Настоящий стандарт распространяется на кулинарную продукцию, вырабатываемую объектами общественного питания различных форм собственности, а также индивидуальными предпринимателями и устанавливает общие технические требования к кулинарной продукции, реализуемой населению в розничной торговле, правила приемки и методы контроля, обеспечивающие ее безопасность для жизни и здоровья людей.
Обязательные требования к кулинарной продукции изложены в 5.2, 5.5, 5.7.9 (маркировка), разделе 8.
Обязательные требования к кулинарной продукции, направленные на обеспечение ее безопасности для жизни и здоровья населения, изложены в 5.2, 5.5.
Классификация кулинарной продукции
4.1. Кулинарную продукцию вырабатывают в виде блюд, кулинарных изделий и полуфабрикатов.
4.2. Блюда, кулинарные изделия и полуфабрикаты различают по следующим основным признакам:
• виду используемого сырья — из картофеля, овощей, грибов, фруктов и ягод, муки, крупы, бобовых и макаронных изделий, яиц, молока и молочных изделий, рыбы, морепродуктов, раков, мяса и мясных продуктов, птицы, дичи, кролика и других продуктов;
5.1. Кулинарная продукция должна соответствовать требованиям настоящего стандарта, государственных стандартов на конкретный вид продукции и изготавливается по технологическим инструкциям, технологическим картам и рецептурам с соблюдением санитарных норм и правил для объектов общественного питания.
Порядок разработки и утверждения новой, фирменной кулинарной продукции, мучных кондитерских и булочных изделий, формы и акты контрольных проработок и технологических карт приведены в приложении А.
5.2. Продовольственное сырьё, пищевые продукты, полуфабрикаты и материалы, используемые для изготовления кулинарной продукции, должны соответствовать требованиям нормативных документов, СанПиН 11-63 РБ, по содержанию радионуклидов – ГН 10-117, содержанию нитратов – допустимым уровням, установленным (1). И иметь документы, подтверждающие их качество и безопасность. 5.3. По органолептическим показателям (внешнему виду, цвету, вкусу, запаху и консистенции) кулинарная продукция должна соответствовать требованиям, установленным в нормативно-технологических документах на конкретные виды продукции.
5.4. По физико-химическим показателям кулинарная продукция должна соответствовать расчетным значениям согласно рецептуре и нормативным значениям, указанным в технологической карте (для мучных кондитерских и булочных изделий).
Номенклатура физико-химических показателей приведена в приложении Б.
5.5. По микробиологическим показателям и показателям безопасности кулинарная продукция должна соответствовать СанПиН 11-63 РБ.
5.6. Показатели пищевой ценности (содержание белков, жиров, углеводов, энергетическая ценность 100г съедобной части продукции)определяются изготовлением экспериментальным или расчётным путём и включаются в нормативно- технологический документ на конкретный вид кулинарной продукции.
5. 7.Упаковка и маркировка
5.7.1. Кулинарную продукцию, доставляемую из заготовочных объектов в доготовочные, столовые-paздаточные, магазины кулинарии и реализуемую потребителям вне объектов общественного питания, упаковывают в транспортную тару.
5.7.2. Кулинарные изделия, полуфабрикаты, охлаждённые и замороженные блюда, реализуемые потребителю непосредственно на объекте-изготовителе, в отделах кулинарии и через стол заказов, упаковывают в потребительскую тару.
5.7.3. В качестве транспортной тары используют функциональные ёмкости с крышками, фляги, термосы, деревянные, металлические и полимерные многооборотные ящики с плотно прилегающими крышками, полиэтиленовые мешки и другие виды тары, разрешённые для контакта с пищевыми продуктами Минздравом Республики Беларусь.
5.7.4. В качестве потребительной тары используют пакеты, коробки, целлофан, пергамент, подпергамент, термоусадочную плёнку и другие упаковочные материалы, разрешение для контакта с пищевыми продуктами Минздравом Республики Беларусь и обеспечивающие сохранность качества и безопасность кулинарной продукции.
5.7.5. Тара должна быть чистой, прочной, сухой, без плесени и посторонних запахов и иметь маркировочный ярлык. Упаковочные материалы не должны отрицательно воздействовать на показатели качества и безопасность кулинарной продукции.
5.7.6. Фасованную продукцию укладывают в транспортную тару в несколько рядов по высоте; штучную — как правило, в один ряд; весовую — с прокладками слоями.
При укладывании весовой или штучной продукции в ящики, дно ящика выстилают пергаментом или подпергаментом.
5.7.7. В каждую единицу транспортной тары помещают кулинарную продукцию одного наименования и одной даты изготовления.
Масса укладываемой в тару продукции, способ ее укладывания устанавливается нормативно-технологическими документами на конкретный вид продукции.
5.7.8. Маркировке подлежит продукция в потребительской и транспортной таре.
5.7.9. На каждую единицу потребительской тары наклеивают этикетку (ярлык), в которой в соответствии с СТБ 1100 указывают:
- наименование и местонахождение (юридический адрес) изготовителя;
- товарный знак изготовителя (при наличии);
- наименование кулинарной продукции;
- обозначение настоящего стандарта и нормативно-технологического документа, в соответствии с которым изготовлена и может быть-идентифицирована кулинарная продукция;
- термическое состояние (для замороженной продукции);
- массу нетто;
- состав продукции (кроме однокомпонентных изделий);
- дату и час изготовления;
- срок годности (годен до ... час, день и месяц);
- условия хранения;
- пищевую ценность;
- рекомендации по приготовлению (при необходимости).
5.7.10. На каждую единицу транспортной тары прикрепляют этикетку (ярлык) с маркировкой по 5.7.9 и дополнительным указанием:
- количества единиц (порций) и массы одной единицы (порции) кулинарной
продукции;
- количества упаковочных единиц потребительской тары (для фасованной продукции);
- номера партии.
5.7.11. Допускается маркировочную этикетку (ярлык) вкладывать в транспортную и потребительскую тару.
В случаях, когда кулинарная продукция реализуется в нефасованном виде или фасуется непосредственно в торговых объектах, допускается информацию о ней по 5.7.9 размещать по усмотрению продавца на листках-вкладышах, на ценнике, вывешивать в торговом зале или доводить до сведения потребителей другими способами.