Нормальное психическое и психологическое развитие ребенка в дошкольном и младшем школьном возрасте зависит в первую очередь от общения с близкими взрослыми. Именно в процессе общения со взрослыми формируются практически все знания и умения ребенка, в том числе и знания о самом себе, знания о человеческих отношениях. Нарушения в сфере общения в детском возрасте приводят к различного рода искажениям в развитии ребенка, в формировании его базового отношения к миру и людям.
Цели организации исследования
· Предоставление заключений в органы опеки, в суд
· Подготовка информации для индивидуального и семейного консультирования родителей
·
Цели исследования
· изучение особенностей детско-родительских отношений и выявление межличностных конфликтов внутри семьи,
· изучение благополучности эмоционально-коммуникативного развития ребенка
· изучение социальной ситуации развития ребенка
· изучение актуального и прогноз ближайшего уровня эмоционально-коммуникативного развития ребенка
Основные принципы проведения исследования
· исследование проводится только с согласия родителей ребенка,
· исследование проводится с использованием методического аппарата, адекватного возрасту, актуальному уровню развития ребенка,
· исследование проводится с использованием методического аппарата, дающего комплексную информацию об изучаемых явлениях через актуализацию различных психологических феноменов (напр., использование вербальных и невербальных методик),
количество и характер используемых методик определяется психологом в зависимости от целей и задач конкретного исследования.
Рекомендуемые диагностические методики
1. «Шкала привязанности ребенка к членам семьи» (см. Баркан)
- предназначена для выявления внутрисемейных отношений, симпатий и предпочтений ребенком членов семьи в различных ситуациях, состоит из 10 неоконченных предложений, последовательно предъявляемых ребенку.
2. «Два домика»(см. Марцинковская) - предназначена для выявления предпочтения членов семьи ребенком, представляет собой вариант проективной рисуночной методики.
3. Модификация теста«Лесенка»(см. Марцинковская) - предназначена для выявления самооценки ребенка и его субъективного переживания отношения к нему со стороны членов семьи (родителей). Представляет собой вариант проективной рисуночной методики.
4. «Рисунок семьи»(см. Марцинковская) - предназначена для выявления представлений ребенка о внутрисемейных отношениях, представляет собой вариант проективной рисуночной методики.
5. «Диагностика эмоциональных отношений в семье»(Е. Бине) – позволяет оценить чувства, которые ребенок испытывает к членам своей семьи и как он воспринимает их отношение к себе, а также выявляет типы психологических защит, используемых ребенком, представляет собой вариант проективной игровой методики.
6. «ОСОР - Д»- (Андрущенко, Шашлова) – методика, выявляющая особенности содержания общения ребенка с родителями, представляет собой опросник для ребенка, состоящий из 10 вопросов.
· Методика Р. Жиля - предназначена для выявления представлений ребенка о внутрисемейных отношениях, представляет собой вариант проективной рисуночной методики.
Приложение 2
Заключение по результатам комплексного изучения детско-родительских отношений
Заключение по результатам исследования может содержать следующую информацию
Характер эмоциональных отношений в семье, особенности общения и взаимодействия
1. Отношение родителя к ребенку (безусловное принятие, условное принятие, индифферентное отношение, амбивалентное отношение, скрытое и явное отвержение).
2. Особенности отношения ребенка к родителю и другим членам семьи (родительский образ отношений, его соответствие объективной картине).
3. Степень эмоциональной дифференцированности и вовлеченности родителя в процесс воспитания ребенка.
4. Симметричность эмоциональных отношений, наличие эмоционального «перекоса», «невзаимности», коалиций в семье.
5. Особенности взаимоотношений родителя с остальными членами семьи.
6. Ролевая структура семьи, лидерство. Тип общения и взаимодействия (сотрудничество, содружество, конфликтность, конфронтация. антагонизм).
Психологические особенности ребенка
1. История развития ребенка, основные анамнестические данные. Перспектива развития. Долгосрочный и краткосрочный прогнозы развития ребенка («глазами» родителя).
2. Основные индивидуально-личностные качества ребенка.
3. Предпочтения и интересы ребенка.
4. Круг общения, характер взаимоотношений (в семье и вне семьи).
5. Проблемы и трудности развития ребенка. Содержание, степень выраженности, обстоятельства и время возникновения. Зоны конфликта. Реальность проблемы, попытки разрешения проблемы и их эффективность, на кого возлагается ответственность за возникновение проблемы.
Родитель как воспитатель
1. Ценности и цели воспитания, декларируемые и реальные, степень их совпадения
2. Тип семейного воспитания. Характер требований к ребенку, их количество, содержание, форма предъявления, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям ребенка. Способ контроля. Система поощрений и наказаний. Роль второго родителя в воспитании ребенка. Противоречивость/ гармоничность системы семейного воспитания.
3. Особенности родительской позиции. Степень рефлексивности, адекватности образа ребенка, прогностичность, динамичность. Феномены мистификации, делегирования.
4. Оценка ребенка и особенности осознания родителем своего отношения к его личности.
5. Оценка эффективности системы воспитания.
6. Психологическая готовность родителей к сотрудничеству с психологом.
Литература:
1. Андрущенко Т.Ю., Шашлова Г.М. Диагностика содержания общения 6-7-летних детей с близкими взрослыми //Психолог в детском саду, -2000, № 4, с.39-53.
2. Баркан А.И. Его величество ребенок. М.,1996.
3. Бине Е. Детский тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье»//Психолог в детском саду, - 1998, № 2, с.12-34.