Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Макросреда и акцентуированные характеры



Макросреда – это совокупность устойчивых особенностей общества, которые отражают его культуру, традиции, социальные цен­ности. Макросреда отражает специфику действия основных социальных инсти­тутов, влияющих на формирование личности, – семьи, дошкольных и школьных учреждений, экономики, производства, средств массовой информации, торговли и т. д.

Каждый человек тесно связан с макросредой как непосредствен­но – через контакты с ее институтами, включая традиции, нормы, со­циальные стереотипы поведения, так и опосредованно – через кон­такты с ближайшим окружением, которое испытывает влияние среды.

На макроуровне социальных отношений формируется представ­ление об идеальном члене общества, о том, каким должен быть человек в тот или иной период своего разви­тия. Таким образом, создается сама проблема акцентуированных ха­рактеров – конкретная личность «прикладывается» к существующим эталонам и оценивается как приемлемая или неприемлемая, требую­щая или не требующая специального внешнего воздействия.

Кроме того, макросреда способна обострять проблему акцентуи­рованных характеров, когда она выдвигает нормативные тре­бования к человеку, но в то же время не создает для него соответ­ствующих условий. В таком случае увеличивается вероятность появления людей, которые заведомо не впишутся в заявленную норму, у них будут появляться акцентуации в качестве средств компенсации, т.е. выхода из психологического дискомфорта.

Рассмотрим примеры влияния макросреды на формирование личности.

Человек, подвергающийся в раннем детстве прессингу, втискиваемый в рамки норматива, сопротивляется внешнему влия­нию. Это приводит к формированию у него различных вариаций акцен­туированных характеров, в основе которых лежит завышенное представление о себе, болезненная защита своей самостоятельнос­ти.

Если общество задает сложные, труднодостижимые или совсем недостижимые идеалы личности, следовать которым трудно, то в обществе оказывается слишком много людей, не соответствующих им. Это одних побуждает ко лжи, приспособленчеству, демонстрации социально одобряемых стандартов поведения, а других ставит в позицию изгоев, трудных, конфликтных людей. Идеал в воспитании нужен, но приближение к нему должно происходить не путем подавления индивидуальности, а посредством демонстрации традиций, образцов для подражания и условий для его осуществления. Не стоит, однако, преувеличивать значение идеального типа личности в проблеме акцентуированных харак­теров.

Время перестройки породило новые социальные типы лично­стей. Оно открыло просторы перед человеком с повышенной самостоятельностью, мобильным, гибко реагирующим на социально-экономи­ческую и политическую ситуацию. Соответственно, в характере современника появляются такие черты, как находчивость, инициатива, предпринимательство. Неизбежна гипертрофия этих полезных качеств: авантюризм, склонность к неоправданному риску, стремление к наживе, рвачество. Естественно, подрастающее поколение не остается сторонним наблюдателем перемен, его захватывает идеоло­гия рыночных отношений быстрого обогащения, обмана, нечестной коммерции. Но непременно появляется и поколение решительных, ответственных, находчивых и творчески мыслящих молодых людей.

Макросреда способна формиро­вать психически стабильные или нестабильные типы личностей, что также связано с проблемой их принятия окружающими и акцентуированными характерами. Периоды социального благо­получия, затишья межнациональных конфликтов, относительной всеобщей гармонии, очевидно, способствуют формированию более устойчивых психологических типов – людей, довольных собой и жизнью, терпимых друг к другу, культурных, благочестивых и милосердных. Напротив, обстановка нестабильности порождает цепные психологические реакции – провоцирует злость, агрессию, безнравственное отношение к ближнему или апатию.

Перестройка с ее обострив­шимися социальными и национальными конфликтами, дефици­том и материальными трудностями для большинства, хаосом во всех сферах жизни общества породила высокий уровень психо­логической нестабильности у многих граждан. Доминирует так называемый агрессивный тип личности, в котором преобладают социальная отчужденность, витальные потребности – желание насытиться, обеспечить элементарный комфорт.

Взрослые передают детям свою злость, агрессию, грубость, без­нравственность, усталость, апатию. Отсюда вытекает логический вывод: система семейного, школьного, досугового воспитания действует сегодня в специфических условиях, провоцирующих появление определенных акцентуаций.

Есть еще один фактор макросреды – фактор интенсивных перемен. Сегодня быст­рее, чем когда-либо, изменяется социальная действительность – мода, товары, услуги, развлечения, экономическое состояние населения, по­стоянно меняется информация. Перемены неотвратимы и желанны, но психика молодых людей еще не окрепла и может реагировать защитой, в частности проявлениями акцентуаций.




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.