Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Микросреда и акцентуированные характеры



На формирование характера личности большое влияние ока­зывает также микросреда – непосредственное окружение. Преж­де всего, это родители, родственники, сверстники, коллек­тив.

Микросреда воздействует на человека двояко – через сложив­шиеся стереотипы традиции, правила, нормы и типичные условия повседневной жизни, а также через специфические особенности ближайшего окружения.

Каковы типические особенности современной семьи, оказыва­ющие влияние на формирование характеров у детей? Среди них, прежде всего, следует назвать малодетность и нуклеарность (ядерность). В отличие от многодетной и многопоколенной, современная семья создает особую социально-психологическую экологию для формирования характера ребенка. Здесь преобладают короткие цепи межличностных отношений, ограничены вариации взаимодействия членов семьи, их реакции друг на друга, менее разнообразны формы и примеры для подражания. Следствие – более навязанный и однообразный тип контактов в семье, что повышает вероятность жесткого усвоения детьми образцов поведения родителей. Избирательное поведение ограничено, заимствование черт от отца и матери более вероятно, а, следовательно, более вероятно повторение их особенностей как социально-типических, отражающих как факторы макросреды, так и индивидуальных.

Обобщая различные научные данные, можно утверждать, что особенностью современной семьи является ограничение гуманистическою опыта для подрастающего человека. Так, ограничены контакты с младенцами, нет достаточной тренировки для таких качеств, как коммуникативная толерантность (переносимость) к младенцам, старикам, вообще к другим личностям; свернуто взаимодействие, обмен информацией минимален и восполняется контактами со средствами массовой информации; недостаточно развито чувство «мы», чувство родства, принадлежности к семье, семейному роду.

Отмечается также высокая степень персонификации – стремление детей утрированно проявлять «я» в рамках семьи. Оно выражается в желании подчеркнуто самоутверждаться, противопоставлять себя родителям, идти им напере­кор, отрицать их ценности, снижать полезность даваемых ими сове­тов. Это формы отчуждения, свойственные некоторым акцентуациям.

Отчужденность, сформированная в семье, способна нейтрализоваться в иных сферах общения молодых людей. Некоторые из них тянутся к различным кружкам, студиям, благие намерения у них сочетаются с наличием соответствующих акцентуаций, например, дистимных черт. Социологами было проведено обследование различных неформальных молодежных групп, так называемых «дворовых тусовок». Абсолютное большинство участников несовершеннолетние. Среди наиболее важных причин, побуждавших подростков «уйти в неформалы», – потреб­ность в друзьях, в чем-то необычном и интересном, а также кон­фликты в школе и дома, недоверие к взрослым, протест против формализма и вранья. Многие из них приходят в группу потому, что «не знают, как жить дальше».

Как показали исследования, типичная психологическая обстановка в семье предрасполагает детей к акцен­туациям, в которых отмечаются следующие признаки:

– пониженная толерантность (терпимость) к индивидуальности другого, манере поведения, ошибкам, физическому и психоло­гическому дискомфорту;

– категоричность мнений, суждений, оценок других;

– стремление демонстрировать стереотипы агрессивного, эгоис­тичного поведения, усвоенные в семье;

– повышенная реактивность на замечания, требования, ограничивающие проявление индивидуальности ребенка;

– элементы жестокости в отношениях к сверстникам;

– подчеркнутое нежелание участвовать в совместной, коллек­тивной деятельности, разделять общую ответственность;

– высокая степень персонификации, самомнения и болезненная защита «я»;

– отрицание опыта некомпетентности старших.

Помимо типичных социально-психологических особенностей семьи, на формирование акцентуированных характеров у детей влияют специфические факторы конкретной семьи. Приведем на­иболее важные из них.

1. Взаимовлияние – одно из средств социализации человека. Оно может проявляться как цель, как результат, как условие или как побочный эффект общения.

Вероятны два варианта взаимовлияния: индукция и трансформация.

Первый вариант – индукция, когда один человек, перенимая от другого какую-либо характеристику, либо утрирует, либо усиливает, либо смягчает, либо преодолевает ее в себе, и, тем самым, воздействует на другого. Например, под влиянием грубого отца ребенок стал грубить в ответ, что сделало отца еще более грубым по отношению к сыну.

