Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Источники экологического права.





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Источники экологического права представляют собой нормативно-правовые акты, содержащие эколого-правовые нормы. Они должны отвечать следующим требованиям:

1. Нормативно-правовой акт должен иметь объективно выраженную форму - в виде документа, издаваемого соответствующим компетентным органом.

2. Не всякий документ может быть нормативно-правовым актом, а лишь принятый уполномоченным на то государственным органом либо негосударственной организацией, которой делегированы права на принятие данных нормативно-правовых актов.

3. Принятые уполномоченными органами государства нормативно-правовые акты должны иметь такую форму, которая определена законом. Так, Государственная Дума принимает федеральные законы, федеральные конституционные законы и постановления; Правительство Российской Федерации - постановления и распоряжения; Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения; федеральные министерства и ведомства, а также другие федеральные органы исполнительной власти издают приказы и инструкции и т. п.

В случае нарушения формы принятого закона он должен быть отменен.

4. Наконец, для того, чтобы тот или иной нормативный акт стал источником экологического права, он должен быть принят в условиях установленной процессуальной формы правотворчества. Например, для изменения Конституции Российской Федерации или принятия новой Конституции необходимо, чтобы это решение было поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Тогда в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание, которое либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция РФ считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей (части 2 и 3 ст. 135 Конституции РФ).

Не может считаться нормативно-правовым актом решение компетентного органа, если оно принято по конкретному делу и в отношении конкретных лиц. Так, не считаются нормативно-правовыми решения правительства о финансировании того или иного объекта, о выделении материально-технических средств на проведение природоохранных работ и т. п.

5. Указанные выше дефекты законодательства свидетельствуют о нарушении положений Конституция РФ о ее соотношении с другими нормативно-правовыми актами, что снижает эффективность действия экологического законодательства.

Система источников экологического права

Система экологических нормативно-правовых актов, являющихся источниками экологического права, по существу является системой законодательства и находится в постоянном совершенствовании в связи с проводимой в России подготовкой и принятием целого ряда федеральных законов в области охраны окружающей среды.

Общепризнанные принципы и нормы международного права - источники экологического права. Иерархия эколого-правовых нормативных актов представляет собой много уровней. Прежде всего - уровень международный. Так, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ. ратифицированные Россией, являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

Далее следует конституционный уровень, являющийся ведущим началом всего нормотворчества. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ (ст.15).

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, Федеральным договором о разграничении предметов ведения и полномочий (ст. 11).

Третьим уровнем источников экологического права являются Федеральные конституционные законы, которые принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ (ст. 65, 66, 68, 70, 84, 114, 118, 128 и 135).

Конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию (ст. 108).

Следующим уровнем источников экологического права является уровень Федеральных законов.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Госдумы. Затем принятые законы передаются на рассмотрение Совета Федерации.

Статья 106 Конституции РФ устанавливает перечень федеральных законов, которые после принятия их Госдумой, подлежат обязательному рассмотрению их Советом Федерации.

Право законодательной инициативы закреплено в ст. 104 Конституции РФ.

На основании Конституции РФ были приняты следующие федеральные законы: Лесной кодекс РФ, который определил понятие лесного фонда РФ. компетенцию органов в сфере регулирования лесных отношений и т. п.; Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О недрах» (от 8 февраля 1995 г.), в котором определен государственный фонд недр, виды, сроки и порядок пользования недрами на основании разрешений (лицензии); Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (от 27 января 1995 г.); Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» (от 15 февраля 1995 г.); Федеральный закон «О животном мире» (от 22 марта 1995 г.); Федеральный закон «Об экологической экспертизе» (от 19 июля 1995 г.); Водный кодекс РФ (от 18 октября 1995 г.); Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» (от 20 октября 1995 г.); Федеральный закон «О континентальном шельфе» (от 25 октября 1995 г.) и др.

На основе и во исполнение конституционных законов, принятых РФ, республики в составе РФ и другие субъекты РФ принимают нормативные акты, регулирующие различные аспекты экологопользования, относящиеся к их компетенции.

10 января 2002 года подписан Президентом России, 12 января опубликован в «Российской газете» и с этого дня вступил в силу новый Федеральный закон «Об охране окружающей природной среды».

Показанный Закон является систематизированным нормативно-правовым актом, появление которого давно ждала юридическая общественность России. В новом Законе «Об охране окружающей среды» сохраняется немало оправдывающих себя прежних норм, которые в нем развиваются и дополняются. Это и экологические права и обязанности граждан и общественных, иных некомерческих объединений; экономическое регулирование в области охраны окружающей среды; нормирование в области охраны окружающей среды; требования охраны окружающей среды к осуществлению хозяйственной и иной деятельности и др. Он регулирует основные взаимосвязанные отношения общества и природы и специфические отношения, обусловленные особенностями природных объектов.

Нельзя не отметить и новые нормы, которые положительно характеризуют Закон. Это, прежде всего, введение статьи «Основные понятия», имеющей принципиальное значение, так как данные в Законе определения приобретают обязательный характер для всех, а научные дискуссии о понятиях остаются уделом науки. Также в Законе впервые предусматриваются экологическая сертификация, экологический аудит, появились отдельные главы о научных исследованиях в области охраны окружающей среды и об основах формирования экологической культуры и другие положения.

Статьей 90 Конституции РФ установлено, что указы Президента РФ занимают особое место среди источников экологического права и не относятся к подзаконным нормативным актам.

В качестве примера можно привести Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 г. «О федеральных природных ресурсах», Указ Президента РФ от 4 февраля 1994 г. «О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития», Указ Президента РФ от 1 апреля 1996 г. «О концепции перехода РФ к устойчивому развитию».

