Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Об электронном документе и электронной цифровой подписи





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Принят Палатой представителей 4 декабря 2009 года
Одобрен Советом Республики 11 декабря 2009 года

Настоящий Закон направлен на установление правовых основ применения электронных документов, определение основных требований, предъявляемых к электронным документам, а также правовых условий использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе является равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе.

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные термины, используемые в настоящем Законе, и их определения

Для целей настоящего Закона используются следующие термины и их определения:

  • карточка открытого ключа проверки электронной цифровой подписи (далее – карточка открытого ключа) – документ на бумажном носителе, содержащий значение открытого ключа проверки электронной цифровой подписи (далее – открытый ключ), информацию, подтверждающую его принадлежность определенным организации или гражданину, в том числе индивидуальному предпринимателю (далее – физическое лицо), а также содержащий иную информацию, предусмотренную настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь;
  • копия электронного документа – форма внешнего представления электронного документа на бумажном носителе, удостоверенная в порядке, установленном настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь;
  • личный ключ электронной цифровой подписи (далее – личный ключ) – последовательность символов, принадлежащая определенным организации или физическому лицу и используемая при выработке электронной цифровой подписи;
  • организация, оказывающая услуги по распространению открытых ключей (далее – поставщик услуг), – организация, выполняющая одну или несколько из следующих функций: достоверное подтверждение принадлежности открытого ключа определенным организации или физическому лицу, издание, распространение, хранение сертификатов открытых ключей и списков отозванных сертификатов открытых ключей;
  • отзыв открытого ключа – процедура, заключающаяся в досрочном прекращении действия открытого ключа;
  • открытый ключ – последовательность символов, соответствующая определенному личному ключу, доступная для всех заинтересованных организаций или физических лиц и применяемая при проверке электронной цифровой подписи;
  • подлинность электронного документа – свойство электронного документа, определяющее, что электронный документ подписан действительной электронной цифровой подписью (электронными цифровыми подписями);
  • подлинный электронный документ – электронный документ, целостность и подлинность которого подтверждаются с применением сертифицированного средства электронной цифровой подписи, использующего при проверке электронной цифровой подписи открытые ключи лица (лиц), подписавшего (подписавших) электронный документ;
  • сертификат открытого ключа – электронный документ, изданный поставщиком услуг и содержащий информацию, подтверждающую принадлежность указанного в нем открытого ключа определенным организации или физическому лицу, и иную информацию, предусмотренную настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь;
  • средство электронной цифровой подписи – программное, программно-техническое или техническое средство, с помощью которого реализуются одна или несколько из следующих функций: выработка электронной цифровой подписи, проверка электронной цифровой подписи, выработка личного ключа или открытого ключа;
  • целостность электронного документа – свойство электронного документа, определяющее, что в электронный документ не были внесены изменения и (или) дополнения;
  • электронная цифровая подпись – последовательность символов, являющаяся реквизитом электронного документа и предназначенная для подтверждения его целостности и подлинности;
  • электронный документ – документ в электронном виде с реквизитами, позволяющими установить его целостность и подлинность.

Статья 2. Сфера действия настоящего Закона

Действие настоящего Закона распространяется на отношения в сфере обращения электронных документов и электронной цифровой подписи.

Действие настоящего Закона не распространяется на отношения, возникающие при использовании иных аналогов собственноручной подписи, а также при обращении документов в электронном виде, подтверждение целостности и подлинности которых осуществляется без применения сертифицированных средств электронной цифровой подписи.

Действие настоящего Закона не распространяется на порядок обращения электронных документов, содержащих сведения, составляющие государственные секреты.

Статья 3. Законодательство Республики Беларусь об электронных документах и электронной цифровой подписи

Законодательство Республики Беларусь об электронных документах и электронной цифровой подписи основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства Республики Беларусь.

Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Статья 4. Субъекты отношений в сфере обращения электронных документов и электронной цифровой подписи

Субъектами отношений в сфере обращения электронных документов и электронной цифровой подписи (далее – субъекты отношений) являются государственные органы, другие организации и физические лица.

Статья 5. Международное сотрудничество

Субъекты отношений могут принимать участие в международных программах и проектах, заключать договоры с иностранными и международными организациями, иностранными гражданами и лицами без гражданства, а также использовать международные информационные системы и информационные сети в соответствии с законодательством Республики Беларусь, в том числе международными договорами Республики Беларусь.

Статья 6. Ответственность за нарушение требований законодательства Республики Беларусь об электронных документах и электронной цифровой подписи

Нарушение требований законодательства Республики Беларусь об электронных документах и электронной цифровой подписи влечет ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

ГЛАВА 2
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ДОКУМЕНТОВ И ЭЛЕКТРОННОЙ ЦИФРОВОЙ ПОДПИСИ

Статья 7. Осуществление государственного регулирования в сфере обращения электронных документов и электронной цифровой подписи

Государственное регулирование в сфере обращения электронных документов и электронной цифровой подписи осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Национальным банком Республики Беларусь, Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь, органами и учреждениями Государственной архивной службы Республики Беларусь, иными государственными органами и другими государственными организациями в пределах их компетенции и в порядке, предусмотренном настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь.

Статья 8. Полномочия Президента Республики Беларусь в сфере обращения электронных документов и электронной цифровой подписи

Президент Республики Беларусь в сфере обращения электронных документов и электронной цифровой подписи определяет единую государственную политику и осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь.

