Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Тенденции развития культур и цивилизаций XXI веке.



46. Место и роль российской цивилизационной общности в культуре глобализирующегося мира.

 

Задания для развития и контроля владения компетенциями.

1. Какие исторические типы мировоззрения предшествовали философии? Почему философия является высшим историческим типом мировоззрения?

2. Охарактеризуйте взаимосвязь философии и науки. Каковы характерные черты, признаки и критерии научного знания?

3. В чем состоит практический смысл изучения философии? Почему философские проблемы не утратили свою актуальность в настоящее время?

4. В чем, на ваш взгляд состоит воспитательная функция философии? Какую роль играет философия в воспитании толерантности и согласия в современном мире?

5. Каково место философии в современной культуре?

6. Какую роль в формировании философских учений Древнего Востока сыграла религия? В чем состоит символико-религиозный смысл ранних форм философствования?

7. Какая древнеиндийская форма мировоззрения дает систему избавления человека от страданий? Аргументируйте свой ответ.

8. Охарактеризуйте ключевые направления философской мысли Античности. Как менялся предмет философии в Античности?

9. Почему идеи Сократа являются актуальными для нашего времени?

10. Каково влияние философских учений Античности на развитие европейской науки? Аргументируйте свой ответ.

11. Многие первые философы были одновременно и естествоиспытателями, много сделавшими для развития естествознания. Чем объясняется такая тесная связь естественнонаучного и философского знания?

12. В чем заключается отличие философии Нового времени от предшествующих этапов развития философии? Ответ аргументируйте.

13. Какова роль учений Р.Декарта для последующего развития философии? Какие аспекты учения Декарта важны для современной науки?

14. Каковы особенности размышлений Вольтера о свободе? Могут ли они быть актуальными сегодня?

15. Каковы особенности становления русской философии? Какую роль сыграла культура Византии в формировании первых философских воззрений?

16. Как можно охарактеризовать философское наследие М.В.Ломоносова? Проанализируйте основные учения философии Ломоносова.

17. Каковы взгляды П.Я.Чаадаева на будущее русского народа, его предназначение? Почему Чаадаев считал, что Россия призвана стать центром европейской цивилизации?

18. В чем философский смысл произведений Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого? Проиллюстрируйте на конкретных произведениях.

19. В чем заключается философский смысл высказывания В.Соловьева: «…идея нации есть не то, что она думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности»?

20. Какие основные принципы философии Н.Бердяева можно извлечь из его высказывания: «Свобода – любовь. Только освобождение человека от себя приводит человека в себя. Путь творческий – жертвенный и страдательный, но он всегда есть освобождение от всякой подавленности. Философия всегда стремилась быть освобождением человеческого духа от рабства и необходимости»?

21. Почему революционная идеология не могла принять следующий тезис Н.Бердяева: «В духе революционном никогда не бывает ни свободы, ни братства»? Что, по вашему мнению, могло послужить причиной данного вывода?

22. Охарактеризуйте подход В.И.Ленина к сущности идеализма. Какой принцип критики философского наследия господствовал в советской философии?

23. Какие, по-вашему мнению, идеи русской философии могут представлять особую ценность для возрождения и расцвета русской духовной культуры?

24. Раскройте смысл понятия «картина мира». Какое значение оно имеет для решения онтологических проблем?

25. Какие исторические подходы к решению проблемы бытия вы можете назвать? Охарактеризуйте раннефилософские трактовки бытия

26. Дайте определение субстанции. Какой была исторически первая трактовка субстанции?

27. Назовите идеалистические трактовки субстанции. В чем различие объективно-идеалистической и субъективно-идеалистической трактовок?

28. Что такое система и принцип системности? Каково соотношение элемента и системы?

29. Какими общими свойствами характеризуется пространство и время? Как вы понимаете абсолютность и относительность пространства и времени?

30. Что означает выражение: «Время характеризуется единством его прерывности и непрерывности»?

31. Какова роль синергетики в формировании новой картины мира

32. Что такое сознание? В чем состоит отличие религиозной трактовки сознания от идеалистической?

33. Какое понятие шире – психика или сознание? Какие процессы и явления относятся к психическим? Обоснуйте ответ.

34. Что такое бессознательное, какие процессы относятся к бессознательному? Как соотносятся бессознательное и информация?

35. Объясните особенности воздействия социокультурных факторов на индивидуальное сознание.

36. В чем, по вашему мнению, состоит относительная самостоятельность общественного сознания?

37. Назовите формы общественного сознания, дайте характеристику эстетическому сознанию. Объясните роль искусства в духовном развитии личности?

38. Почему религия как форма общественного сознания занимает лидирующую позицию в духовной сфере современного общества?

39. Что такое истина? Как вы понимаете объективность и субъективность истины?

40. Какова роль интуиции в процессе познания? Каково ваше отношение к проблеме интуитивного знания?

41. Какие общенаучные методы наиболее часто встречаются в естественнонаучном исследовании? Приведите примеры.

42. Какова роль моделирования в современной науке?

Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Философия : учебник / [В. Н. Лавриненко, Г. И. Иконникова, В. П. Ратников, В. В. Юдин] ; под ред. В. Н. Лавриненко. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2012. - 561 с. - (Бакалавр). - Прим.: с. 554. - Гриф: Рек. МО РФ. - ISBN 978-5-9916-1757-4

2. Философия : учебник / Под ред. В. Н. Лавриненко. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юристъ, 2008. - 506с. - Указ. имен: с. 493. - Указ. термин: с. 500. - ISBN 978-5-7975-0771-2

Дополнительная литература

1. Философия : учебное пособие / отв. ред. В. П. Кохановский. - Изд. 16-е. - Ростов н/Д : Феникс, 2007. - 574 с. - ISBN 978-5-222-12146-7

2. Рузавин, Г. И. Философия науки : учебное пособие / Г. И. Рузавин. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 400 с. - Библиогр.: с. 398. - ISBN 978-5-238-01291-9

3. Логика : учеб. пособие (курс лекций) / [И. С. Бакланов и др.] ; ГОУ ВПО Сев. Кав. гос. техн. ун-т. - Ставрополь: Издательство СевКавГТУ, 2007. - 161 с. - Библиогр.: с. 160 (20 назв.)

4. Гетманова, А. Д. Логика : учебник / А. Д. Гетманова. - М. : Добросвет, 1999. - 471 с. - Библиогр.: с. 452-454. - Сп. символов: с. 455-458. - Пред.-имен. указ.: с. 459-466. - ISBN 5-7913-0037-9

5. Экспресс-логика / О. Ю. Карпинская, О. В. Ляшенко, В. С. Меськов, Я. В. Шрамко. - М. : ИНФРА-М, 1997. - 260с. - (Высшее образование). - Предм. указ.: с. 254. - ISBN 5-86225-685-7

6. Войшвило, Е. К. Логика : учеб. пособие / Е. К. Войшвилло, М. Г. Дегтярев. - М., 1994. – 208 с.




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.