Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

ГРЕЧЕСКАЯ ОБЩИНА-ПОЛИС





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Как и во всех доиндустриальных цивилизациях, община в Древней Греции была основной ячейкой общества, но отличалась своеобразием и во многих своих чертах была не похожа на восточную общи­ну. Особенности греческой общины оказали влия­ние на политическую жизнь страны, систему ценнос­тей, отчасти даже на особенности литературы, ис­кусства, философии, т. е. на историю цивилизации в целом.

Это была община-полис, включающая в себя не только сельское население (как на Востоке), но и городское. Членом общины можно было стать при двух условиях: если человек являлся греком по на­циональности, если он был свободным и владел част­ной собственностью. Все члены общины — свободные собственники — обладали политическими правами (хотя и не всегда равными), которые позволяли им принимать участие в государственной деятельности. Поэтому греческий полис называют гражданской об­щиной.

Государство в Греции существовало не над общи­ной (как это было на Востоке), оно вырастало из об­щины; точнее, сама община превращалась в маленькое государство со своими законами, органами власти и системой управления. Члены общины, горожане и земледельцы, не знавшие проблемы отчуждения от го­сударства, сплачивались в единый, достаточно зам-

• Полисомв Древней Греции называли город государ

ство. Оно состояло из самого города и прилегающих к

нему территорий. Ш Система ценностейсистема нравственных норм,

идеалов, которые определяют поведение человека, его

отношение к себе, окружающему миру.

кнутый коллектив, составлявший экономическое, по­литическое и идейное целое.

Внутри полисов постепенно формировалось граж­данское право, т. е. складывались своды законов, оп­ределявшие права и обязанности членов общины, да­вавшие им некоторые социальные гарантии. Напри­мер, под охраной закона находились земледельцы: в Спарте до IV в. до н. э. было запрещено отчуждать зем­лю у крестьян, в Афинах прославленный законодатель Солон не дозволял, чтобы один человек покупал землю в неограниченных количествах. Полис не только зани­мался внутренними делами, но и мог вести внешнепо­литическую деятельность, имел собственную армию: граждане полиса вступали в ополчение и на время войн превращались в воинов.

Полис (т. е. коллектив граждан) имел право вер­ховной собственности на землю. Кроме частных участ­ков земли он распоряжался также неподеленной, сво­бодной землей, и это укрепляло позиции полиса как политического образования.

Воспринимая себя как самостоятельное государ­ство, полис жил в соответствии с идеей автаркии. В полисе создавалась особая система идеалов: свобод­ные граждане верили, что благополучие каждого из них зависит прежде всего от их родного полиса, вне которого существовать невозможно. С другой сторо­ны, процветание полиса во многом зависело от его граждан, от того, сколько среди них будет ярких, талантливых и благородных людей. Они почитали древние традиции, осуждали стяжательство и очень высоко ценили крестьянский труд. Но главное — ощущали себя полноправными и свободными людь­ми. Это составляло предмет особой гордости. Так, одержав победу над персами, греки объясняли свой успех тем, что они обладали даром свободы, а все

Слово «автаркия»можно перевести как «самообеспе­ченность», «самодостаточность».

подданные персидского царя-деспота были его ра­бами.

Сила и самостоятельность общин-полисов во мно­гом объяснялись тем, что в Греции не было условий для появления больших царских и храмовых хо­зяйств, хотя монархическая форма правления внутри полисов какое-то время существовала. В глубокой древности во главе полисов стоял царь — басилевс и родовая знать, ущемлявшие права демоса (народа), к которому относились все незнатные свободные крестьяне и ремесленники. К VII в. до н. э. конфликты внутри полиса достигли особенного размаха.

Борьбу с аристократией вело мелкое крестьянство, перед которым часто вставала угроза лишиться своей земли и превратиться в арендаторов на собственных участках. У аристократии был и другой противник — довольно большой слой незнатных горожан, разбога­тевших благодаря торговле и ремеслу и желавших по­лучить привилегии знати.

Во многих полисах эта борьба заканчивалась пере­воротом, свержением родовой знати и установлением тирании — единовластия, благодаря которой обузды­вался произвол знати.

Потребность в тирании после того, как позиции аристократии были ослаблены, быстро отпала, и стали появляться другие формы правления. В одних поли­сах правление было олигархическим, в других — демо критическим, но в любом случае большую роль игра-

В Тиранв переводе с греческого «единоличный правы тель». Это слово не имело отрицательного смысла. Тираны нередко способствовали процветанию полисов.

Ш Олигархияв буквальном переводе с греческого «власть меньшинства».

«У власти там стоят богатые, а бедняки не участву ют в правлении... подобного рода государство неизбеж но не будет единым, а в нем как бы будут два государ­ства: одно — бедняков, другое —богачей».

Платон. Государство

л о народное собрание, которому принадлежало право окончательного решения всех важнейших вопросов. Высокая роль народного собрания и выборность влас­ти — два основных фактора, которые создавали усло­вия для развития греческой демократии.

Таким образом, демократия, эта уникальная черта древнегреческой цивилизации, родилась далеко не сразу и не без борьбы, не во всех полисах она достигла расцвета. Но важно, что сама структура полиса-общи­ны создавала возможности (иногда остававшиеся нере­ализованными) для утверждения демократических принципов.

Греческие полисы обычно были небольшими. На­пример, на острове Родос (его площадь составляет око­ло 1404 кв. км) находились три самостоятельных по­лиса, а на острове Крит (8500 кв. км) — несколько де­сятков. Самым большим полисом была Спарта: его территория охватывала 8400 кв. км.

Полисы были очень устойчивой формой государ­ственности, они возникали и в колониях, причем осно­вывались на тех же принципах, что и полисы в Гре­ции. По отношению к метрополии они вели себя как вполне независимые государства^-могли быть союзни­ками, а могли и вести войну.

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.