Статья 9. Полномочия Совета Министров Республики Беларусь в сфере обращения электронных документов и электронной цифровой подписи

Совет Министров Республики Беларусь в сфере обращения электронных документов и электронной цифровой подписи:

  • обеспечивает проведение единой государственной политики;
  • координирует и контролирует работу республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь;
  • утверждает государственные программы, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь, и обеспечивает их реализацию;
  • осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом, иными законами Республики Беларусь и актами Президента Республики Беларусь.

Статья 10. Полномочия Национального банка Республики Беларусь в сфере обращения электронных документов и электронной цифровой подписи

Национальный банк Республики Беларусь в сфере обращения электронных документов и электронной цифровой подписи:

  • обеспечивает проведение единой государственной политики в банковской системе Республики Беларусь;
  • осуществляет подтверждение соответствия программных, программно-технических и технических средств, используемых для создания, обработки и внешнего представления электронных документов в банковской деятельности, требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации;
  • разрабатывает и утверждает планы развития Государственной системы управления открытыми ключами, осуществляет иное регулирование отношений в сфере функционирования Государственной системы управления открытыми ключами в пределах полномочий, предоставленных настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь;
  • осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь.

Статья 11. Полномочия Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь в сфере обращения электронных документов и электронной цифровой подписи

Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь в сфере обращения электронных документов и электронной цифровой подписи:

  • осуществляет регулирование деятельности субъектов отношений в области технологии электронной цифровой подписи;
  • осуществляет в пределах своих полномочий контроль за деятельностью субъектов отношений по применению электронной цифровой подписи;
  • участвует в подготовке проектов нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации;
  • осуществляет подтверждение соответствия средств электронной цифровой подписи требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации;
  • осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и актами Президента Республики Беларусь.

Статья 12. Полномочия органов и учреждений Государственной архивной службы Республики Беларусь в сфере обращения электронных документов и электронной цифровой подписи

Органы и учреждения Государственной архивной службы Республики Беларусь в сфере обращения электронных документов и электронной цифровой подписи:

  • осуществляют разработку и реализацию единой государственной политики в сфере комплектования Национального архивного фонда Республики Беларусь электронными документами, обеспечения их сохранности, организации их учета и использования;
  • осуществляют государственный надзор за соблюдением законодательства Республики Беларусь об архивном деле и делопроизводстве при работе с электронными документами и ее методическое обеспечение;
  • осуществляют иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь.

Статья 13. Полномочия иных государственных органов и других государственных организаций в сфере обращения электронных документов и электронной цифровой подписи

Иные государственные органы и другие государственные организации в сфере обращения электронных документов и электронной цифровой подписи в пределах своей компетенции:

  • участвуют в реализации единой государственной политики;
  • участвуют в разработке и реализации государственных программ;
  • осуществляют иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь.

Статья 14. Лицензирование и подтверждение соответствия

Лицензирование деятельности по технической защите информации, в том числе криптографическими методами, включая применение электронной цифровой подписи, осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь о лицензировании.

Подтверждение соответствия программных, программно-технических и технических средств, используемых для создания, обработки, хранения, передачи и защиты электронных документов, и средств электронной цифровой подписи требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации осуществляется в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь.

ГЛАВА 3
ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТ

Статья 15. Сфера обращения электронных документов

Электронные документы могут применяться во всех сферах деятельности, где используются программные, программно-технические и технические средства, необходимые для создания, обработки, хранения, передачи и приема информации в электронном виде.

Ограничения на применение электронных документов могут быть установлены в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.

Статья 16. Основные требования, предъявляемые к электронному документу

Электронный документ должен соответствовать следующим требованиям:

  • создаваться, обрабатываться, храниться, передаваться и приниматься с помощью программных, программно-технических и технических средств;
  • иметь структуру, установленную статьей 17 настоящего Закона;
  • быть представляемым в форме, доступной и понятной для восприятия человеком.

Статья 17. Структура электронного документа

Электронный документ состоит из двух неотъемлемых частей – общей и особенной.

Общая часть электронного документа состоит из информации, составляющей содержание документа.

Особенная часть электронного документа состоит из одной или нескольких электронных цифровых подписей, а также может содержать дополнительные данные, необходимые для проверки электронной цифровой подписи (электронных цифровых подписей) и идентификации электронного документа, которые устанавливаются техническими нормативными правовыми актами.

Статья 18. Формы представления электронного документа

Электронный документ имеет формы внутреннего и внешнего представления.

Формой внутреннего представления электронного документа является запись информации, составляющей электронный документ, на электронном носителе информации.

Формой внешнего представления электронного документа является воспроизведение электронного документа на электронном средстве отображения информации, на бумажном либо ином материальном носителе в форме, доступной и понятной для восприятия человеком.

Статья 19. Оригинал электронного документа

Оригинал электронного документа существует только в электронном виде. Все идентичные экземпляры электронного документа являются оригиналами и имеют одинаковую юридическую силу.

Документы, созданные организацией или физическим лицом на бумажном носителе и в электронном виде, идентичные по содержанию, имеют одинаковую юридическую силу. В этом случае документ на бумажном носителе не является копией электронного документа.