Подзаконные нормативно-правовые акты, издаваемые органами исполнительной власти, можно подразделить на три основные группы: а) правительственные нормативно-правовые акты; б) межведомственные нормативные акты, принимаемые органами управления (регулирования) межведомственной компетенции; в) ведомственные нормативные акты, принимаемые министерствами и ведомствами.

Правительственные нормативно-правовые акты Российской Федерации по вопросам экологопользования имеют значительный удельный вес среди источников экологического права. Это постановления Правительства РФ по вопросам ведения учета и кадастров природных ресурсов, по вопросам прогнозирования экологопользования, государственной экологической экспертизы, об аренде участков лесного фонда, о предоставлении, изъятии, перераспределении природных объектов и связанных с этим расчетных отношениях, по вопросам контроля за экологопользованием и т. п.

Межведомственные нормативно-правовые акты, принимаемые органами управления (регулирования) межведомственной компетенции, к которым относятся Государственный земельный комитет РФ, Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ и др.

Ведомственные нормативно-правовые акты в виде приказов принимаются министрами и начальниками ведомств по вопросам экологопользования. отнесенным к их компетенции. Данный вид актов подразделяется на две разновидности:

а) ведомственные нормативно-правовые акты министерств и ведомств, осуществляющих определенные функции в области регулирования правового режима экологопользования;

б) ведомственные нормативно-правовые акты министерств и ведомств, не имеющих полномочий в осуществлении таких функций.

Первый вид ведомственных нормативно-правовых актов издают такие министерства и ведомства, как Федеральная служба РФ лесного хозяйства, которая осуществляет контроль за рациональным ведением лесного хозяйства, и др. Особенность этого вида ведомственных нормативно-правовых актов заключается в том, что они касаются отношений экологопользования, складывающихся относительно определенных отдельных природных объектов: либо только земель, либо только вод, либо только лесов и т. д.

Ведомственные нормативно-правовые акты министерств и ведомств, не имеющих права на управленческие функции, носят локально-ведомственный характер и касаются лишь предприятий, учреждений и организаций, которые входят в систему министерства и ведомства, принявшего данный акт.

Таким образом, подзаконные нормативно-правовые акты государственных органов исполнительной власти относительно правового регулирования экологических общественных отношений имеют сложную систему и разнообразные формы.

В соответствии со ст. 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое является самостоятельным в пределах своих полномочий. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно (ст. 131 Конституции РФ).

Компетенция органов местного самоуправления в РФ определена Указом Президента РФ от 26 октября 1993 г. «О реформе местного самоуправления в РФ».

Органы местного самоуправления решают все вопросы местного значения, отнесенные к их ведению, а это неизбежно порождает потребность локального (местного) нормотворчества.

В республиках, входящих в состав РФ, роль источников экологического права выполняют конституции республик, а также законодательные акты по отдельным вопросам использования и охраны природных ресурсов и об охране окружающей среды. В роли источников также выступают нормативные указы президентов республик (там, где они выбраны), а также нормативные постановления и распоряжения правительств в субъектах РФ.

Органами исполнительной власти в субъектах РФ является администрация (правительство) соответствующих субъектов РФ. Руководство их деятельностью осуществляет глава соответствующей администрации, который, как правило, назначается Президентом РФ. В совместном ведении РФ и ее субъектов находятся вопросы разграничения государственной собственности на природные ресурсы, природоресурсовое законодательство и законодательство об охране окружающей среды (ст. 72 Конституции РФ).

Субъекты РФ принимают законодательные и другие нормативно-правовые акты с учетом федеральных законов: Земельного кодекса РФ от 25 апреля 1991 г.; Закона от 19 декабря 1991 г. «Об охране окружающей природной среды»; Федерального закона от 27 января 1995 г. «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», Федерального закона от 15 февраля 1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях»; Федерального закона «О животном мире» 1995 г и др.

В соответствии с указанными законами некоторые субъекты РФ приняли различные кодексы. Так, в Карелии 27 января 1991 г. был принят Земельный кодекс, в Республике Башкортостан в 1995 г. - Водный кодекс, в Республике Коми - Лесной кодекс, в Якутии, например, развивается собственная законодательная, нормативная база охраны природы. Приняты законы об охране природы, о лесе, о недрах и недропользовании, об административной ответственности за экологические правонарушения и др.

Руководящие разъяснения Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ нельзя относить к числу источников экологического права, но они оказывают определенное влияние на совершенствование экологических отношений Эти акты служат делу совершенствования действующего законодательства, поскольку ст. 104 Конституции РФ данным организациям предоставлено право законодательной инициативы.

Определенную вспомогательную роль по совершенствованию правоприменительной деятельности играют стандарты. Например, ГОСТ 17.5.1701-78 «Охрана природы. Рекультивация земель», ГОСТ 17.2.1.04-77 «Охрана природы. Атмосферный воздух» и др.

Данные вспомогательные нормативно-правовые акты не устанавливают для субъектов экологических правоотношений каких-либо обязанностей и не представляют каких-либо прав в отношении использования и охраны отдельных природных ресурсов. Однако стандарты обеспечивают «расшифровку» содержания нормативно-правовых актов, предостерегая от возможных ошибок в правоприменительной практике.

Итак, в системе источников экологического права Российской Федерации различают десять уровней: международный, конституционный, федеральных конституционных законов, законодательный, указов Президента РФ, подзаконных нормативно-правовых актов, решений органов местного самоуправления, субъектов РФ, руководящих постановлений Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, вспомогательных нормативно-правовых актов

 

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.