Причиной для рассмотрения конституционных обязанностей с позиций теории правоотношений является то, что, во-первых, все виды обязанностей граждан могут быть охарактеризованы единым общим определением, а во-вторых, обязанности в конкретных правоотношениях служат главной формой реализации конституционных обязанностей. И это наталкивает на сопоставление первых со вторыми. Некоторые черты конституционных обязанностей, а так же широта их содержания, принадлежность всем гражданам, преимущественная реализация через конкретное точки зрения этой классификации мы должны к конституционным обязанностям человека в России отнести:
- уважение прав и свобод других лиц;
- заботу о детях и нетрудоспособных родителях;
- заботу о памятниках истории и культуры;
- уплату налогов и сборов;
- сохранение природы и окружающей среды.равоотношение могут служить основанием для подхода к ним с позиций правоспособности.
В отличие от обязанностей человека обязанности гражданина вытекают из сочленства индивида в государстве, они являются отражением государственно-правового качества личности. Ряд обязанностей, возложенных Конституцией РФ на гражданина, предполагает, что в процессе их осуществления он выступает от имени государства, а само такое осуществление носит характер государственной деятельности. С формально-юридической точки зрения к конституционным обязанностям гражданина РФ мы можем отнести Участие власти в защите прав человека: комиссии и уполномоченные. М., 2001. С. 56:
- соблюдение Конституции России и законов;
- защиту Отечества.
Применительно к несению и выполнению конституционных (основных) обязанностей важно помнить о принципе равенства. В ч. 2 ст. 6 Конституции РФ говорится о том, что каждый гражданин РФ исполняет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. Нужно обратить внимание, что говорится о равенстве обязанностей именно граждан РФ. У граждан РФ и иностранцев, а так же лиц без гражданства обязанности по объёму не совпадают. Тем не менее, это не означает дискриминации лиц, не имеющих российского гражданства. Применительно к ним действуют положения ч. 1 ст. 19 («Все равны перед законом и судом») и ч. 3 ст. 62 Конституции РФ («Иностранные граждане и лица без гражданства несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ»).
В соответствии с ч. 3 ст. 44 Конституции РФ каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Исходя из этого, предполагается не только отсутствие посягательств на памятники истории и культуры со стороны живущих в России людей, но и их активные действия по сохранению памятников истории и культуры (например, участие в реставрации памятников истории и культуры, пожертвования на соответствующие работы и т.д.). Эта конституционная обязанность также вытекает не только из правовых, но и моральных и религиозных норм. Исполнение этой обязанности не связывается с наличием или отсутствием российского гражданства у кого-либо из родителей или детей.
Статья 57 Конституции РФ закрепляет обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы. В условиях капиталистического государства (в отличие от социалистического) возрастает значение чёткого и своевременного выполнения всеми лицами, проживающими в России, этой обязанности.
В статье 59 Конституции Российской Федерации закреплено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Конституция Российской Федерации закрепляет возможность замены военной службы альтернативной гражданской службой в случае, если убеждениям лица или вероисповеданию противоречит несение военной службы (ч. 3 ст. 59).