Второй вариант – трансформация, когда один человек под влиянием другого демонстрирует в ответ не ту характеристику, которой на него повлиял партнер по общению, а иную, но обусловленную одним из принципов – дополнительности, контраста, смежности, психологической защиты, что, в свою очередь, влияет на носителя исходного свойства. Так, например, под воздействием очень педантичных родителей у ребенка по принципу психологической защиты закрепились противоположные черты: он стал неаккуратным, необязательным, безответственным. Такой результат не удовлетворяет родителей, и они либо смягчают свои требования, осознав свою ошибку, либо усиливают требования, считая их недостаточными, применяют наказания.

Существуют несколько негативных вариантов обмена образцами отношений в процессе взаимовлияния родителей и детей.

Циркуляция утрированных образцов отношений. Излишне подчеркнутые, слишком категоричные требования родителей обусловливают появление у ребенка нежелательных и дефектных свойств личности, негативных форм поведения. В свою очередь, это приводит к появлению новых утрированных образцов отношений к нему родителей.

Циркуляция агрессивных образцов отношений. Недоброжелательность, грубость, резкость родителей побуждает ребенка проявлять ответную агрессию, что становится причиной появления новой агрессии со стороны родителей. В некоторых случаях агрессия не затухает на протяжении длительного времени, а ее амплитуда увеличивается в процессе отношений.

Циркуляция соглашательских образцов отношений. Родители демонстрируют подчиняющий стиль отношений, добиваются у ребенка беспрекословного повиновения, выполнения любых требований. Нередко ребенок во всем покорно соглашается с родителями, делая это искренне или в угоду им. Тем самым у отца и матери укрепляется потребность в подобострастии, угодничестве со стороны ребенка.

Циркуляция образцов отношений, обусловленных комплек­сами личности. Это случай, когда комплексы родителей пробуж­дают к жизни комплексы у детей, что становится причиной углуб­ления имеющихся у родителей комплексов или появления новых. Например, обвиняющий стиль отношений характеризуется тем, что родители постоянно недовольны ребенком, критикуют, ругают его. Осознание отличий от сверстников, чувство недостаточности вызы­вает у детей защитные реакции: они обычно держатся в стороне, не умеют постоять за себя, дать сдачи, найти сразу нужный ответ при внезапном обращении к ним, легко теряются. Такое поведение ребенка провоцирует некоторых окружающих, включая родителей, проявлять стремление к доминированию, ставить человека в зависимое положение.

Циркуляция непоследовательных отношений. Позиция роди­телей отличается небрежностью, попустительством и непродуктив­ностью. Требования к ребенку то неоправданно суровы, то мягки, за проступок могут наказать или тот же проступок оставить без внимания. При подобных отношениях у ребенка не возникают четкие представления об обязанностях и нормах поведения, он не знает, чего следует ожидать от родителей в том или ином случае.

2. Дисгармония в супружеских отношениях. Проявляется в фор­мах соперничества,

псевдосотрудничества, изоляции.

При соперничестве структура отношений носит противоречивый, друже­любно-враждебный характер. Оба партнера характеризуются не­зрелостью, несформированностью семейной роли, безответствен­ностью, конфликтностью.

Псевдосотрудничество имеет место, когда с внешней стороны отношения выглядят ровными и согласованными, но часты конфликты в связи с внесемейными проблемами.

В случае изоляции супруги эмоционально обособлены, не заинтересованы друг в друге как в муже и жене.

3. Недостатки семейного воспитания. Выделяются следующие черты воспитания, которые приводят к неблагоприятным характе­рологическим проявлениям личности: низкая сплочен­ность и разногласие членов семьи по вопросам воспитания, противо­речивость, непоследовательность, неадекватность мер воздействия; большая степень опеки и ограничений в жизнедеятельности детей; повышенная стимуляция возможностей детей, в связи с этим частое применение угроз, осуждений.

3. Неправильное отношение родителей к ребенку. Выделяется три основных типа

неправильного отношения к детям в семье – отвергающее (неприятие), гиперсоциализирующее и эгоцентри­ческое.

Суть отвергающего заключается либо в чрезмерной требо­вательности, жесткой регламентации и контроле, либо в недостат­ке контроля, в попустительстве.

