Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

О. Шпенглер. Закат Европы, 1918—1922





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цивилизация1 —неизбежная судьба культуры, Они —завер­шение; они следуют за становлением как ставшее, за жизнью как смерть, за развитием как оцепенение... Они — конец без права обжалования ..

Только это и приводит к пониманию римлян как наследников эллинов Только таким образом и предстает поздняя античность в свете, разоблачающем ее глубочайшие тайны. Ибо что же еще может означать тот факт. . что римляне были варварами, но варварами, не предшествующими великому подъему, а замы­кающими его? Бездушные, далекие от философии, лишенные искусства, с расовыми инстинктами, доходящими до зверства, бесцеремонно считающиеся лишь с реальными успехами, стоят они между эллинской культурой и пустотой. Их направленная только на практическое фантазия .. представляет собою черту характера, которая вообще не встречается в Афинах. Греческая душа и римский интеллект — вот что это такое. Так различаются культура и цивилизация.

1 Словом «цивилизация» О. Шпенглер иногда обозначал пе­риод «окостенения» культуры, переставшей развиваться.

Вопросы и задания

1. Прочитайте текст 1. Вспомните, какую роль в жизни циви­лизованных обществ играют письменные законы? В чем их пре­имущества перед обычным правом'' Когда в Риме впервые по­явились письменные законы и при каких обстоятельствах? Ка­кие права личности обеспечивали римские законы? Как эти права охранялись? Какие изменения произошли в праве и су­дебной процедуре в эпоху империи? Объясните, как это было связано с общими политическими процессами. Подумайте, ка­кое значение для взаимоотношений человека и государства имело положение о презумпции невиновности Какая существо­вала связь между гражданскими идеалами римлян и созданным ими правом?

2. Прочитайте тексты 1 и 2 В какое время писали свои про­изведения Цицерон и Сенека? Дайте краткую характеристику двух эпох. Определите главные черты образа идеального чело­века, который описан Цицероном Как соотносятся в его пред­ставлении понятия «человек» и «гражданин»? Какую роль, по мнению Цицерона, должно играть государство в жизни людей? Как Цицерон относится к честолюбию, стремлению к славе9 Что, с точки зрения Цицерона, должно определять поведение идеального человека — его желания или рассудок9 Почему не поощряется стремление к роскоши, развлечениям? Чем объяс­няется отрицательное отношение к толпе Сенеки? Что, с его точки зрения, является самым ценным в жизни человека? Как философ призывает .строить отношения с людьми, с государ­ственной властью? Чем это можно объяснить? Понравился бы Цицерону такой стиль поведения? Почему?

Подведите общий итог и расскажите, какие изменения пре­терпели идеалы римского общества

3. Прочитайте тексты 4, 5, 6 и 7. Подумайте, почему против­нику христианства, римскому писателю Цецилию кажется, что христианский бог бессилен или не хочет «помочь своим»? Каки­ми, с точки зрения Цецилия, должны быть отношения между бо­гами и человеком? Что на это мог бы возразить христианин? Что нового принесло христианство в представление о религии? Что в поведении христиан кажется Цецилию непонятным? Какой об­раз жизни для него самого является нормальным? Какая сторо­на жизни — материальная или духовная — наиболее важна для Цецилия?

Сравните образ жизни первых христиан и идеалы филосо­фов-стоиков В чем они близки? Как вы понимаете слова из текста 7: «живут не по плоти», «гражданство имеют на небе»?

Вспомните, как христиане относились к государству, в чем ви­дели главный смысл земной жизни

4. Прочитайте и сравните тексты 8 и 9 Сравните две оценки римской цивилизации Какая из них кажется вам самой объек­тивной'' Почему9 Согласны ли вы с мнением О Шпенглера о том, что римляне были далеки от философии, а их интересы бы­ли чисто практические9 В каком значении в данном случае Шпенглер использует слово «цивилизация»9 Какую роль отво­дит Риму в истории единой античной цивилизации9 Какие до­стижения римлян Данилевский считает самыми важными9 Что вы сами могли бы добавить к этому перечню9

 

Глава IV

Западноевропейская цивилизация в средние века

 

 

Западу, оскудевшему и варваризованному, суждено было на исходе Средневековья об рести новые силы и вырваться на мировые просторы.

В истории цивилизации, как и в человеке скоп жизни, детство имеет решающее значение. Оно во многом, если не во всем, предопределяет будущее.

Жак Ле Гофф, современный французский историк

 

§1

«ДЕТСТВО» ЕВРОПЫ

 

«Детство» Европы протекало в катастрофической, бурной обстановке Великого переселения народов, столкновении двух совершенно противоположных и, казалось бы, несовместимых миров — мира варвар­ских германских племен и цивилизации Рима.

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.