Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Основные формы осуществления народовластия в России



В части 3 статьи 3 Конституции Российской Федерации закреплено положение о том, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

В зависимости от способа осуществления власти народа различают непосредственное или прямое народовластие и представительное народовластие. Таким способом может осуществляться как государственная власть, так и местное самоуправление.

Непосредственное или прямое народовластие - это такая форма, при которой власть или отдельные ее функции осуществляются народом непосредственно, т. е. решение определенных вопросов выносится на непосредственное решение граждан.

Ряд ученых формы непосредственной демократии подразделяют на факультативные и императивные. К числу форм факультативного характера относятся: обсуждения законопроектов; выявление общественного мнения по тем или иным вопросам государственного или местного значения; собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации, пикеты. Все они являются массовыми формами выражения настроения общественности. Они пригодны для реализации разных способов непосредственной гражданской активности, Право граждан Российской Федерации на выражение своей воли в таких формах определено в ст.31 Конституции.

В части 3 статьи 3 Конституции Российской Федерации закреплено положение о том, что высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы. Именно эти формы относятся к императивным формам, народовластия.

Референдум Российской Федерации. - Порядок организации и проведения референдума Российской Федерации урегулирован Федеральным конституционным законом от 10 октября 1995 г. "О референдуме Российской Федерации" с изменениями и дополнениями.

Отдельные вопросы, относящиеся к вопросу о порядке организации и проведения российского референдума, закреплены также в Федеральном законе от 12 июня 2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"

В статье 1 Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации" дано следующее определение понятия референдума: это "...всенародное голосование граждан Российской Федерации по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения". Референдум представляет собой утверждение того или иного государственного решения путем всенародного голосования, придающего ему окончательный и обязательный характер.

В зависимости от содержания законопроекта референдумы подразделяются на конституционные и законодательные. Конституционная теория подразделяет референдумы на обязательные и факультативные. Народные голосования, проводимые по вопросам, которые указаны в законе о референдуме, именуются обязательными, потому, что эти вопросы не могут быть решены иначе, как путем референдума. Референдумы по другим вопросам считаются факультативными, поскольку вынесение на народное голосование соответствующих законопроектов зависит от уполномоченных органов. Решение, принятое в порядке обязательного референдума, обладают наивысшей юридической силой по сравнению с решениями, принятыми представительными органами. Решения, принятое таким референдумом, может быть отменено или существенно изменено новым референдумом. Факультативный референдум порождает решения, которые могут быть изменены как представительным органом, так и народным голосованием.

Законодательство Российской Федерации предусматривает возможность проведения как обязательного, так и факультативного референдумов.

На референдум Российской Федерации в обязательном порядке выносится вопрос о принятии новой Конституции Российской Федерации, если Конституционное Собрание принимает решение о вынесении на всенародное голосование проекта новой Конституции Российской Федерации (ч. З ст. 135 Конституции РФ и статья 3 Федерального конституционного закона).

В статье 3 Федерального конституционного закона определен круг вопросов, которые не могут быть вынесены на референдум. К таким вопросам относятся следующие: изменение статуса субъекта Российской Федерации; досрочное прекращение или продление срока полномочий Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, а равно о проведении досрочных выборов либо об отсрочке таких выборов, формирования указанных федеральных органов государственной власти; принятие и изменение федерального бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств государства; введение, изменение и отмена федеральных налогов и сборов, а также освобождение от их уплаты; принятие чрезвычайных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения; амнистия и помилование.

 

Также отличие в осуществлении власти может проводиться по конкретным субъектам власти, а именно: государственная власть и самоуправление.

Содержание государственной власти характеризуется рядом специфических свойств. Определяющее место среди них принадлежит государственному суверенитету, который придает верховный характер государственной власти, делает ее единственным институтом, правомочным действовать от имени народа. Это свойство придает государственной власти политический характер, подтверждающий, что данная власть не только обладает верховенством и независимостью, но и является единственной, которая выступает объединяющим фактором на определенной территории. Государственной власти также присущи всеобщеобязательный характер и универсальность воздействия. В силу этого государственная власть в состоянии выполнять любую социальную функцию. Это означает, что государственная власть, при всех ее особенностях и специфических чертах, не перестает быть политической властью и всегда выступает как форма государственного руководства обществом.

Второй формой народовластия в Российской Федерации является самоуправление. Народовластие не может быть сведено только к государственной власти. Государственная власть, будучи главной формой власти, гармонично сочетается с деятельностью различных форм самоуправления.

Под самоуправлением, в широком смысле, следует понимать выполнение функций управления по принципу относительной, определенной законом самостоятельности граждан или представляющими их органами на началах самоорганизации и под свою ответственность. Следует также отметить, что самоуправление подчинено задаче решения общих для данной социальной общности дел, признавая над собой власть только соответствующего общественного объединения, опираясь, конечно, на закон.

Все самоуправление можно разделить на две большие группы в зависимости от того, какие организации составляют их базу. Если такой базой является территориальная общность людей, то и единица самоуправления квалифицируется в качестве территориальной; в данном случае мы говорим о действующем в Российской Федерации местном самоуправлении.

Если такую базу составляют коллективы, объединенные определенной производственно-профессиональной деятельностью, одними и теми же вероисповедными заботами, общими творческими устремлениями и т. д., то перед нами корпоративные единицы самоуправления. Например, общественные объединения, политические партии, национально-культурные автономии, творческие коллективы и др.




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.