Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

РОЛЬ НАУКИ В РАЗВИТИИ ВОДНЫХ ПУТЕЙ



 

В развитии и совершенствовании водных путей России важнейшая роль принадлежала ученым. Наиболее талантливые инженеры-гидротехники, выполняя практические задания по улучшению судоходных путей, неизбежно приходили к выводу, что управление сложным процессом речного потока и формирования русла невозможно без глубокого знания законов гидродинамики. Требовалось познать эти законы и создать теоретические основы, на которых могла бы базироваться практика совершенствования водных путей.

Во второй половине XIX в. появляется плеяда замечательных русских гидротехников-русловиков, таких, как В.М.Лохтин, Н.С.Лелявский, Н.П.Пузыревский и др., которые заложили основы современной теории русловых процессов. Их труды определили поиск путей научного анализа взаимодействия речного потока с руслом и разработки методики управления этими процессами.

Одновременно и вместе с ними работали упомянутые выше В.Е.Тимонов, В.Г.Клейбер, труды которых в области обоснования методов гидротехнического строительства и землечерпания внесли огромный вклад в науку.

Владимира Михайловича Лохтина (1849—1919) с полным основанием можно считать родоначальником отечественной гидротехники руслового потока. Окончив в 1875 г. Петербургский институт инженеров путей сообщения, В. М. Лохтин, работая на реках Камского бассейна, тщательно изучал их и, накопив богатый фактический материал, издал в 1897 г. монографию, в которой изложил основы современной теории руслового потока. В трудах В. М. Лохтина впервые освещены вопросы устойчивости речного русла, влияния изменения расходов и уровней воды на формирование и изменение морфологической структуры перекатов и плесов, введено понятие коэффициента устойчивости русла. Эти труды дали возможность русским и зарубежным гидротехникам реально подходить к оценке происходящих в потоке и русле явлений и с учетом их принимать необходимые меры к улучшению путевых условий.

Одним из выдающихся специалистов в отечественной гидротехнике был Николай Семенович Лелявский (1853—1905) — теоретик и практик исследования речного потока. Окончив Петербургский институт инженеров .путей сообщения, Н.С.Лелявский длительное время работал в Днепровском бассейне. Его значительные по глубине и содержанию исследования не только нашли применение на всех реках России и за рубежом, но послужили основой для создания оригинальной теории руслового процесса. Доклад Н.С.Лелявского на эту тему на VI Международном судоходном конгрессе в Гаaгe в 1894 г. и разработанная им теория сбойных и веерообразных течений получили общее признание.

Нестор Платонович Пузыревский (1861 — 1934) приобрел богатый практический опыт, работая на многих водных путях России изыскателем, строителем, начальником технических участков, руководителем проектной организации. Этот опыт обогатил его педагогическую деятельность в Петербургском (позднее Ленинградском) институте путей сообщения. Созданные им научные труды в области комплексного гидротехнического строительства и русловых процессов оказали значительное влияние на развитие инженерно-технической мысли и имели широкое практическое применение. Многие положения его теории о русловом потоке не потеряли своей актуальности и в наши дни. Вместе с тем И.П.Пузыревский в своем исследовании «Мысли об устройстве водных путей в России» впервые изложил широко задуманную схему развития водных путей. Ее главными принципами были однообразие типов и осадки судов и соединение всех водных путей в одну общую сеть, основными звеньями которой, по его мнению, должны быть: соединение Днепра с Западной Двиной; Волго-Балтийский водный путь; соединение этих двух систем каналами Днепр—Дон и Волга—Дон. На строительство Волго-Донского канала Н.М.Пузыревским еще в 1911 г. был разработан проект, наиболее прогрессивный для того времени.

