озрастает от 270 мэ на севере района до 303 мэ на юге.
Навигационная информация.Радиостанции Турции, Ливана, Кипра, Израиля и Египта передают штормовые предупреждения, прогнозы погоды и навигационные извещения мореплавателям (НАВИМ). Кроме того, в некоторых портах имеется служба портовой информации, радиостанции которой передают по запросу мореплавателей навигационную информацию на район порта и подходов к нему.
Особые физико-географические явления.На южном берегу полуострова Малая Азия, а также в северной части восточного берега Средиземного моря (побережья Сирии и Ливана) отмечаются частые и иногда довольно сильные землетрясения. В связи с молодым геологическим возрастом ложа средиземного моря дно и берега его не находятся в состоянии покоя, а подвергаются медленным вековым поднятиям и опусканиям. В районе, описываемом в лоции, наблюдается опускание берега на Суэцком перешейке и на побережье Египта, поэтому мореплавателю необходимо пользоваться картами, составленными по наиболее новым материалам промера и съемки береговой черты. В описываемой части моря довольно часто наблюдаются миражи. Возникают они в тех случаях, когда образуется резкое расслоение атмосферы и на границе слоев происходит скачок плотности.
Средства навигационного оборудования.Описываемый в настоящей лоции район обеспечен средствами навигационного оборудования весьма неравномерно. Относительно хорошо обеспечены остров Кипр и восточный берег моря. На южном берегу полуострова Малая Азия и на северном берегу Африки навигационное оборудование имеется только на подходах к портам, гаваням и важнейшим якорным местам, а между этими пунктами на больших расстояниях нет никаких средств навигационного оборудования. На таких необеспеченных участках подход к берегу возможен только в дневное время при знании местных условий плавания.
В наиболее важных в навигационном отношении бухтах и гаванях, а также на подходах к рейдовым причалам у нефтепроводов выставляется плавучее ограждение. На надежность местоположения буев, а также на строгое постоянство характеристик их огней полностью полагаться нельзя.|
На побережье имеется несколько радиомаяков. Кроме того, на южном берегу Турции, на побережьях Ливана, Израиля, Египта и Ливии, а также на острове Кипр вблизи крупных аэропортов установлены аэрорадиомаяки, которые можно использовать в целях морской навигации. Однако следует иметь в виду, что аэрорадиомаяки могут временно прекращать свою работу или изменять ее режим, о чем мореплаватели извещениями не предупреждаются.
Подробные сведения об имеющихся в данном районе средствах навигационного оборудования помещены в руководствах «Огни Средиземного моря, часть I. Восточная часть моря» и «Радиотехнические средства навигационного оборудования Северного Ледовитого и Атлантического океанов». Сведения о знаках и буях даны в соответствующих местах настоящей лоции.
Порты и якорные места.У описываемых берегов портов и хорошо защищенных якорных мест мало и распределены они неравномерно. Порты находятся в основном у восточного побережья моря, а хорошие якорные места расположены преимущественно у южного берега полуострова Малая Азия.
Система счёта времени. Описываемый район юго-восточной части Средиземного моря находится во втором часовом поясе.
ПОРТ ЛАТАКИЯ
Порт Латакия — единственный порт Сирии – сооружен с северной стороны небольшого полуострова, западной оконечностью которого является мыс Рас-Зиярет. В него могут входить суда с осадкой 11 м. Порт состоит из рейда, внешней и внутренней гаваней. В нем имеется восемь причалов, у которых глубины на протяжении 600 м составляют около 9 м, 260 м — 7 м, 450 м — 3,5—4,5 м, у элеватора на 180 м — 8,5 м.
Рейд порта Латаrия открыт ветрам с моря и пригоден только для непродолжительной стоянки при благоприятных условиях погоды.
Большие суда становятся для производства погрузочно-разгрузочных работ на швартовные бочки или к причалам на восточной стороне внешней гавани.
В районе порта преобладают юго-западные ветры. Штормовые ветры наиболее вероятны с ноября по март (в среднем 2 — 3 дня в месяц). При северо-восточных штормовых ветрах, сопровождающихся ливневыми дождями, вход в порт может быть невозможным. В это время погрузочно-разгрузочные работы на якорных местах прекращаются.
Приметные пункты. Хорошими ориентирами для подхода к порту Латакия с S могут служить мыс Ибн-Хани и большая мечеть в городе Джебла (35°22' N, 35°55' О). Город Латакия издали кажется плоским островом с оливковой рощей на вершине и высоким минаретом мечети па юго-западной стороне.
С большого расстояния хорошо видна гора Джебели-Акра высотой 1728 м, которая поднимается в 28 милях к NNO от порта Латакия.
С приближением к порту видны нефтяные цистерны, находящиеся в 1 миле к N от города Латакия; две башни католического собора, возвышающиеся в 3 кбт к О от входа во внутреннюю гавань; белый элеватор с зеленой башней высотой 65 м, находящийся в 1 кбт к NО от основания мола; водонапорная башня, расположенная в 2,2 кбт к ОNО от элеватора. Причем элеватор является лучшим ориентиром при плохой погоде, когда судно вынуждено лавировать вдоль берега. Строения города Латакия хорошо опознаются на экране радиолокаторе с 6 миль.
Район, опасный для плавания, находится в 2,5 мили к NW от мыса Рас-3иярет. В районе находится затонувшее судно с глубиной над ним 13 м. Судно ограждено светящим буем, выставляемым над. ним, и вехами.