Статья 20. Копия электронного документа и ее удостоверение

Копия электронного документа создается путем удостоверения в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, формы внешнего представления электронного документа на бумажном носителе.

Копия электронного документа должна содержать указание на то, что она является копией соответствующего электронного документа.

Удостоверение формы внешнего представления электронного документа на бумажном носителе осуществляется:

  • нотариусом или другим должностным лицом, имеющим право совершать нотариальные действия;
  • организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими право на осуществление деятельности по удостоверению формы внешнего представления электронного документа на бумажном носителе на основании специального разрешения (лицензии), если его получение предусмотрено законодательством Республики Беларусь о лицензировании.

Статья 21. Хранение электронных документов

Ведомственное хранение и последующая передача на постоянное хранение электронных документов осуществляются в течение сроков и в соответствии с требованиями, установленными законодательством Республики Беларусь об архивном деле. При приеме электронных документов на ведомственное и постоянное хранение должна устанавливаться их подлинность. При ведомственном и постоянном хранении электронных документов должна быть обеспечена их целостность.

Информация, составляющая содержание хранимых электронных документов, выдается по запросам организаций или физических лиц в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Статья 22. Юридическая сила электронного документа

Подлинный электронный документ приравнивается к документу на бумажном носителе, подписанному собственноручно, и имеет одинаковую с ним юридическую силу.

Электронный документ, подписанный после отзыва открытого ключа, не имеет юридической силы.

Оригинал электронного документа и его копия, соответствующая требованиям, установленным статьей 20 настоящего Закона, имеют одинаковую юридическую силу.

Если в соответствии с законодательством Республики Беларусь требуется, чтобы документ был оформлен в письменной форме, то электронный документ и его копия считаются соответствующими этому требованию.

В случае, если в соответствии с законодательством Республики Беларусь требуются нотариальное удостоверение и (или) государственная регистрация документа, а документ создан в электронном виде, нотариальному удостоверению и (или) государственной регистрации подлежат электронный документ или его копия.

ГЛАВА 4
ЭЛЕКТРОННАЯ ЦИФРОВАЯ ПОДПИСЬ. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОТКРЫТЫМИ КЛЮЧАМИ

Статья 23. Назначение и применение электронной цифровой подписи

Электронная цифровая подпись предназначена для:

  • удостоверения информации, составляющей общую часть электронного документа;
  • подтверждения целостности и подлинности электронного документа.

Удостоверение информации, составляющей общую часть электронного документа, осуществляется путем применения сертифицированных средств электронной цифровой подписи с использованием личных ключей лиц, подписывающих электронный документ.

Подтверждение целостности и подлинности электронного документа осуществляется путем применения сертифицированных средств электронной цифровой подписи с использованием открытых ключей лиц, подписавших электронный документ.

Электронная цифровая подпись является аналогом собственноручной подписи. Электронная цифровая подпись может применяться как аналог оттиска печати или штампа.

Статья 24. Технология электронной цифровой подписи

Совокупность процедур, методов, программных, программно-технических и технических средств, относящихся к практическому применению электронной цифровой подписи, образует технологию электронной цифровой подписи. Требования к технологии электронной цифровой подписи устанавливаются техническими нормативными правовыми актами.

Статья 25. Владелец личного ключа

Владельцем личного ключа являются организация или физическое лицо, осуществившие выработку личного ключа с использованием сертифицированного средства электронной цифровой подписи.

Владелец личного ключа обязан:

  • хранить в тайне личный ключ;
  • обеспечивать защиту личного ключа от случайного уничтожения или модификации (изменения);
  • не использовать личный ключ, если соответствующий ему открытый ключ отозван или срок действия этого открытого ключа истек;
  • отозвать открытый ключ в случае, если тайна соответствующего ему личного ключа нарушена.

В случае неисполнения владельцем личного ключа обязанностей, указанных в части второй настоящей статьи, на него возлагается возмещение причиненного вследствие этого вреда.

Статья 26. Открытый ключ. Карточка открытого ключа и сертификат открытого ключа

Открытый ключ вырабатывается на базе личного ключа с использованием сертифицированного средства электронной цифровой подписи.

Владельцем открытого ключа являются организация или физическое лицо, являющиеся владельцем личного ключа, на базе которого выработан этот открытый ключ.

Принадлежность открытого ключа владельцу личного ключа удостоверяется путем постановки на карточке открытого ключа собственноручной подписи представителя и оттиска печати владельца личного ключа, являющегося организацией, или собственноручной подписи владельца личного ключа, являющегося физическим лицом.

Сертификат открытого ключа подписывается электронной цифровой подписью поставщика услуг, издавшего этот сертификат открытого ключа.

Карточка открытого ключа и сертификат открытого ключа должны содержать:

  • значение открытого ключа;
  • информацию, однозначно идентифицирующую организацию или физическое лицо, являющиеся владельцем открытого ключа;
  • информацию о сроке действия открытого ключа.

В карточке открытого ключа и сертификате открытого ключа может содержаться и иная информация.

Форматы карточки открытого ключа и сертификата открытого ключа устанавливаются техническими нормативными правовыми актами.

Пользователем открытого ключа являются организация или физическое лицо, которым владельцем открытого ключа или уполномоченным им лицом предоставляется открытый ключ для проверки электронной цифровой подписи.

