Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Практическое занятие №2



Практическое занятие №1

Тема: Предмет философии

Теоретическая часть

При подготовке к занятию прежде всего необходимо уяснить, что философское вообще – значит максимально универсальное, всеохватное, основательное, фундаментальное, существенное. Недаром древние греки под понятие философии подводили все современные им знания, как практические, так и теоретические. Термин «философия», как традиционно считается, был введен Пифагором и буквально означает «любовь к мудрости» (русские философы предпочитали переводить его как «любомудрие»). С развитием науки, с ее дифференциацией, понимание термина изменилось, однако в широком смысле он по-прежнему означает мудрость, нацеленную на смысл максимально всеохватной и вместе с тем фундаментальной значимости.

Следует также иметь в виду, что философия, как и вообще всякое целое, не монолитна, а состоит из частей. По традиции, идущей от И.Канта, возможно разделение цельного философского знания в соответствии с главными вопросами бытия, задаваемыми человеком самому себе, следующим образом:

№ п/п Вопрос (по И.Канту) Часть философии, призванная искать ответ
1. Что я могу знать? Научно-ориентированная
2. Что я должен делать? Морально-ориентированная
3. На что я смею надеяться? Религиозно-ориентированная
4. Что такое человек? Все части философии

 

Философия есть непрерывный поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия, и этот поиск ведется как в теоретической области (онтология – учение о бытии, гносеология – учение о познании, методология – учение о способах познания и т.п.), так и в практической (философская этика).

Если же предмет изучения ограничен определенной областью бытия, то структура философского знания дифференцируется на следующие философские частные науки: философия техники, философия религии, философия языка, философия истории, философия искусства, философия практики, философия культуры и т.п.

Каждая из частных наук, как и философия в целом, обладает специфическими функциями, среди которых наиболее значимыми являются мировоззренческая, методологическая, гуманистическая и моральная.

 

Задания

1. Провести сравнительный анализ мифологического, религиозного и философского мировоззрений.

2. Выявить онтологические и гносеологические аспекты «основного вопроса философии».

3. Обосновать наличие философской проблематики в различных областях человеческой культуры (в науке, религии, искусстве и т.д.), привести конкретные примеры.

 

Вопросы

1. Что является предметом философии?

2. Как исторически изменялись представления о предмете философии?

3. Какими вопросами И. Кант очертил круг философских проблем?

4. Как в марксизме понимается основной вопрос философии?

5. Что понимается под философским методом?

6. Назовите и охарактеризуйте основные функции философии.

7. Определите понятие «культура».

8. Как соотносятся между собой культура и философия?

9. Какие уровни выделяют в мировоззрении?

10. Кем было впервые использовано слово «философ»?

11. Охарактеризуйте компоненты, различаемые в структуре мировоззрения.

12. Что является основной проблемой любого мировоззрения?

13. Какие пять групп проблем формируют «ядро» философии?

14. Как формируется структура философского знания в соответствии с областями исследования?

15. Как в истории философии менялись доминирующие сферы философского исследования?

16. Доказательно мотивируйте преемственность в философской проблематике.

17. Составьте классификацию философских учений на историческом основании.

18. Как проводится типология философских знаний по регионально-цивилизационному и национальному признакам?

19. Охарактеризуйте материалистические и идеалистические философские системы.

20. Классифицируйте философские учения по принципу единственности или множественности принимаемых ими основ бытия.

21. Как можно провести типологию философских учений в зависимости от характера ответа на вопрос об адекватности познания.

22. В чем отличие рационализма и иррационализма в философии?

Практическое занятие №2

Тема: Древневосточная философия




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.