СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ
Задача 1
Молодой женщине в родильном доме предложили заплатить врачу и акушерке за оказание ей медицинской помощи. Родственники собрали и заплатили требуемую сумму. Однако родившийся с асфиксией ребенок умер. В связи с жалобой матери на ненадлежащее врачевание по заданию прокурора проводилась служебная проверка. Квалифицированные члены комиссии пришли к выводу, что причина смерти ребенка не связана с действием врачей. Однако врача и акушерку привлекли к ответственности за получение незаконного вознаграждения. Какие для этого имеются юридические основания?
Задача 2
К хирургу горбольницы обратился гражданин К., 66 лет, по поводу паховой грыжи. Обследовав больного, хирург сказал, что операция показана и может быть выполнена, но предварительно за нее следует заплатить. Сумма для гражданина К. показалась большой. На предложение К. снизить цену врач ответил, что сумма установлена не им. Больной заплатил, но после операции обратился с жалобой в администрацию больницы. Хирург понес административное наказание.
Является ли это деяние противоречащим законодательству об охране здоровья граждан? Имеется ли на этот счет указание в Конституции РФ?
Задача 3
В суд обратился владелец частной аптеки с жалобой на Департамент Здравоохранения города, который, проверяя работу аптеки, предупредил владельца о закрытии ее в связи с тем, что некоторые лекарственные средства продавались после истечения срока хранения. Решение Департамента было обжаловано владельцем аптеки, так как, по его мнению, Департамент не мог вмешиваться в дела частного учреждения и своими действиями на нарушил его права. Имеется ли законодательная основа действия Департамента?
Задача 4
Сотрудники ряда кафедр и клиник высшего медицинского учебного заведения создали и зарегистрировали коммерческую организацию по оказанию ортопедической стоматологической помощи населению. При проверке их работы выяснилось, что они также занимаются челюстно-лицевой хирургией, на которую руководство ВУЗа лицензию не выдавало. Коммерческое предприятие распоряжением администрации города было закрыто. Какие нарушения закона легли в основу такого решения?
Задача 5
Руководство АО завода машиностроения создало комиссию по вопросам этики с целью охраны здоровья женщин и пенсионеров, работающих в ряде цехов завода. В состав комиссии вошли врачи МСЧ, зам. генерального директора АО, члены профкома и юрист. Однако администрация области не утвердила комиссию, так как по ее мнению необходимо было охватить всех рабочих завода, и в состав комиссии должны были входить только медики. Есть ли для этих замечаний законодательная основа?
Задача 6
Гражданка И., рабочая гальванического цеха завода «Красный котельщик», связывала свое ухудшение здоровья с вредными условиями на производстве. Она обратилась в МСЧ завода за консультацией, однако на вопрос о факторах отрицательно влияющих на здоровье, ей ответить отказались, ссылаясь на запрет администрации. Есть ли нарушение прав гражданки И.?
Задача 7
В городской кожно-венерологический диспансер обратился мужчина, у которого был вторичный свежий сифилис. Однако его не приняли на лечение, ссылаясь на отсутствие лекарств и мест в стационаре. При этом зав. Отделением предложил больному лечиться у него в частном порядке, показав разрешение и лицензию на частную практику. Имеется ли нарушение действующего законодательства?
Задача 8
В морге Бюро СМЭ ассистент кафедры судебной медицины вместе с группой студентов произвёл экспертизу трупа мужчины, которому нанесли телесные повреждения трое пьяных мужчин. Было установлено, что смерть наступила от ушиба головного мозга, возникшего при ударах тупыми предметами, ножевая рана груди оказалась не проникающей и могла квалифицироваться как лёгкое телесное повреждение, не причинившее кратковременного расстройства здоровью. Судебно – химическим исследованием установлена тяжёлая степень алкогольного опьянения. Все эти данные стали известны подозреваемым, которые изменили первоначальные показания и стали давать выгодные для себя, противоречащие истине показания, тем самым помешав расследованию. Выяснилось, что утечка информации произошла от студента, участника вскрытия.
Что сказано об этом в законе и кто несёт ответственность?
Задача 9
Старшая медсестра хирургического отделения ЦРБ по сговору с зав. аптекой получив медикаменты на отделение, утаила и принесла домой 8 пачек феномина в таблетках и 20 ампул морфина, объясняя это желанием иметь под рукой лекарства для оказания скорой помощи больным соседям.
Является ли это преступлением?
Задача 10
Зимой на улице при температуре воздуха -26С лежал мужчина по внешнему виду – бомж. Прохожий вызвал скорую помощь. Приехавший врач почувствовал запах алкоголя и, не обнаружив при осмотре признаков каких – либо повреждений или заболеваний, сообщил в милицию, чтобы его забрали в вытрезвитель. Приехавшие милиционеры убедились, что наряду с запахом алкоголя у мужчины очень слабое аритмичное дыхание, бессознательное состояние. Поэтому не увезли его в вытрезвитель, а потребовали, чтобы скорая помощь доставила больного в стационар, так как ему требуется медицинская помощь. Спор по телефону продолжался 30 минут, а через чес мужчину доставили в стационар, где утором он скончался. При судебно-медицинском исследовании трупа установлено, что смерть наступила от действия низкой температуры, при средней степени опьянения. Усматривается ли в действии врача скорой помощи признаки преступления? За что в этом случае он должен нести ответственность?
