можно, кстати, провести творческий конкурс - придумать девиз, речевку, флаг, разработать ритуал посвящения в члены отряда и т.д., но это уже после оргсбора.

º Продолжительность этой части 15-20 минут.

Вожатый: «Как вы думаете, для чего проводятся общелагерные мероприятия? Наверное, для того, чтобы отряды посоревновались между собой, выяснили, кто сильнее, смекалистее, у кого больше творчества.. Думаю, что многим из вас будет интересно не только поучаствовать в общелагерных делах, но и самим, своими руками сотворить нечто интересное ,попробовать провести собственный конкурс, может быть, творческое мероприятие. Для этого мы с вами составим свой особый план - план отрядных дел. Чтобы не только быть участником, но и их активным организатором».

* Планирование отрЯдной работы на смену

Лирическое отступление. Зачастую, к сожалению, в лагерях составляется один план работы на смену (перспективный) – общелагерный, а ведь основная работа должна строится на отрядных делах. Именно на уровне отряда все видны как на ладони, именно на уровне отряда дети получают первоначальное развитие своих умений и навыков, только потом переходя на более высокий уровень – уровень лагеря. Поэтому план работы отряда, на наш взгляд, не менее, а даже более важен и нужен.

ДОБРЫЙ СОВЕТ.Ребята должны точно знать, что предложенный ими план нужно будет выполнять, и вожатый должен помочь ребятам обеспечить его выполнение.

Чем будет жить ваш отряд, какие дела будет организовывать - вот что такое планирование ОТРЯДНОЙ работы. Желательно заранее предложить ребятам обсудить те дела, которые они хотели бы провести с отрядом на смене и 1-2 дела на лагерь.

Если такой опрос был проведен заранее, то намного легче осуществлять планирование. Мы рассмотрим вариант, когда опрос не был проведен.

Планирование разбивается на несколько этапов:

Þ предлагается микрогруппам обдумать, какие дела можно провести

Þ производится «защита» предложенных дел каждой микрогруппой

Þ составляется общая план-сетка работы отряда на смену.

План - сетка должен быть приготовлен заранее, в нее уже вписаны общелагерные дела, и теперь будут вписываться дела отряда.

Теперь о том,

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.