Статья 27. Распространение открытого ключа и его отзыв

Распространение открытого ключа осуществляется в целях обеспечения получения всеми заинтересованными организациями и физическими лицами открытого ключа, который требуется для проверки электронной цифровой подписи.

Открытый ключ распространяется владельцем личного ключа или уполномоченным им лицом.

Распространение открытого ключа должно осуществляться способом, обеспечивающим возможность доказательства принадлежности открытого ключа его владельцу.

Оказание услуг по распространению открытых ключей осуществляется организациями, в том числе поставщиками услуг, и индивидуальными предпринимателями на основании специального разрешения (лицензии), если его получение предусмотрено законодательством Республики Беларусь о лицензировании.

Владелец открытого ключа имеет право отозвать открытый ключ. Владелец открытого ключа должен осуществить отзыв открытого ключа способом, позволяющим пользователям этого открытого ключа получить информацию об его отзыве.

Статья 28. Деятельность поставщиков услуг

Поставщики услуг осуществляют свою деятельность с применением программных, программно-технических и технических средств, соответствующих требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации.

Поставщики услуг независимо от формы собственности могут быть аккредитованы в Государственной системе управления открытыми ключами в порядке, предусмотренном частями четвертой и пятой статьи 29 настоящего Закона.

Статья 29. Государственная система управления открытыми ключами

Государственная система управления открытыми ключами предназначена для обеспечения возможности получения всеми заинтересованными организациями и физическими лицами информации об открытых ключах и их владельцах в Республике Беларусь и представляет собой систему взаимосвязанных и аккредитованных в ней поставщиков услуг.

Основными функциями Государственной системы управления открытыми ключами являются:

  • регистрация владельцев личных ключей;
  • издание, распространение и хранение сертификатов открытых ключей и списков отозванных сертификатов открытых ключей;
  • создание и сопровождение баз данных действующих и отозванных сертификатов открытых ключей;
  • внесение сертификатов открытых ключей в базу данных действующих сертификатов открытых ключей;
  • обеспечение доступности баз данных действующих и отозванных сертификатов открытых ключей;
  • отзыв сертификатов открытых ключей;
  • достоверное подтверждение принадлежности открытого ключа определенной организации или физическому лицу;
  • хранение карточек открытых ключей.

Порядок функционирования Государственной системы управления открытыми ключами определяется положением о ней, утверждаемым совместным постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь.

Аккредитацию поставщиков услуг в Государственной системе управления открытыми ключами и контроль за соблюдением условий аккредитации осуществляет Национальный банк Республики Беларусь.

Условия аккредитации поставщиков услуг в Государственной системе управления открытыми ключами, порядок проведения аккредитации и осуществления контроля за соблюдением ее условий устанавливаются Национальным банком Республики Беларусь.

Национальный банк Республики Беларусь обеспечивает взаимодействие Государственной системы управления открытыми ключами с поставщиками услуг иностранных государств.

Статья 30. Признание иностранного сертификата открытого ключа

Иностранный сертификат открытого ключа, соответствующий требованиям законодательства иностранного государства, в котором этот сертификат издан, признается на территории Республики Беларусь в случаях и порядке, определенных международным договором Республики Беларусь, предусматривающим взаимное признание сертификатов открытых ключей или другой способ придания юридической силы иностранным электронным документам.

Сертификат открытого ключа, изданный поставщиком услуг иностранного государства, аккредитованным в Государственной системе управления открытыми ключами, признается на территории Республики Беларусь.

ГЛАВА 5
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 31. Признание утратившими силу закона Республики Беларусь и отдельных положений законов Республики Беларусь

Признать утратившими силу:

Закон Республики Беларусь от 10 января 2000 года «Об электронном документе» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 7, 2/132);

статью 27 Закона Республики Беларусь от 29 июня 2006 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 107, 2/1235);

статью 27 Закона Республики Беларусь от 20 июля 2006 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам технического нормирования, стандартизации и оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 122, 2/1259).

Статья 32. Меры по реализации положений настоящего Закона

Совету Министров Республики Беларусь и Национальному банку Республики Беларусь в шестимесячный срок:

обеспечить приведение нормативных правовых актов Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом;

принять иные меры, необходимые для реализации положений настоящего Закона.

Статья 33. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу через год после его официального опубликования, за исключением настоящей статьи и статьи 32, которые вступают в силу со дня официального опубликования настоящего Закона.

Президент Республики Беларусь
А.Лукашенко

 

 

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 28 июля 2003 г. № 231-З О торговле

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Июля 2003 г. № 231-З

О торговле

Принят Палатой представителей 12 июня 2003 года

Одобрен Советом Республики 30 июня 2003 года

Изменения и дополнения:

Закон Республики Беларусь от 26 ноября 2003 г. № 247-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 133, 2/996) <H10300247>;

Закон Республики Беларусь от 20 июля 2006 г. № 162-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 122, 2/1259) <H10600162>;

Закон Республики Беларусь от 7 декабря 2009 г. № 66-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 300, 2/1618) <H10900066>

Настоящий Закон определяет правовые основы осуществления торговли на территории Республики Беларусь, государственного регулирования и контроля в области торговли и направлен на создание благоприятных условий для эффективного осуществления торговли в целях удовлетворения спроса физических и юридических лиц на товары, выполнение работ, оказание услуг.