Границы района показаны на картах.
Лоцманская служба. Лоцман встречает суда в 1,4 мили к WSW от оконечности мола внешней гавани. С лоцманом можно связаться по радиотелефону. Лоцманская проводка осуществляется с 6 до 18 ч, а досмотр судов летом производится с 15 до 18 ч.
Лоцманское судно окрашено в белый цвет и несет лоцманские сигналы по Международному своду сигналов. Лоцманское судно встречает суда в 2 — 8 кбт от оконечности мола. Лоцманская станция находится у входа во внутреннюю гавань.
Портовые средства и оборудование. В порту имеются два буксира мощностью по 800 л. с., большое количество малых судов и лихтеров, на которых доставляются пассажиры и различные грузы с рейда в порт и обратно. Есть плавучий кран грузоподъемностью 100 т, краны грузоподъемностью 3 т, передвижные краны грузоподъемностью 6 — 10 т, ленточные транспортеры и автопогрузчики грузоподъемностью 2 — 3 т. Порт располагает большими площадками для складирования грузов. Элеватор обеспечивает хранение 40000 т зерна, и такое же количество зерна может храниться под навесами. Скорость погрузки зерна 450 т/ч.
Ремонт.В мастерских порта выполняется ремонт малых судов и лихтеров. Есть слип для судов водоизмещением до 900 т.
Снабжение. В порту имеются небольшие запасы жидкого топлива, которое можно получить по заявке, поданной за сутки. Можно приобрести воду и свежее продовольствие. Воду принимают из водопровода на Главной набережной внешней гавани и на северной набережной внутренней гавани. На суда, стоящие на якоре, вода доставляется водолеями. Вода плохого качества.
Сигнальная станция находится при лоцманской станции у входа во внутреннюю гавань.
Предупреждение. Вход судов в порт и выход из него осуществляются через установленную зону, границы которой показаны на картах; за исключением этой зоны плавание запрещено в пределах 12 миль от берега. Внешняя гавань расположена между молом и Главной набережной. Наименьшая глубина в ней 9,4 м. Для швартовки больших судов в гавани вдоль мола выставляются швартовные бочки. Грунт в гавани скалистый, якоря держит плохо.
Главная набережная длиной 4,2 кбт простирается к NO от основания мола и ограничивает гавань с О. Длина ее причальной линии 580 м; глубины у набережной 9,1—9,4 м. Зерновой причал длиной 1 кбт оборудован у юго-западной оконечности Главной набережной и служит для погрузки на суда зерна; глубина вдоль этого причала 8,5 м (1972г.). Причал оборудован подвесным транспортером, который соединен с элеватором. Внутренняя гавань. Вход во внутреннюю гавань шириной 80 м расположен между двумя короткими молами. Ширина судоходной части входа 55 м. По сведениям 1967г., глубина в нем 8 м. Внутренняя гавань углублена до 7 м (1958г.).
Вблизи северного входного мола гавани находятся развалины замка Эль-Бордж. Южный входной мол расположен у восточной оконечности Пассажирского причала. В гавани оборудованы северная, восточная и южная набережные. В юго-западной части гавани расположен бассейн, в котором построен слип.
В гавань могут входить суда длиной 91 м и с осадкой 5,2 м. Небольшие парусные и рыболовные суда швартуются в бассейне гавани и к ее северной набережной. Длина причальной линии гавани около 710 м; глубины вдоль причалов 3,5—7 м.
Светящий знак Латакия установлен на замке Эль-Бордж.
Створ светящих знаков, установленных в порту Латакия, ведет с моря в порт. Передний знак установлен в 0,6 кбт к NO от замка Эль-Бордж, а задний находится в 2,5 кбт к SO от переднего. Постановка судов к рейдовому причалу производится портовым лоцманом.
Якорные места. Хорошее якорное место находится на рейде в 1 миле от берега на линии створа светящего знака Латакия с башнями католического собора; направление створа 270°—90°. Глубины на этом якорном месте 15—20 м; грунт — песок, якоря держит хорошо. В других местах на рейде грунт скалистый и якоря держит плохо. Суда, ожидающие места у причала, становятся на якорь в 1,5 кбт от оконечности мола, держа ее между пеленгами 90° и 133°. Якорное место, предназначенное для разгрузки судов с помощью лихтеров, находится в 2—3 кбт к N от входа во внешнюю гавань. Глубины на нем 11—14,6 м; грунт — песок и ил. Наставление для входа в порт Латакия. Как только станет виден элеватор, необходимо взять курс для входа в установленную зону. Ночью судно должно идти к берегу, имея прямо по носу маяк Ибн-Хани. Войдя в зону, требуется лечь на курс, ведущий к якорному месту, остерегаясь затонувшего судна находящегося в 2,5 мили к NW от мыса Рас-Зиярет. Ночью на подходе к порту хорошо видны два белых огня, расположенные по горизонтали, на здании, находящемся непосредственно к N от элеватора. После того как судну будет разрешен вход в порт, следует выйти на створ светящих знаков, установленных в порту Латакия, который ведет во внешнюю гавань в 120 м к NО от оконечности мола этой гавани; эти светящие створные знаки невелики по размеру и в пасмурную погоду плохо видны с 3—4 миль. В створе со знаками находятся вершина небольшого холма с несколькими домами на нем, расположенного к W от другого холма, на вершине которого возвышается небольшая, но приметная водонапорная башня.