Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Теоретическая часть



По праву считается, что у истоков немецкой классической философии стоял «Кенигсбергский затворник» Иммануил Кант. По мнению В.С. Соловьева, творчество И. Канта дало такую же мощную «закваску» для развития гуманитарных знаний, как ранее труды Р. Декарта – для развития естественнонаучных. Т.н. «докритический» период в творчестве Иммануила Канта связан с его интересом к законам естественного мира (в современной физике Кант известен как один из авторов теории Канта-Лапласа об образовании Солнечной системы из газопылевого облака). Перелом во взглядах Канта наступил в 70-е гг. XVIII в., когда знакомство с работами Д. Юма пробудило его от «догматического сна».

При рассмотрении гносеологии Канта студентам необходимо уяснить логику разделения знания на априорное и апостериорное, подход философа к научным идеализациям, категориальный аппарат Канта. Следует понять специфику понятий трансцендентального и трансцендентного, отношение мыслителя к пространству и времени; охарактеризовать кантовскую «вещь в себе» и сделать вывод о возможности объективного познания с точки зрения Канта, а также объяснить, почему его философскую систему называют «трансцендентальным», или «критическим» идеализмом.

При изучении этики Канта следует обратить внимание на менее строгую логичность построений и объяснить смысл категорического императива (всеобщего и необходимого нравственного закона): «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства».

Рассматривая философские системы учеников Канта, во многих отношениях оппонирующих учителю, студентам рекомендуется обратить внимание на то, что И. Фихте, пытаясь преодолеть агностицизм Канта, противопоставившего трансцендентальный субъект и трансцендентный объект («вещь в себе»), перемещает центр внимания к субъекту, ставя на его место абсолютно самодеятельное и не определенное через вещи, а, наоборот, само определяющее их «Я» (субъективный идеализм), Шеллинг же отождествляет субъект и объект также с целью преодоления субъект-объектной двойственности.

Подход Фридриха Шеллинга был детально развит Георгом Гегелем и привел его к «абсолютному идеализму». Студентам следует разобраться в природе гегелевских идей, являющихся сутью любых вещей, в т.ч. и понятий (идеи – суть и объекта, и субъекта, противопоставление которых в этом случае неправомерно).

Рекомендуется разобраться в гегелевской триаде «тезис – антитезис – синтез»: идеи изменяются, «самодвижутся», переходя в свое иное, в другую идею (диалектическое отрицание); тезис переходит в антитезис, затем они сливаются в новое единство таким образом, что синтезирующая идея содержит в себе тезис и антитезис как свои моменты.

Историю Гегель представлял как развертывание Абсолютной идеи сначала в природе (своем «инобытии») и далее через субъективный и объективный дух – в Абсолютном духе. Студентам следует также обратить внимание на содержание диалектики Гегеля, которая понимается им как логика идей, как восхождение от абстрактных идей ко все более конкретным. Т.о., диалектика выступает у него как дедуцирование, выведение одних идей из других, причем идея содержит в себе свои противоположные определения, она внутренне противоречива и поэтому диалектика как движение идей по своей внутренней природе есть противоречие.

Людвиг Фейербах не был согласен с Гегелем в том, что идеальное объективно, он переводил идеальное в голову человека, считая его мыслью или чувством, настаивал, как и всякий материалист, на восхождении от материального к идеальному.

Диалектический материализм Карла Маркса и Фридриха Энгельса был намного более системно развит, чем антропология Фейербаха. В этом учении было уделено особое внимание конкретно-общественной природе человека и роли практики как критерия истины.

Большой заслугой К. Маркса явилось выделение мира социального, ведь до него в фактуальном мире видели только противостояние духовного мира субъекта и природы, Маркс же обнаружил третий мир, мир общественного, все аспекты которого (правовые, политические, религиозные, нравственные и др.) определяются экономическими отношениями.

При изучении марксистской философии рекомендуется обратить особое внимание на талантливую критику недостатков капитализма и разработанную в этой связи теорию отчуждения труда.

 




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.