 

Из закона о торговле в РБ

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Сфера действия настоящего Закона

Действие настоящего Закона распространяется на осуществляющих торговлю на территории Республики Беларусь юридических лиц (далее – торговые организации) и индивидуальных предпринимателей.

Действие настоящего Закона не распространяется на отношения, связанные с:

осуществлением продажи товаров физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями;

осуществлением внешнеторговой деятельности;

куплей-продажей ценных бумаг;

куплей-продажей недвижимости;

осуществлением валютно-обменных операций;

оказанием коммунальных услуг;

деятельностью ломбардов;

объектами интеллектуальной собственности.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе, и их определения

Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия и их определения:

торговля – предпринимательская деятельность торговых организаций и индивидуальных предпринимателей, в основе которой лежат отношения по продаже произведенных, переработанных или приобретенных товаров, а также по выполнению работ, оказанию услуг, связанных с продажей товаров;

товар – вещи (предметы личного, семейного, домашнего потребления, продукция производственно-технического назначения и иное имущество), предназначенные для продажи;

рынок – имущественный комплекс, включающий специально отведенный участок с расположенными на нем зданиями, сооружениями, оборудованием, предназначенный для осуществления юридическими и физическими лицами торговли сельскохозяйственной продукцией, дикорастущими плодами, ягодами и иными продовольственными и непродовольственными товарами, а также животными;

торговый объект – имущественный комплекс, а также иное имущество, используемое для осуществления торговли, принадлежащие на праве собственности, праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления или на ином законном основании торговым организациям и (или) индивидуальным предпринимателям;

торговый реестр – перечень торговых объектов, торговых организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговлю на территории Республики Беларусь;

закупочная интервенция – закупка товаров у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Республики Беларусь в установленном порядке в целях обеспечения сбалансированности спроса и предложения;

товарная интервенция – продажа товаров торговым организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим торговлю на территории Республики Беларусь, в установленном порядке в целях стабилизации предложения и ликвидации товарного дефицита.

Статья 3. Законодательство Республики Беларусь о торговле

Законодательство Республики Беларусь о торговле основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона, нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь, Гражданского кодекса Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь от 9 января 2002 года «О защите прав потребителей» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 10, 2/839) и других актов законодательства.

Статья 4. Международные договоры

Если вступившим в силу международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора Республики Беларусь.

Статья 5. Субъекты и объекты торговли


Субъектами торговли являются торговые организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю на территории Республики Беларусь.

Объектами торговли являются товары, а также работы и услуги, связанные с продажей товаров.

Статья 6. Торговые объекты

Торговые объекты в зависимости от их архитектурно-строительных характеристик подразделяются на стационарные и нестационарные.

Стационарные торговые объекты – торговые объекты, установленные на заглубленных фундаментах и присоединенные к инженерным коммуникациям.

Нестационарные торговые объекты – торговые объекты, установленные без заглубленных фундаментов, независимо от присоединения к инженерным коммуникациям, используемых строительных конструкций и габаритов, в том числе передвижные.

Торговые объекты должны соответствовать санитарно-гигиеническим, противопожарным, природоохранным и иным требованиям, установленным законодательством.

Режим работы торговых объектов устанавливается по согласованию с местными исполнительными и распорядительными органами, а в отношении объектов, расположенных на территории производственных, учебных и иных организаций, – также по согласованию и с органами управления (руководителями) этих организаций.

ГЛАВА 2
ВИДЫ ТОРГОВЛИ

Статья 7. Виды торговли

Торговля подразделяется на следующие виды:

оптовая торговля;

розничная торговля;

общественное питание (торгово-производственная деятельность).

Субъекты торговли вправе осуществлять один или несколько видов торговли в формах, предусмотренных главой 3 настоящего Закона, если иное не предусмотрено законодательными актами.

Статья 8. Оптовая торговля

Оптовая торговля – вид торговли, осуществляемой в целях последующего использования товаров в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним потреблением и иным подобным использованием.

Торговые организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие оптовую торговлю, могут иметь товарные склады (общетоварные, специализированные), организовывать хранение и переработку товаров, формировать их запасы в объеме и ассортименте, необходимых для бесперебойной торговли, оказывать информационные, транспортные и иные услуги, связанные с торговлей.

Статья 9. Розничная торговля

Розничная торговля – вид торговли товарами, предназначенными для личного, семейного, домашнего потребления и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Розничная торговля осуществляется, если иное не предусмотрено формой торговли, через торговые объекты (магазин, павильон, киоск, палатку, лоток, торговый автомат, автолавку, автомагазин и иные торговые объекты) на основании заключаемых договоров розничной купли-продажи.

Статья 10. Общественное питание

Общественное питание (торгово-производственная деятельность) – вид торговли, включающей производство, переработку, реализацию, организацию потребления продуктов питания с оказанием либо без оказания сопутствующих услуг населению.

Общественное питание осуществляется торговыми организациями, индивидуальными предпринимателями, специализирующимися на оказании услуг общественного питания, либо иными организациями, имеющими в своем составе соответствующие структурные подразделения.

Общественное питание осуществляется через торговые объекты общественного питания, которые подразделяются на типы (столовая, ресторан, кафе, бар, кафетерий, закусочная и т. п. ), имеющие наценочные категории (люкс, высшая, первая, вторая, третья) либо не имеющие наценочных категорий.