Задача 11
Вечером мальчика сбила автомашина, а так как это было рядом с онкологической больницей, то прохожие прибежали за врачом. Дежурный врач был в процедурной и, узнав от медсестры в чём дело, поручил ей звонить в скорую. Сам же продолжал работать, не поинтересовавшись в какой помощи нуждался мальчик.
Могут ли его привлечь к уголовной ответственности?
Задача 12
Проживающая по соседству, гражданка И. обратилась к врачу – окулисту с просьбой помочь задыхающемуся ребёнку, на что тот ответил, что нужно вызвать скорую, ибо он не педиатр и брать на себя ответственность не имеет права. Пока женщина нашла телефон и приехала скорая, ребёнок умер от асфиксии вследствие закрытия гортани, попавшим в неё кедровым орехом.
Несёт ли уголовную ответственность врач – окулист?
Задача 13
На трассе произошла автоавария, при которой двое мужчин получили тяжёлые повреждения и нуждались в срочной медицинской помощи. Автоинспектор остановил рейсовый автобус «Икарус» и спросил есть ли врач, объяснив, что необходимо оказание медицинской помощи. Получив отрицательный ответ, он разрешил автобусу продолжать движение. Остановил следом идущий микроавтобус. В нём оказался врач, который огорчился, что инспектор не остановил впереди идущий «Икарус», ибо там был знакомый ему опытный травматолог, (сам он был инфекционистом). Тем не менее первая помощь была оказана (иммобилизирована конечность) до прибытия скорой помощи. Когда К. предъявили обвинение, тот возмутился, ибо он находится в отпуске и торопился на важную для него встречу.
Есть ли основания привлечь К. к уголовной ответственности?
Задача 14
Гражданка И., 45 лет, находилась на стационарном лечении в кожном отделении. В связи с жалобой на зуд в области промежностей ей путём обкалывания в подкожную область ошибочно ввели 30,0 цианистой ртути вместо новокаина (флаконы находились рядом). У больной вследствие отравления ртутью развилась «сулемовая почка», от которой она умерла через 4,5 месяца.
Кто несёт уголовную ответственность за это и по какой статье?
Задача 15
В. обратился в лечебное учреждение за медицинской помощью. Врач назначил лечение, для которого требовались дорогостоящие лекарства. Через неделю, в связи с дальнейшим ухудшением здоровья, В.обратился к другому специалисту, который установил, что назначенные ему лекарства противопоказаны при данном заболевании. В.обратился в суд с требованием возмещения морального и материального вреда. Правильно ли он поступил? Имеет ли он право на возмещение вреда? Как определяется моральный и материальный вред?
Задача 16
Заведующий хирургическим отделением городской больницы неоднократно получал от пациентов вознаграждение в виде денег и дорогих подарков за направление их на стационарное лечение вне очереди. Квалифицируйте его действия.
Задача 17
Медсестра вместо инъекций наркотического анальгетика онкологическому больному вводила раствор новокаина. Ампулы с наркотическим средством она отдавала бесплатно своему знакомому. Какие виды юридической ответственности могут наступить в данном случае? Можно ли привлечь медсестру к уголовной ответственности?
Задача 18
Врач-терапевт получал от граждан деньги за выдачу фиктивных листков нетрудоспособности, в которые он вносил заведомо ложные сведения о заболеваниях. Может ли врач в данном случае быть привлечён к уголовной ответственности и по какой статье? К дисциплинарной? Квалифицируйте его действия.
Задача 19
15-летняя учащаяся медицинского колледжа поступила на работу в клиническую лабораторию, где выполняла работу с концентрированными реактивами. Через месяц, в связи с ухудшением общего состояния, она попросила перевода в другое отделение. Заведующий лабораторией отказал в ее просьбе, сославшись на то, что никто не хочет подвергать опасности свое здоровье. Укажите, какие нарушения прав несовершеннолетнего работника имеются в данной ситуации?
Задача 20
Молодой женщине в родильном отделении городской больницы предложили заплатить врачу и акушерке за оказание ей медицинской помощи. Родственники собрали и заплатили требуемую сумму. Однако родившийся в асфиксии ребенок умер. В связи с жалобой матери на ненадлежащее врачевание по заданию прокурора проводилась служебная проверка. Квалифицированные члены комиссии пришли к выводу, что причина смерти ребенка не связана с действием врачей, однако было установлено, что в этом отделении практически со всех пациенток взималась плата за оказание медицинской помощи.
Можно ли в данном случае говорить о взятке? Есть ли в действиях врача и акушерки состав преступления? Можно ли их привлечь к юридической ответственности? Если можно, то на основании какого закона?