Всеволод Евгеньевич Тимонов (1862—1936) окончил Высшее училище (путей сообщения в Париже, а в 1886 г. — Петербургский институт путей сообщения, где с 1895 г. был профессором. В.Е.Тимонов — всесторонне развитый ученый, выдающийся инженер-гидротехник. В 1907 г. организовал первую в России и четвертую в мире гидротехническую лабораторию при Петербургском институте инженеров путей сообщения по изучению русловых процессов и волновых явлений. Впервые создал классификацию водных путей России в зависимости от их экономической значимости, детально разработал и обосновал предложения о строительстве на Днепровских порогах гидроэлектростанции со шлюзом и создание на Днепре глубоководной магистрали. Разработал и внес предложение о строительстве Беломорско-Балтийского канала. Наиболее значительный вклад В.Е.Тимонова в развитие водных путей состоит в разработке теории углубления русла рек средствами землечерпания. После Великой Октябрьской социалистической революции В. Е. Тимонов занимался преподавательской работой, кроме того, был членом Высшего технического совета HKПC и постоянным представителем Советского Союза на международных судоходных конгрессах.

Единомышленником, и пропагандистом идей В.Е.Тимонова, осуществившим на практике его теорию организованного землечерпания, стал Вильгельм-Карл Генрихович Клейбер. В 1884 г. Клейбер окончил Петербургский университет, а в 1887 г. — Петербургский институт инженеров путей сообщения, после чего был направлен на работы по выправлению Волги в районе Нижнего Новгорода и успешно выполнил поставленную задачу. В 1896 г. вышла в свет его монография «О дноуглубительных работах на перекатах», в которой Клейбер изложил основные принципы организованного проведения землечерпания для гарантированного улучшения судоходных условий.

Педагогическая деятельность основоположников русской гидротехники способствовала воспитанию специалистов, сыгравших позднее важнейшую роль в развитии водного транспорта.

В непосредственной связи с деятельностью ученых, следует упомянуть о сложившейся с конца XIX в, практике проведения ежегодных съездов деятелей по водным; путям. Желание ознакомиться с опытом содержания водных путей и организации судоходства, а также необходимость для руководителей ведомства путей сообщения учитывать требования судоходных предприятий и купечества, чтобы заручиться поддержкой общественного мнения, привели к тому, что в 1875 г. состоялись первые съезды представителей пароходных предприятий в Нижнем Новгороде, Рыбинске, Великом Устюге, Тихвине,, Новгороде, Серпухове, Риге, Пинске, Ростове и Киеве.

В 1878 г. в Петербурге собрался съезд представителей судоходства всех внутренних водных путей России. Были рассмотрены доклады: краткий обзор водных путей, о страховании судов и грузов, о типах судов, распространении парового двигателя и применении минерального топлива, о пристанях и приспособлениях для погрузки и выгрузки. Наряду с этим рассматривались также доклады о мерах по улучшению быта служащих и судорабочих речного флота, о речных школах и о средствах на устройство школ.

Постановка и обсуждение последних вопросов вызвали неудовольствие правительства и созыв съездов был приостановлен. Мотивировалось это тем, что опыт созыва съездов, показав-их несомненную пользу, выявил и некоторые несовершенства их организации, устранение которых требовало пересмотра соответствующих правил.

Лишь в октябре 1889 г. министр путей сообщения по ходатайству волжских судовладельцев испросил «высочайшего соизволения» созвать следующий съезд для рассмотрения вопросов судоходства в Волжском бассейне, который состоялся в Нижнем Новгороде в 1891 г.

Потребность обсудить технические вопросы развития и содержания водных путей, когда судоходные съезды были узаконены, побудила созвать в 1891 и 1892 гг. съезды инженеров-гидротехников. Работа этих съездов оказалась безусловно полезной.

Наконец 5 февраля 1893 г. последовало высочайшее соизволение на ежегодный созыв съездов деятелей по водным путям. По утвержденному положению, такие съезды имели целью: «1) выяснение современного состояния водных сообщений и составление предложений о мерах к их улучшению и 2) рассмотрение вопросов административного, экономического и хозяйственного характера, до водных путей относящихся».

Съезды могли созываться с разрешения министра путей сообщения по утвержденной им программе и проходили в Петербурге. Правила подробно регламентировали деятельность съездов, состав их участников, порядок подготовки и оформления решений, обязанности председателя, который каждый раз назначался министром путей сообщения, и др. Были предусмотрены и ассигнования на расходы по проведению съездов.

Первый съезд деятелей по устройству и эксплуатации водных сообщений, сформированный по новым правилам, проходил в 1894 г. Число участников съездов возрастало с каждым годом, а издаваемые труды съездов, содержавшие изложение докладов, представляли научный и практический интерес для развития водных путей.