Подразделение торговых объектов общественного питания на определенные типы и отнесение их к наценочным категориям осуществляются собственником этих объектов или уполномоченным им лицом в порядке, определенном Министерством торговли Республики Беларусь.

Субъекты торговли, осуществляющие общественное питание, в соответствии с требованиями, установленными Министерством торговли Республики Беларусь для торговых объектов общественного питания определенных типов и наценочных категорий, определяют меню, ассортиментный перечень продукции и минимальный перечень оказываемых услуг, методы обслуживания, квалификацию персонала и качество обслуживания, а также обеспечивают техническую оснащенность помещений. Субъекты торговли, осуществляющие общественное питание, обеспечивают наличие продуктов питания, блюд, указанных в меню, в течение рабочего дня или периода, предназначенного для их реализации (завтрак, обед, ужин).

Особенности организации общественного питания для отдельных групп населения (учащихся, студентов, пациентов больниц, лиц, отдыхающих в санаторно-оздоровительных организациях, работников организаций и других групп) определяются законодательством.

ГЛАВА 3
ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТОРГОВЛИ И ИХ ОСОБЕННОСТИ


Статья 11. Формы осуществления торговли

Формами осуществления торговли являются:

комиссионная торговля;

торговля на конкурсах;

торговля на аукционах;

торговля по образцам;

торговля с использованием автоматов;

выездная торговля;

посылочная торговля;

биржевая торговля;

торговля на ярмарке;

электронная торговля;

торговля на рынке;

иные формы, не запрещенные законодательством.

Комиссионная торговля – оптовая, розничная торговля, осуществляемая на основании заключенных договоров комиссии.

Торговля на конкурсах – оптовая торговля, характеризующаяся заключением на торгах договора купли-продажи с претендентом, предложившим наилучшие условия.

Торговля на аукционах – оптовая, розничная торговля, характеризующаяся реализацией товаров на торгах в заранее установленное время и в назначенном месте тому из присутствующих, кто предложил за них наивысшую цену.

Торговля по образцам – оптовая, розничная торговля с выбором товаров покупателем по образцам, описаниям товаров, содержащимся в каталогах, проспектах, рекламе, буклетах или представленным в фотографиях и иных информационных источниках.

Торговля с использованием автоматов – розничная торговля, осуществляемая с использованием торговых автоматов.

Выездная торговля – оптовая, розничная торговля, осуществляемая в установленных местах или на определенной территории вне постоянного места расположения торгового объекта.

Посылочная торговля – оптовая, розничная торговля, характеризующаяся доставкой товаров с использованием посылок, бандеролей и иных почтовых отправлений и выбором товаров при помощи каталогов и иных информационных источников.

Биржевая торговля – деятельность товарной биржи и участников биржевой торговли, в результате которой заключаются биржевые сделки. При осуществлении биржевой торговли ее участники обязаны соблюдать законодательство о товарных биржах, правила биржевой торговли товарной биржи, выполнять решения органов управления товарной биржи, принимаемые в целях регулирования биржевой торговли в соответствии с законодательством.

Статья 12. Торговля на ярмарке

Торговля на ярмарке – оптовая, розничная торговля, проводимая в определенном месте и в определенное время.

Оптовая торговля на ярмарке организуется и проводится на местном, республиканском, межгосударственном уровнях соответствующими уполномоченными государственными органами, торговыми и иными организациями, индивидуальными предпринимателями в целях реализации и рекламы товаров, формирования хозяйственных связей.

Розничная торговля на ярмарке организуется местными исполнительными и распорядительными органами, торговыми и иными организациями, индивидуальными предпринимателями.

Реализация товаров на ярмарках может осуществляться по образцам, описаниям товаров, содержащимся в каталогах, проспектах и иных информационных источниках.

Порядок организации и проведения торговли на ярмарке определяется Министерством торговли Республики Беларусь.

Статья 13. Электронная торговля

Электронная торговля – оптовая, розничная торговля, характеризующаяся заказом, покупкой, продажей товаров с использованием информационных систем и сетей. При осуществлении электронной торговли договор купли-продажи заключается путем оформления электронного документа в соответствии с Законом Республики Беларусь от 10 января 2000 года «Об электронном документе» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 7, 2/132).

Статья 14. Торговля на рынке

На рынке осуществляется оптовая, розничная торговля сельскохозяйственной продукцией, дикорастущими плодами, ягодами и иными продовольственными и непродовольственными товарами, а также животными.

Торговля на рынке осуществляется в торговых объектах с созданием необходимых условий для приобретения товаров, выполнения работ, оказания услуг и использованием торгового и торгово-технологического оборудования (пристенных и островных горок, витрин, холодильного и другого оборудования) в соответствии с санитарно-гигиеническими, противопожарными, природоохранными и иными требованиями, установленными законодательством.

Режим работы рынка устанавливается органами управления (руководителем) рынка по согласованию с соответствующим местным исполнительным и распорядительным органом.

Не допускается взимание платы с граждан за вход на рынок.

Правила торговли на рынках устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь.

Статья 15. Особенности торговли в местах и на территориях с ограниченным доступом, а также отдельными категориями товаров

Законодательством могут предусматриваться особенности осуществления торговли в местах и на территориях с ограниченным доступом (в воинских частях, исправительных учреждениях, на железнодорожном, воздушном, речном и морском транспорте, в таможенных зонах, на территориях организаций и т.п.).

