Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Теоретическая часть



Познание или теория познания – это раздел философии. Данный раздел получил название «гносеология». Термин гносеология происходит от греческих слов «gnosis» – знание и «logos» – учение. Гносеология как раздел философии начинается со времен древнегреческой философии. При этом ставились и решались следующие вопросы:

1) Существуют ли закономерности познания человеком объективного мира и если существуют, то каковы эти закономерности?

2) Существует ли предел познания человеком объективного мира или такового предела нет?

3) В чем состоит цель и смысл познания?

4) Каковы условия успешности и истинности познания?

Основные положения гносеологии реализуются с помощью таких понятий, как познание, знание, реальность, мышление, объект и субъект познания, истина и т.д.

Познание – процесс постижения человеком новых, ранее не известных фактов и явлений, признаков, свойств, связей и закономерностей реального мира. Знание – это результаты процесса познания, зафиксированные в памяти человека и в соответствующих материальных носителях (книги, магнитные ленты, дискеты и т.д.).

Гносеология изучает процесс познания человеком окружающего мира. Она стремится раскрыть закономерности этого мира. При этом перед ней встает один важный и принципиальный вопрос – можно ли познать окружающий мир или он непознаваем? От ответа на этот вопрос зависит вся позиция того или иного философа. Вопрос о познаваемости мира на протяжении многих веков в философии является актуальным.

В истории философии сформировались три подхода к решению данного вопроса: скептицизм, агностицизм и познавательный оптимизм.

Философы-скептики утверждали, что человек познает окружающий мир, однако это познание только явлений. В познании сущности вещей эти ученые сомневались. Философы-агностики пошли еще дальше. Они утверждали, что познание сущности вообще невозможно. Ошибка данных философов состояла в непонимании критерия познания. Данным критерием выступает материально-предметная деятельность.

Сторонники познавательного оптимизма считают, что человек познает мир правильно и гарантией этого служит прогрессивное развитие человека.

Задания

1. Проанализировать формы чувственного и рационального познания.

2. Доказать единство чувственного и рационального познания.

3. Обосновать взаимосвязь познания и практики.

 

Вопросы

1. Что называют знанием?

2. Что собой представляет процесс познания?

3. Как решается проблема познания в античной философии?

4. Как называется средневековый подход к пониманию мира и человека?

5. Какой подход к пониманию человека и мира представлен в Новое время?

6. В чём сущность метода развиваемого Р. Декартом?

7. Дайте характеристику эмпиризма Д. Локка.

8. Какова сущность опытно-индуктивного метода Ф. Бэкона?

9. Как рассматривал И. Кант соотношение чувственных и рассудочных форм познания?

10. В чём сущность диалектико-материалистической теории познания К. Маркса и Ф.Энгельса?

11. Какова структура знаний?

12. Какие знания относятся к эмпирическим?

13. Дайте характеристику теоретическим знаниям.

.Дайте понятие научного познания.

14. Какова роль творчества в научном познании?

15. Что есть истина?

16. Как Вы понимаете объективность истины?

17. Что означает конкретность истины?

18. Что понимается под абсолютной истиной?

19. Дайте понятие относительной истины.

20. Привидите примеры абсолютной и относительной истин.

21. Как осуществляется развитие процесса познания?

22. Что является критерием истины?

23. Является ли практика абсолютным критерием?

24. Что в научном познании обозначают фактом?

25. Что понимается под заблуждением?

26. Приведите пример получения ложных знаний.

27. Дайте понятие веры.

28. Какое значение играет вера в познании?

29. Философский смысл познания.

30. Проблема познаваемости мира.

31. Две философские позиции в отношении познаваемости мира: агностицизм и познавательный оптимизм, их аргументы.

32. Познание как субъективно-объективный процесс.

33. Ступени и уровни познания.

34. Чувственная ступень познания.

35. Рациональная ступень познания.

36. Понятие истины.

37. Критерии истины.

38. Разнообразие методов познания.

 




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.