Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

ПРАВОСЛАВНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ СХЕМЫ ХРАМА



ПРАВОСЛАВНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ [ 4, 5]

Православное богослужение может быть заказным или общественным.

Заказное богослужение совершается периодически по потребностям отдельных лиц, так называемые требы (чин крещения, венчания, погребения, освящение воды, молебны и др.). Чин крещения совершается в храме или крещальне; чин венчания - в храме; чин погребения, освящения воды, молебны, панихиды - в храме, часовне или на открытом месте.

Общественное богослужение совершается постоянно по общим потребностям от лица всей Церкви. Оно состоит из молитв и песнопений и должно совершаться, как правило, в особо устроенном и освященном здании - храме по установленному Церковью Уставу в соответствии с каноническими правилами и церковной традицией.

В монастырских, соборных и городских храмах, имеющих несколько священников, богослужение должно совершаться ежедневно, а в храмах сельских и имеющих одного священника - по возможности чаще и обязательно в воскресные и праздничные дни.

Постоянных служб всего девять: вечерня, повечерие, полуночница, утреня, часы (1, 3, 6, 9-й) и Литургия, составляющие суточный круг и несколько видоизменяемые в течение недели и года. В современной приходской практике Церкви существуют три главные суточные службы: вечерня, утреня и Литургия, к которым присоединяются остальные службы. В предпраздничные дни вечерня и утреня могут объединяться во всенощное бдение.

Православные богослужения совершаются клириками и мирянами стоя с коленопреклонениями. Сидеть разрешается только в редкие, определенные Уставом моменты службы, а также определенным категориям прихожан (больным, инвалидам). В притворе должны стоять оглашенные (готовящиеся к Крещению) и кающиеся; в средней части храма - верные (крещеные христиане); в алтаре - священнослужители; на клиросе - певчие. Во время богослужения внимание молящихся обращено в основном в сторону алтарной преграды с иконами святых и в направлении движения священнослужителей.

Каждое богослужение предваряется колокольным звоном - благовестом и далее трезвоном во все колокола. В колокола звонят и в определенные моменты службы.

Крестный ход совершается несколько раз в году, в том числе: на Пасху, во время храмовых праздников и др. Движение клириков и мирян происходит через западный вход наружу и далее вокруг храма против часовой стрелки.

ВЕЧЕРНЯ

Богослужение вечерни содержит воспоминание о временах Ветхого Завета от сотворения мира до пришествия на землю Спасителя. В молитвословиях, песнопениях и священнодействиях Церковь прославляет Бога за сотворение мира, напоминает о грехопадении прародителей, возбуждает верующих к сознанию грехов и молению перед Богом о их прощении, прославляет оправданных Богом святых.

В начале службы священнослужители входят южной дверью в алтарь и облачаются.

В воспоминание сотворения мира священником совершается обход со свечой и каждение фимиамом всего храма, символизирующего Вселенную. Открытые Царские врата алтаря означают при этом блаженное пребывание человека в Раю до грехопадения. По окончании каждения храма Царские врата затворяются в напоминание о недоступности Рая для согрешивших прародителей.

Следующее каждение всего храма служит напоминанием о тех жертвах и курениях фимиама, которые совершались в ветхозаветное время в знак ожидания обещанного Богом Спасителя мира.

Важным моментом богослужения вечерни служит «вечерний вход». Открытие Царских врат означает, что с пришествием на землю Спасителя людям вновь открылось Царство Божие. Священник выходит на солею северными вратами, а не Царскими в знак того, что Спаситель явился на землю не в славе. Войдя в алтарь, священник становится на Горнем месте лицом к народу, изображая Спасителя, после крестной жертвы воскресшего, вознесшегося на небеса и взирающего на верующих.

На всенощном бдении бывает выход священнослужителей для совершения богослужения литии в притвор, где стоят оглашенные и кающиеся, означая тем самым, что Спаситель явился в мир, чтобы привести грешных к покаянию.

УТРЕНЯ

Утреннее богослужение является продолжением вечернего и касается времени новозаветного: Рождества и Воскресения Христова.

В продолжение утрени большое значение имеет смена освещения храма. Погашение светильников во время чтения псалмов напоминает о той ночи, во время которой родился Христос, а зажжение светильников знаменует явление Христа, просвещающего всех людей. То же значение имеет обход со свечой и каждение всего храма священником, при котором полагается полное освещение храма.

ЛИТУРГИЯ

Литургия - главное богослужение Православной Церкви, во время которого человек соединяется с Богом через Таинство Причащения (или Евхаристию).

В конце Проскомидии (первая часть Литургии) совершается каждение всего храма с выходом священнослужителя из алтаря северными вратами и входом через южные врата.

Важными моментами Литургии являются «малый» и «Великий» входы, во время которых священник выносит Евангелие и Дары через северные врата на солею и далее снова в алтарь через Царские врата.

После совершения в алтаре священнодействий начинается Причащение Святыми Дарами верующих с амвона солеи, во время которого происходит таинственное соединение человека с Богом, а весь храм символизирует собой Царство Небесное, возвращенный человеку Рай.

Если в храме совершаются в один день две Литургии, то они должны совершаться на разных престолах (в разных приделах храма).

В особых случаях разрешается совершать Литургию на переносных антиминсах и престолах в часовнях и других приспособленных зданиях и сооружениях, а также на открытом месте, в том числе с применением инвентарного алтаря в виде палатки.

Схема передвижения священнослужителей при всенощном бдении

Схема передвижения священнослужителей при Божественной Литургии

1 - притвор (2 - трапезная часть); 3 - средняя часть; 4 - алтарь; 5 - солея; 6 - престол; 7 - аналой;

® - - - - передвижение священнослужителей во время богослужения [ 5];

® ..... - передвижение клириков и мирян во время Крестного хода

ПРИЛОЖЕНИЕ Ж

СХЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРАВОСЛАВНОГО ХРАМА С СИМВОЛИЧЕСКИМ ЗНАЧЕНИЕМ ЕГО ЭЛЕМЕНТОВ

Духовная реальность храма выражается в его архитектуре посредством символов. Исходя из догматического учения Православной Церкви о будущем преобразовании неба и земли в Царство Божие храм в целом символизирует собой Небесное Царство, возвращенный оправданному человечеству Рай. В планировочном отношении алтарь являет образ Рая, духовного мира, нисходящего на землю к людям. Средняя часть храма является символом неба и земли, вселенной, обновленных примирением с духовным миром. Притвор является символом мира неоправданного, греховного.

Согласно церковной теории соотношения образа с первообразом архитектурные образы и символы храма при исполнении в рамках канонической традиции могут отражать первообразы небесного бытия и приобщать к ним.

ПРИЛОЖЕНИЕ И




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.