Для отдельных категорий товаров (социально значимых, ограниченно оборотоспособных и других) законодательством могут быть предусмотрены особые условия торговли.

ГЛАВА 4
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОРГОВЛИ

Статья 16. Основные принципы государственного регулирования торговли

Основными принципами государственного регулирования торговли являются:

соблюдение равенства прав субъектов торговли на осуществление торговли;

исключение неправомерного вмешательства государственных органов в деятельность субъектов торговли;

приоритет экономических методов государственного регулирования торговли;

обеспечение условий реализации права на свободу выбора торгового партнера и товара;

ограничение, пресечение и предупреждение монополистической деятельности, создание равных условий для развития свободной конкуренции;

защита государством прав и законных интересов субъектов торговли и потребителей.

Статья 17. Основные формы государственного регулирования торговли

Основными формами государственного регулирования торговли являются:

техническое нормирование, стандартизация, подтверждение соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, государственная гигиеническая регламентация и регистрация товаров;

лицензирование торговли в случаях и порядке, предусмотренных законодательством;

квотирование поставок товаров;

формирование товарных ресурсов, проведение закупочных и товарных интервенций.

Статья 18. Ограничения и запреты на осуществление торговли

Ограничения и запреты на осуществление торговли устанавливаются законодательными актами и (или) постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.

Статья 19. Правила торговли

Правила торговли – единые требования, в соответствии с которыми субъекты торговли осуществляют розничную торговлю и общественное питание (торгово-производственную деятельность).

Правила торговли подразделяются на правила торговли отдельными видами товаров и правила торговли, осуществляемой в формах, предусмотренных статьей 11 настоящего Закона.

Правила торговли отдельными видами товаров и правила торговли, осуществляемой в формах, предусмотренных статьей 11 настоящего Закона, утверждаются Советом Министров Республики Беларусь по представлению Министерства торговли Республики Беларусь.

Статья 20. Основные полномочия Министерства торговли Республики Беларусь в области государственного регулирования торговли

К основным полномочиям Министерства торговли Республики Беларусь в области государственного регулирования торговли относятся:

принятие в пределах его компетенции нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области торговли;

разработка и реализация республиканских долгосрочных и краткосрочных программ развития торговли;

координация деятельности республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, местных исполнительных и распорядительных органов в области торговли;

создание и ведение торгового реестра в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь;

формирование товарных ресурсов, обеспечение проведения закупочных и товарных интервенций;

обобщение опыта применения законодательства о торговле, разработка предложений по его совершенствованию;

осуществление государственного контроля в области торговли;

применение к субъектам торговли, виновным в нарушении законодательства Республики Беларусь о торговле, мер ответственности в случаях и порядке, установленных законодательными актами;

осуществление мониторинга конъюнктуры внутренней и внешней торговли, распространение полученной информации среди заинтересованных субъектов торговли;

иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 21. Основные полномочия местных исполнительных и распорядительных органов в области государственного регулирования торговли

К основным полномочиям местных исполнительных и распорядительных органов в области государственного регулирования торговли относятся:

разработка и реализация программ развития торговли на территории соответствующих административно-территориальных единиц;

принятие в пределах их компетенции нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области торговли на территории соответствующих административно-территориальных единиц;

формирование товарных ресурсов для административно-территориальных единиц в целях обеспечения бесперебойной торговли;

осуществление государственного контроля в области торговли;

применение к субъектам торговли, виновным в нарушении законодательства Республики Беларусь о торговле, мер ответственности в случаях и порядке, установленных законодательными актами;

иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 22. Государственная поддержка и содействие торговле

Государственными органами в пределах их полномочий в области торговли последовательно и на системной основе проводится работа по:

созданию условий для эффективной деятельности субъектов торговли;

поддержке инвестиционной деятельности, включая приобретение новой торговой техники и оборудования, осуществление и внедрение научных исследований, а также внедрение новых технологических процессов;

привлечению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на договорной основе к реализации государственных целевых программ и заказов;

осуществлению программ демонополизации торговли;

поддержке и развитию предпринимательства;

формированию стабилизационных фондов товаров;

приватизации объектов торговли;

освоению экономически мало эффективных торговых зон, расположенных в отдельных местах проживания граждан или приложения их труда, труднодоступных населенных пунктах, экологически неблагоприятных районах;

созданию и развитию отраслевых и территориальных ассоциаций, союзов торговых организаций;

стимулированию торговли посредством размещения государственных заказов, субсидирования и иного экономического стимулирования в соответствии с законодательством.

Государственные органы содействуют субъектам торговли в развитии устойчивой и эффективной системы товародвижения, выполнении работ, оказании услуг потребителям и стимулировании их деятельности.

Статья 23. Меры государственного воздействия по стабилизации торговли

Субъектам торговли гарантируется право осуществления свободного оборота товаров, распоряжение которыми не ограничено обязательствами по договорам поставки для государственных нужд или иными обязательствами.

Министерство торговли Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы обеспечивают проведение закупочных и товарных интервенций в целях формирования и использования стабилизационных фондов товаров в порядке, определенном Советом Министров Республики Беларусь.