Задача 21
Мужчина 72-х лет, страдающий раком прямой кишки и убедившись, что проведенная 7 месяцев назад операция не привела к успеху, просил лечащего врача ускорить наступление его смерти. Его поддержали и родственники, обещая врачу вознаграждение за избавление близкого им человека от такой жизни. Однако врач отказался делать это сам, но проконсультировал одного из родственников, как и сколько ввести инсулина. В отсутствие врача была введена смертельная доза инсулина.
Нарушил ли врач действующий закон? К какой ответственности он может быть привлечен? Укажите форму вины врача.
Задача 22
1. Школьник 15,5 лет, находясь в туристической поездке, доставлен в стационар с приступом острого аппендицита. Подростка проинформировали о необходимости операции и возможных последствиях при отказе от неё. Но согласия на операцию ребенок не дал, так как очень боялся. С родителями мальчика не удалось связаться, поскольку на телефонные звонки никто не отвечал.
Как в соответствие с законом следует поступить врачу?
Задача 23
После операции по поводу внематочной беременности врач назначил больной переливание донорской крови. Операционная медсестра приступила к выполнению данной процедуры. Во время переливания у пациентки наступила остановка дыхания и сердечной деятельности. Реанимационные мероприятия успеха не имели. Экспертиза установила, что причиной смерти явился гемотрансфузионный шок в результате переливания крови другой группы. Какие обстоятельства подлежат установлению в данном случае? Квалифицируйте действия врача и медицинской сестры. Подлежат ли они уголовной ответственности за халатность?
Задача 24
Медсестра при проведении вакцинации против туберкулёза учащимся школы нарушила технологию проведения данной процедуры, вводя вакцину не в поверхностный слой кожи, а подкожно или внутримышечно. В результате у многих детей наступили серьёзные осложнения. В связи с осложнениями родители школьников потребовали возмещения материального и морального вреда.
Что понимается под материальным и моральным вредом (ущербом)? Имеют ли пациенты право на возмещение материального и морального вреда? Какой нормативно-правовой акт это устанавливает? Кто должен возмещать ущерб?
ГБОУ ВПО Северный государственный медицинский университет
г. Архангельск
Кафедра общественного здоровья, здравоохранения и социальной работы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по модулю «Качество медицинской помощи»
Семинары 6 час
Практические занятия 19 час
Зачёт_____тестирование_____1_ час
Самостоятельная работа 18 час Всего часов_____54___
Рабочая программа модуля обсуждена на заседании кафедры
«____»_________ 2012 (протокол № _)
Зав. каф.______________
| Разработчик рабочей программы
К.м.н., доцент Дьячкова М.Г.
|
2012 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа дисциплины разработана в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной образовательной программы послевузовского профессионального образования (интернатура) с учетом рекомендаций. Данная дисциплина относится к разделу ОД.И.01 Специальные дисциплины.
1. Цели и задачи модуля.
Цель: получить базисные знания по актуальным вопросам контроля (экспертизы) качества медицинской помощи.
Задачи:
Изучить:
1.Законодательную базу и систему нормативно-правового регулирования организации медицинской экспертизы.
2.Основы медицинской квалиметрии и современные средства управления качеством медицинской помощи.
3.Методики экспертизы качества. Порядок оформления экспертного заключения.
4.Ведомственный контроль качества и организация комиссионной клинической экспертизы.
5.Вневедомственную экспертизу.
6.Организационно-правовое обеспечение качества медицинских услуг.
7.Стандартизация. Сертификация. Гарантии. Документация.
Требования к уровню освоения содержания модуля.
§ интерн, изучивший модуль «Качество медицинской помощи», должен
Знать:
- сущность основных терминов и понятий;
- методы экспертизы и оценки качества медицинской помощи;
- методы и модели управления качеством медицинской помощи;
- структурный, процессуальный и результативный подходы к управлению качеством медицинской помощи;
- основные направления использования стандартов в здравоохранении;
- принципы и методы разработки стандартов оказания медицинской помощи;
- цели и задачи лицензирования медицинской деятельности и аккредитации медицинских учреждений в управлении качеством медицинской помощи;
- основные принципы проведения лицензирования медицинской деятельности;
- основные принципы проведения аккредитации медицинских учреждений;
- основные положения концепции непрерывного повышения качества медицинской помощи.
Уметь:
- применять основные теоретические положения, методические подходы к анализу и оценке качества медицинской помощи для выбора адекватных управленческих решений.
- применять знания по нормативному, финансовому, ресурсному, методическому обеспечению качества медицинской помощи при решении ситуационных задач;
- анализировать и оценивать качество медицинской помощи на примере ситуационных задач;
- применять стандарты для оценки и совершенствования качества медицинской помощи.
9. Объём модуля и виды учебной работы.
Виды учебной работы
| Трудоемкость
(час)
| Аудиторные занятия:
|
| лекции
|
| семинары
|
| практические занятия
|
| Самостоятельная работа
|
| зачет
|
| Общая трудоемкость
|
|
Поиск по сайту:
|