ФОРМИРОВАНИЕ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ ОЦЕНКИ РАБОТЫ СТУДЕНТА
Вид контроля
Вид учебной работы и форма контроля
Мin.
баллов
Max.
баллов
Примечание
Текущийконтроль
Посещение лекций
(9 лекций)
Присутствие и конспект лекции –
1 балл за одно лекционное занятие
Посещение семинаров
(18 занятий)
Присутствие на семинаре –
1 балл за одно занятие
Работа на семинаре
Работа на занятие -
0 - 10 баллов за одно занятие:
1. Устный ответ – 0-7 баллов;
2. Написание реферата или выполнение письменного задания на семинаре – 1 балл;
3.Оформление презентации по заданной теме – 1 балл;
4. Активная работа на семинаре – 1 балл.
Рубежный контроль
1 контрольное мероприятие
Тестирование (одно за семестр) –
0 - 31 баллов
Промежуточный контроль
Экзамен
0 - 62 баллов
Итого:
БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА УСПЕВАЕМСТИ СТУДЕНТА
Работа на семинаре
(0-7 баллов)
Рубежный контроль,
тестирование
(0-31 баллов)
Промежуточный контроль,
экзамен
(0-62 баллов)
Российская оценка
> 40 %
> 12
> 24
41-50 %
12-13
25-31
51-60 %
14-15
32-38
61-65 %
16-17
39-41
66-70 %
18-19
42-44
71-75 %
20-21
45-47
76-80 %
22-23
48-50
81-85 %
24-25
51-53
86-90 %
26-27
54-56
91-95 %
28-29
57-59
96-100 %
30-31
60-62
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УСТНОГО ОТВЕТА СТУДЕНТА
Характеристика ответа
Рейтинговая оценка (баллы)
Дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос. Доказательно раскрыты основные положения. Ответ имеет четкую структуру, изложение последовательно, полностью отражает сущность раскрываемых понятий, теорий, явлений. Ответ изложен с использованием научной терминологии. Могут быть допущены 1-2 недочета или неточности, исправленные студентом самостоятельно в процессе ответа.
7-6 баллов
Дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос. Показано умение мыслить логически, определять причинно-следственные связи. Ответ имеет четкую структуру, изложен литературным языком с использованием современной биологической терминологии. Могут быть допущены 2-3 недочета или неточности, исправленные студентом с помощью преподавателя.
5-4 баллов
Дан недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ. Нарушены логичность и последовательность изложения материала. Допущены ошибки в употреблении терминов, определении понятий. Студент не способен самостоятельно выделить причинно-следственные связи. Речевое оформление требует поправок, коррекции.
3-2 баллов
Ответ на вопрос складывается из разрозненных знаний. Студентом допущены существенные ошибки. Изложение материала нелогичное, фрагментарное, отсутствуют причинно-следственные связи, доказательность и конкретизация. Речь неграмотная, биологическая терминология используется недостаточно. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа.
1 балл
Ответ на вопрос отсутствует.
БАЛЛЬНАЯ ОЦЕНКА ОТВЕТА СТУДЕНТА НА ЭКЗАМЕНЕ
Полнота ответа на вопросы билета
Оценка по
62 - балльной шкале
Получены полные ответы на все вопросы билета
54 – 62
Получены достаточно полные ответы на все вопросы билета
45 – 53
Получены неполные ответы на все или часть вопросов билета
32 – 44
Получены фрагменты ответов на вопросы билета или вопросы не раскрыты
По результатам промежуточных аттестаций студенту засчитывается трудоемкость в зачетных единицах, а также выставляется дифференцированная оценка по принятой четырехбалльной шкале оценки знаний, характеризующая качество освоения студентом знаний, умений и навыков по дисциплине «Естественно-научная картина мира» согласно следующей таблице.