Закупочные интервенции проводятся в форме организованных закупок товаров, а товарные интервенции – в форме организованных продаж товаров из стабилизационных фондов товаров. Организованные закупки и продажа товаров осуществляются на договорной основе.

Закупочные интервенции проводятся в случаях, когда свободные цены на товары опускаются ниже уровня цен, обеспечивающего минимально необходимый уровень доходов для простого воспроизводства, или когда субъекты торговли не могут реализовать товары вследствие сокращения спроса на них.

Товарные интервенции проводятся в случаях дефицита отдельных видов товаров, а также роста свободных цен, способного повлечь ухудшение жизненного уровня населения.

Статья 24. Финансирование закупочных интервенций

Финансирование закупочных интервенций производится за счет:

доходов от проведения товарных интервенций;

привлеченных заемных финансовых средств;

средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

иных источников.

ГЛАВА 5
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ОБЛАСТИ ТОРГОВЛИ

Статья 25. Государственный контроль в области торговли

Государственный контроль в области торговли осуществляется Советом Министров Республики Беларусь, Комитетом государственного контроля Республики Беларусь, иными уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции (далее – контролирующие органы) в соответствии с настоящим Законом и иными законодательными актами.

Статья 26. Основные полномочия должностных лиц контролирующих органов

Должностные лица контролирующих органов в целях осуществления государственного контроля в пределах своей компетенции имеют право беспрепятственно посещать служебные и производственные помещения субъектов торговли с учетом режима их работы в случаях:

поступления от физического или юридического лица в письменной форме жалобы или заявления о нарушениях законодательства Республики Беларусь о торговле;

проведения не более одного раза в год плановой проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности или проведения внеплановых проверок (ревизий) по поручению уполномоченных органов.

Должностные лица контролирующих органов имеют право в установленном законодательством порядке производить отбор проб и образцов товаров для проведения испытаний (анализов) и осуществлять контрольные покупки в целях проверки соответствия отпускаемых потребителям товаров техническим нормативным правовым актам, устанавливающим обязательные требования к качеству, технологии и безопасности товаров, полному весу (мере).

Проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности субъектов торговли, отбор проб и образцов товаров, контрольные покупки и другие проверки осуществляются должностными лицами контролирующих органов только при предъявлении служебных удостоверений и предписания, выданного этими органами в пределах их компетенции, в котором должны быть указаны наименования контролирующих органов, назначивших проверку (ревизию), и субъекта торговли, подлежащего проверке, должности и фамилии проверяющих, цель проверки (ревизии) и срок ее проведения.

Должностные лица контролирующих органов по результатам проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности, в ходе которой выявлены нарушения законодательства Республики Беларусь о торговле, составляют акт. Результаты проверки (ревизии), в ходе которой не выявлено нарушений законодательства Республики Беларусь о торговле, оформляются справкой. Один экземпляр акта или справки представляется субъекту торговли, подвергшемуся проверке (ревизии).

Статья 27. Приостановление, прекращение реализации товаров

В случаях выявления в ходе проверки (ревизии) реализации товаров, не соответствующих техническим нормативным правовым актам, устанавливающим обязательные требования к качеству, технологии и безопасности товаров, отсутствия необходимой и достоверной информации о товаре, а также реализации товаров без предусмотренных законодательством приходных документов и (или) документов, подтверждающих качество и безопасность товаров, либо с истекшими сроками годности (сроками службы) или без указания сроков годности (сроков службы), если установление этих сроков обязательно, а равным образом в случае отказа субъекта торговли допустить должностных лиц уполномоченных контролирующих органов к проведению проверки (ревизии) контролирующие органы приостанавливают или прекращают реализацию этих товаров.

Руководителю субъекта торговли, допустившего нарушения, предусмотренные частью первой настоящей статьи, выдается предписание о приостановлении реализации товаров до устранения выявленных нарушений или предписание о прекращении их реализации.

Статья 28. Ответственность за нарушение законодательства Республики Беларусь о торговле

Нарушение законодательства Республики Беларусь о торговле влечет дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством.

Контролирующие органы и их должностные лица за необъективность и искажение результатов проводимых проверок (ревизий), а также за разглашение государственных секретов и коммерческой тайны субъектов торговли несут ответственность в соответствии с законодательством.

Неправомерные действия контролирующих органов и их должностных лиц могут быть обжалованы субъектами торговли в вышестоящий контролирующий орган и (или) суд.

ГЛАВА 6
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 29. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу через шесть месяцев после его официального опубликования, за исключением статьи 30 настоящего Закона, которая вступает в силу со дня его официального опубликования.

Статья 30. Приведение актов законодательства в соответствие с настоящим Законом

Совету Министров Республики Беларусь в шестимесячный срок со дня официального опубликования настоящего Закона:

подготовить и внести в установленном порядке в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь предложения о приведении законодательных актов в соответствие с настоящим Законом;

привести решения Правительства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену республиканскими органами государственного управления, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, их нормативных правовых актов, противоречащих настоящему Закону.


Президент Республики Беларусь
А.Лукашенко

Федеральный закон Российской Федерации от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи"

  • Версия для печати
  • Facebook
  • Twitter
  • VKontakte
  • LiveJournal

Дата первой официальной публикации: 8 апреля 2011 г. Опубликовано: в "РГ" - Федеральный выпуск №5451 8 апреля 2011 г. Вступает в силу 8 апреля 2011 г.

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.