Гиперсоциализирующее отношение возникает на почве тревож­ной мнительности родителей в отношении здоровья ребенка, его социального статуса среди сверстников и особенно его успехов в учебе, равно как и в отношении к социальному статусу других членов семьи.

Эгоцентрическое отношение наблюдается в семьях с низким уровнем ответственности, когда ребенку навязывается представление «Я большой» в качестве самодовлеющей ценности для окружающих.

4. Издержки семейного контроля. Некоторые формы семейного контроля имеют непосредственное отношение к возникновению акцентуаций личности. К таким формам отно­сятся аутократический, авторитарный, демократический, эгалитар­ный, вседозволяюший, изнеживающий и амбивалентный контроль.

1. Аутократический контроль. Родители не интересуются вну­тренним миром ребенка, его проблемами, не знают и не желают считаться с его желаниями, принуждая действовать в соответст­вии с собственными представлениями о том, что нужно делать в той или иной ситуации.

2. Авторитарный контроль. Родители знают о намерениях ре­бенка, но подавляют их, заставляя действовать в конечном счете по своему усмотрению.

3. Демократический контроль. Родители знают и уважают мне­ние детей, обсуждают их проблемы, избегают осуждения, морали­зирования и принуждения. Ограничения в условиях такой свободы носят разумный характер.

4. Эгалитарный контроль. Дети ведут себя в семье на равных со взрослыми, имеют право не принимать точки зрения родителей и действовать без должных ограничений со стороны взрослых.

5. Вседозволяющий контроль. Дети предоставлены сами себе, контроль со стороны родителей практически отсутствует.

6. Изнеживающий контроль. Ребенок (обычно единственный или последний) воспитывается в атмосфере любования, восхвале­ния, безотказного удовлетворения всех его прихотей, то есть в роли «принца». Тем самым культивируется нарциссизм, само­обожание, эгоцентризм.

7. Амбивалентный контроль. Родители исповедуют прямо про­тивоположные воспитательные доктрины и потому предъявляют противоречивые требования, дают взаимоисключающие оценки поступкам ребенка, постоянно спорят между собой, причем неред­ко в присутствии детей.

Практически любая форма семейного контроля может прово­цировать или укреплять акцентуированные черты характера, если она не соответствует доминирующим природным матрицам раз­вития ребенка, в соответствии с которыми он реализует себя; его физическим, интеллектуальным, эмоциональным и нравственным свойствам. Когда же форма семейного контроля отвечает особен­ностям ребенка, она содействует его воспитанию и нормаль­ному развитию. Неправильно выбранная форма контроля прово­цирует внутренние коллизии, столкновения доминирующих или конкуренцию матриц развития, появляются конфликты с окружа­ющими. Все это приводит к акцентуациям, психопатиям [1].

Заключение

 

Данное учебное пособие может быть полезным тем, кто стремится к осознанию ресурсов собственной личности и тех, кто живет и работает рядом, кому не безразлично, как у него складываются взаимоотношения с окружающими. Обратившись к пособию, вы сможете понять, какой тип акцентуации вероятнее всего присущ вам или интересующему вас человеку, какие обстоятельства усугубляют акцентуации его характера, каковы положительные и отталкивающие черты данной акцентуации, какие приемы взаимодействия с ним лучше использовать.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Алексеева Е.А., Выбойщик И.В., Паршукова Л.П. Акцентуация характера: Учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2002. – 46 с.

2.Бандурка А.М., Бочарова С.П., Землянская Е.В. Психология управления.- Харьков ООО»Фортуна – пресс», 1998. – 464 с.

3.Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М.: Изд-во МГУ, 1988.

4.Еникеева Д.Д. Популярная психиатрия. – М.: Изд-во «АСТ – Пресс»,

1998 – 528 с.

5. Леонгард К. Акцентуированные личности / Пер. с нем. Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 2000. – 54

6.Психологические портреты персонала: психология и диагностика / Под редакцией Ю.П. Платонова. Учебное пособие – СПб, Речь, 2003. – 416 с.

7. Чернышев В.Н., Двинин А.П. Человек и персонал в управлении. – СПб.; Энергоатомиздат, Санкт-Петербургское отд-ние, 1997. – 567 с.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.