«отлично»
«хорошо»
«удовлетворительно»
«неудовлетворительно»
300 – 271 баллов
270 - 211 баллов
210 - 151 баллов
менее 150 баллов
более 90 % от максимальной суммы баллов
более 70 % от максимальной суммы баллов
более 50% от максимальной суммы баллов
менее 50 % от максимальной суммы баллов
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Организация самостоятельной работы
Самостоятельная работа студента (СРС) – это один из основных видов его деятельности наряду с лекциями, практическими и другими видами учебных занятий и предполагает:
- изучение материалов лекций;
- подготовка к лекции, практическим (лабораторным) занятиям;
- подготовка к текущему, рубежному или/и промежуточному контролю;
- работу с традиционными источниками информации: книгами, учебниками, учебно-методическими пособиями;
- работу с электронными источниками информации, средствами массовой информации;
- подготовка докладов, обзора, рефератов по выбранной теме.
В курсе практических занятий предусмотрены следующие темы на самостоятельное изучение:
1.Биология в современном естествознании.
2. Основные законы экологии и концепции естествознания.
3. Человек, как предмет естественнонаучного познания.
4. Ноосферное мировоззрение.
5. Континуальная концепция описания природы.
6. История естествознания. Системы мира Аристотеля, Птолемея и Коперника.
7. Порядок и беспорядок в природе. Хаос.
8. Происхождение и эволюция звезд.
9. Сущность жизни. Свойства живых систем, их отличие от неживой материи.
10. Мир как число. Пифагорейский союз.
11. И. Кеплер: от поисков гармонии мира к открытию тайны планетных орбит.
12. Г. Галилей и его роль в становлении классической науки.
13. Альберт Эйнштейн и создание теории относительности.
14. И Ньютон и создание фундамента механической картины мира.
15. И.В. Курчатов и развитие в России ядерной физики.
16. Л.Д. Ландау – основоположник отечественной теоретической физики.
17. Ноосфера. Учение В.И. Вернадского о ноосфере.
18. Вакуум.
19. Понятие «энергия» в науке: с древнейших времен до наших дней.
20. Влияние биологических теорий на развитие естествознания.
21. Пути развития человеческой цивилизации.
22. Экологические проблемы человечества.
23. Основные проблемы социобиологии.
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ТЕСТИРОВАНИЯ
1. В структуре научного познания различают уровни …
а – эмпирический, статистический;
б – динамический, виртуальный;
в – теоретический, эмпирический;
г – динамический, теоретический.
2. Основателями классического естествознания и классической науки являются …
а – Кеплер, Коперник;
б – Декарт, Галилей;
в – Галилей, Ньютон;
г – Ньютон, Лейбниц.
3. Наука – это особый рациональный способ описания мира, основанный на …
а – логическом выводе и методе;
б – эмпирической проверке и математическом доказательстве;
в – идеализации и моделировании реальных объектов и явлений;
г – модельных и мысленных экспериментах.
4. Анализ, синтез, абстрагирование, индукция, аналогия, классификация относятся к методам познания …
а – эмпирическим,
б – теоретическим;
в – всеобщим;
г – логическим.
5. Основателем космологических моделей на основе общей теории относительности стал….
а – Эйнштейн;
б – Гамов;
в – Фридман;
г – Хаббл).
6. Реликтовое излучение является …
а – фоновым;
б – инфракрасным;
в – звездным;
г – межгалактическим.
7. Создателем концепция синергетики в науке стал …
а – Вернадский;
б – Винер;
в – Хакен;
г – Пригожин.
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ по
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ КАРТИНЕ МИРА
1. Наука, ее основные черты и отличия от других отраслей культуры.
2. Социальный аспект науки.
3. Цивилизация и культура.
5. Природа и ее изучение.
6. Значение естествознания в современном мире.
7. Основные функции физики. Гуманитарное содержание физики.
8. Различие и сходство между естественными и гуманитарными науками.
9. Особенности современной науки.
10. Роль образования в жизни современного общества.
11. Особенности и методы научного познания.
12. Уровни познания, их характеристика.
13. Сущность научного метода, его ограничения.
14. Принципы познания в естествознании.
15. Роль асимметрии в природе.
16. Редукционизм. Антиредукционизм.
17. Парадоксы как движущая сила науки. Красота науки.