Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника
|
Теоретическая часть
При самостоятельной подготовке к практическому занятию студентам необходимо ознакомиться с процессом трансформации мифологических систем, образно-художественным способом объясняющих мир, в религиозно-философские на примере политеистических религий Египта и Месопотамии. Следует уметь доказательно обосновать тезис о том, что, несмотря на возможность говорить о зарождении в этих регионах предфилософского и научного знаний, первые шаги по систематизации философских знаний, по их оформлению в рациональное мировоззрение наметились только в I тыс. до н.э. в Древних Индии, Китае и Греции.
При изучении философии Древней Индии необходимо обратить внимание, что вся религиозно-философская литература здесь была связана с толкованием ведических канонов, имеющих следующую структуру:
- Самхиты (сборники гимнов, из которых самый древний – «Ригведа», остальные Веды – Веда напевов «Самаведа», Веда жертвоприношений «Яджурведа» и Веда заклинаний «Атхарваведа» – заимствуют стихи из «Ригведы»).
- Брахманы (продолжение Вед, каждая Брахмана относится к определенной Самхите).
- Араньяки и Упанишады (дополняют как Самхиты, так и Брахманы).
В Упанишадах демифологизируется понимание Космоса, внимание акцентируется прежде всего на проблеме взаимосвязи микрокосма (Атман, жизненный дух, понимающийся и как субъективное психическое начало, и как универсальный принцип жизни) и макрокосма (Брахман, абсолютная и неизменная первооснова, начало и конец всех вещей). Трактовка Бытия в Веданте имеет монистический характер: «Все есть Брахман, и Брахман есть Атман». Атман – это самосознание Брахмана, они совпадают, и это совпадение открывает путь человеку к высшему блаженству, достигаемому преодолением иллюзии эмпирического мира посредством погружения во всеобщее сознание и сопряжения со всем существующим.
Студентам следует уметь объяснить такие ведические понятия, как «Рита», «сансара», «карма», «дхарма», «мокша», «майя», проследить их развитие в философии буддизма.
Изучая философию Древнего Китая, необходимо ознакомиться с учениями Лао-цзы и Кун Фу-цзы (Конфуция) (VI – V вв. до н.э.). Китайская философия глубоко социальна, главная ее тема – отношения между обществом и человеком, и, соответственно, на первом месте в размышлениях китайских философов стоит этика. Единству мира, как и в индийской философии, уделяется пристальное внимание, но интерпретируется оно несколько иначе. Вводится представление о Дао – Пути, едином первоначале всего сущего и законе изменения вещей. Состояние всеобщего благоденствия требует подчинения Дао, его универсальным правилам, ритмам природы. Следует избавиться от личных пристрастий и почувствовать Дао. Отсюда в китайской этике наблюдается несомненный приоритет общественного начала над индивидуальным, пренебрежение интересами отдельной личности во имя социального благополучия.
Поиск по сайту:
|