Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Законодательные и нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны.





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. В то же время в Конституции указано (ч. 4 ст. 29), что федеральным законом определяется перечень сведений, составляющих государственную тайну. Такое решение обусловлено необходимостью защиты суверенитета России, обеспечения ее обороны и безопасности и соотносится с ч. 3 ст. 55 Конституции, допускающей в указанных целях ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина, а следовательно, и права на информацию.

Исходя из этого, законодатель вправе устанавливать перечень сведений, которые могут быть отнесены к государственной тайне, а также регулировать отношения, связанные с их рассекречиванием и защитой, определять порядок допуска и доступа граждан к таким сведениям.

Основными законодательными и нормативно-правовыми актами в области защиты информации и государственной тайны являются Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ, Закон РФ "О государственной тайне" от 21 июля 1993 г. № 5485-1 (с изменениями от 6 октября 1997 г.), Указ Президента РФ "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера" от 6 марта 1997 г. № 188, Указ Президента РФ "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне" от 30 ноября 1995 г. № 1203 (с изменениями от 24 января 1998 г.),и т.д. Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ (далее - Закон об информации) определяет информацию как сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. . Одним из основных направлений государственной политики в сфере формирования информативных ресурсов является формирование и защита государственных информационных ресурсов.

Основу правового режима информационных ресурсов составляют нормы, определяющие:

- порядок документирования информации;

- право собственности на отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах;

- категорию информации по уровню доступа к ней;

- порядок правовой защиты информации. Документирование информации, т.е. фиксация на материальном носителе информации с идентифицирующими ее реквизитами, является обязательным условием включения информации в информационные ресурсы.

Собственник информационных ресурсов имеет право:

- назначить лицо, осуществляющее хозяйственное ведение информационными ресурсами или оперативное управление ими;

- устанавливать в пределах своей компетенции режим и правила обработки, защиты информационных ресурсов и доступа к ним;

- определять условия распоряжения документами при их копировании и распространении.

Государство имеет право выкупа документированной информации у физических и юридических лиц в случае отнесения этой информации к государственной тайне. Вместе с тем собственник информационных ресурсов, содержащих сведения, отнесенные к государственной тайне, вправе распоряжаться ими только с разрешения соответствующих органов государственной власти.

Информационные ресурсы, являющиеся собственностью государства, находятся в ведении органов государственной власти и организаций в соответствии с их компетенцией, подлежат учету и защите в составе государственного имущества.

По общему правилу государственные информационные ресурсы Российской Федерации являются открытыми и общедоступными. Исключение составляет документированная информация, отнесенная законом к категории ограниченного доступа, подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную.

Вместе с тем в соответствии со ст. 10 Закона об информации запрещено относить к информации с ограниченным доступом:

- законодательные и другие нормативные акты, - документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, - документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления- документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций,

Государственной тайной в соответствии с Законом РФ "О государственной тайне" от 21 июля 1993 г. № 5485-1 (с изменениями от 6 октября 1997 г.) являются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации, в частности:

1. Сведения в военной области:

2. Сведения в области экономики, науки и техники:

3. Сведения в области внешней политики и экономики:

4. Сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности:

К сведениям конфиденциального характера Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 отнесены служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти (служебная тайна), а также сведения, связанные с коммерческой деятельностью (коммерческая тайна). Информация составляет служебную или коммерческую тайну, если она отвечает следующим трем условиям:

информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам;

к информации нет свободного доступа на законном основании;

обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности (ст. 139 ГК).

К категории конфиденциальной информации относится также информация о гражданах (персональные данные). Конституция гарантирует каждому гражданину неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений и допускает ограничение этих прав только на основании судебного решения (ст. 23).

 


 

 

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.