При изучении данной темы следует иметь в виду, что весь период античной философии допустимо разделить на 3 периода:
I период – натурфилософия, или досократовская философия (VI – IV вв. до н.э.);
II период – классическая, или аттическая философия (V – IV вв. до н.э.);
III период – эллинистическая, или эллинско-римская философия (III в. до н.э. – VI в. н.э.).
Натурфилософов, интересующихся прежде всего поисками субстанции, разделяют на несколько философских школ, среди которых рекомендуется обратить внимание на следующие:
Милетская школа, считается самой древней. Основатель – Фалес, субстанцией считал воду; его ученики: Анаксимен (субстанция – воздух), Анаксимандр (субстанция – абстрактный апейрон, некое беспредельное и вечное начало).
Школа Пифагора. При изучении обратить внимание на то, что пифагорейцы объясняли события на основе чисел и их соотношений и тем самым превзошли милетцев, ибо почти достигли уровня законов науки. Они искали гармонию и количественную согласованность во всем, а такого рода поиск фактически нацелен на обнаружение законов, однако пифагорейцы еще не владели категорией качества, без которой нельзя уразуметь в должной степени количество, каковым, в частности, является число.
Для Гераклита мир есть огонь, а огонь – образ вечного движения и изменения.
Элейская школа (Парменид, Зенон и др.) – оппоненты Гераклита, утверждали о невозможности движения и, следовательно, о постоянстве внечувственного бытия. Рекомендуется ознакомиться с апориями Зенона «Ахилл и черепаха» и «Летящая стрела».
Несмотря на антагонизм учений Гераклита и элеатов, они одинаково приходили к агностическому выводу, ведь невозможно познавать вечно изменяющееся, а чувственно-данное и иллюзорное познавать тем более нет необходимости.
Атомисты(Левкипп, Демокрит и др.) преодолели кризисную ситуацию в философском мышлении, введя понятия атома и объединив тем самым сильные стороны представлений Гераклита и элеатов: парменидовское бытие уменьшили до атомов, сохранив этим постоянство, а гераклитовские изменения связали с механическим движением атомов, их сочетанием друг с другом. При изучении данного философского направления студентам рекомендуется выявить различия между современными и древнегреческими представлениями об атомах.
Началом классического периода явилось философское творчество Сократа, впервые утвердившего приоритет самосознания над познанием природы. При изучении философии Сократа, о которой мы знаем в основном из трудов его ученика Платона, рекомендуется обратить особое внимание на принципиально иную манеру понимания мира – двигаться не от события к событиям, а от общего к событиям. Необходимо также уяснить основной метод Сократа – диалектику, состоящую из иронии и майевтики.
Сократ принципиально спорил с софистами («учителями мудрости» в V – IV вв. до н.э.). В связи с этим студентам необходимо выяснить сущность этого спора и уяснить, в чем заключается логическая ложность софизмов.
При изучении творчества Платона следует обратить внимание на его учение об идеях (объективный идеализм) и уяснить влияние этого учения на космологические и этические построения, на философскую концепцию идеального государства.
Ученик Платона, Аристотель, хотя и выступавший в ряде отношений как решительный противник учителя, по сути продолжил его дело. Аристотель был конкретнее, эмпиричнее Платона, его интересовало индивидуальное, жизненно данное. Студентам необходимо уяснить отличие между идеальным миром Платона и иерархией идей Аристотеля, представляющей стадии становления оформленной материи, причем каждая вещь имеет четырехчастную природу, четыре причины:
1. Сущность (форма, эйдос).
2. Материя (субстрат, возможность бытия).
3. Действие (начало движения).
4. Цель («то, ради чего»).
Важно отметить, что и действующую, и целевую причины определяет эйдос, который является основным динамическим и смысловым содержанием вещи.
Студенты должны понять, почему Аристотеля называют крупнейшим классификатором и систематизатором античной науки, ознакомиться с логическими построениями Аристотеля (категории, законы формальной логики, учение о силлогизмах).
При изучении эллинистического периода античной философии рекомендуется обратить особое внимание на следующие направления:
Стоицизм (Зенон Китийский, Хрисипп, Плутарх, Цицерон, Сенека, Марк Аврелий и др.), главным вопросом для которого был вопрос об определении места человека в Космосе. Стоики утверждали, что законы бытия неподвластны человеку, подверженному року, судьбе (последнюю же стоит не ненавидеть, а любить, получая отдохновение в рамках доступного). Они не были безразличны к происходящему, но, понимая логос мира определенным образом, сохраняли душевное спокойствие (атараксию). Следует обратить внимание на развиваемые стоиками идеи пантеизма и человеческого равенства.
Эпикуреизм (Эпикур, Тит Лукреций Кар и др.) – гедонистическое учение, для которого главный интерес представлял чувственный мир. При изучении рекомендуется обратить внимание на преодоление Эпикуром детерминизма атомистов.
Скептицизм (Пиррон, Секст Эмпирик и др.) – знакомясь с этим философским направлением, следует понять, почему, несмотря на агностические настроения, античного скептика нельзя назвать нигилистом, а также объяснить смысл признаков скептической мудрости: молчания и воздержания от суждений.
Основные положения неоплатонизма, давшего синтетическую философскую концепцию современного ему античного общества, были разработаны римлянином Плотином. Это учение об основанной на гармонии и красоте эманации Единого – Блага в Мировой Ум, далее в Мировую Душу и затем в Материю было активно использовано в эпоху средневековья.