Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

В борьбе с частной собственностью





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сильная централизованная государственная власть в Китае имела древние и прочные традиции. Ее важ­нейшей опорой было право верховной собственности на землю. Государство, осуществляющее жесткий конт­роль над обществом (как и во всех восточных деспо­тиях), издавна взяло на себя функцию управления эко­номикой. «Земледелие, торговля и управление — три основные функции государства» — так реформатор-легист Шан Ян (390—338 гг. до н. э.) сформулировал концепцию, которой правительство руководствовалось в своей деятельности на протяжении практически всей истории Китая.

Направляя экономические процессы, власть стре­милась ограничить частную собственность (прежде всего на землю), сохранить свою монополию в исполь­зовании природных богатств, пыталась поставить под контроль торговлю и ремесло. Главным, разумеется, был вопрос о земле и положении земледельцев. Крестьяне, составлявшие 90% населения страны, все­гда были объектом внимания и заботы. Их благополу­чие являлось условием существования крепкой цент­рализованной власти, ибо все они были для государ­ства в первую очередь налогоплательщиками.

В Китае, конечно, существовало крупное частное землевладение (так называемые «сильные дома»), от­носительно независимое от центральной власти, но именно по этой причине и невыгодное для правитель­ства. Как только начинало расти крупное землевладе­ние, доходы казны резко падали: обезземеленные, раз­орившиеся крестьяне становились арендаторами у бо­гатых землевладельцев, которые всеми возможными способами старались сократить сумму налогов, выпла­чиваемых государству. В результате возрастали сила и влияние (в том числе и политическое) местной знати, в провинциях усиливался произвол администрации, авторитет центральной власти падал. А в ответ начи­нался протест снизу — в виде восстаний, участники которых требовали возврата земли и восстановления принципа уравнительности. Выступления против «не­добродетельных» правителей, допускающих беззако­ние, освящались конфуцианством.

Вновь созданная династия обычно начинала свое правление с реформ, призванных установить социаль­ную гармонию. При этом в вопросе о частной собствен­ности правительство, казалось бы, не слишком расхо­дилось с требованиями восставших масс: оно тоже от­стаивало принцип уравнительности, разумеется, преследуя свои цели и интересы.

Поэтому реформы обычно сводились к гигант­скому, в рамках всей Поднебесной империи, переде­лу земли — с тем чтобы каждый трудоспособный крестьянин получил свой участок. Иногда правитель­ство даже шло на конфискацию земель у богатых зем­левладельцев. Использовались и другие средства: на некоторое время запрещалась продажа земли. Круп­ные владения облагались повышенными налогами. Обезземеленным крестьянам выдавались наделы из фонда государственных земель, причем на выгодных условиях. Те, кто обрабатывал пустоши, в течение определенного времени освобождались от налогов.

 

Ныне в течение нескольких поколений в Поднебес­ной царит мир, богатые и сильные из числа чиновни­ков и простолюдинов обладают имуществом в не­сколько сот миллионов монет, а бедные и слабые ис­пытывают все большие тяготы... Поэтому следует несколько ограничить количество земель, находя­щихся в частном владении.

Из постановлений эпохи династии Хань,

конец I в. до н. э.

 

Таким образом, вновь восстанавливалась система «равных полей», которая всегда считалась в Китае идеалом. Конечно, несмотря на эти меры, невозможно было совсем остановить рост частного землевладения, но государственная власть была достаточно сильна, чтобы на определенном этапе резко сокращать его. По­этому в Китае, как и в других восточных цивилизаци­ях, сформировался государственный феодализм.

Правительство сделало ставку на мелкое крестьян­ское хозяйство, которому отводились наделы при ус­ловии выплаты налогов. Чиновники получали землю в зависимости от ранга — доходы с нее, точнее, то, что от них оставалось после уплаты налогов государству, шли в счет жалованья. Такие владения нельзя назвать феодом: понижение в должности означало и утрату земли; чиновник в качестве землевладельца был пол­ностью зависим от государства.

Примерно такая же политика осуществлялась и по отношению к ремесленникам и купечеству. С древней­ших времен власть стремилась утвердить свою монополию на разработку недр и использование водоемов; постепенно в руках государства оказалось производст­во и продажа важнейших предметов потребления: со­ли, чая, меди, железа и других металлов. В XIV— XVII вв. государственное производство охватывало из­готовление фарфора, судостроение, добычу угля, ли­тейный промысел и др. Центральная власть регулиро­вала рыночные цены, а иногда даже ссудный процент, борясь с ростовщичеством. Государственная торговля не всегда выдерживала конкуренцию с частной, но правительство компенсировало это тем, что облагало купцов большими налогами, закупало у них товары по твердым ценам, установленным казной.

В настоящее время следует регулировать движе­ние товаров: при повышении цен надо продать, при понижении — закупить; если сделать большие запа­сы продовольствия и уравнять цены, то люди будут своевременно заниматься земледелием и ростовщи­ческие дома не смогут воспользоваться их затрудне­ниями. Все вышесказанное делается для народа, а не с целью получения доходов для казны.

Из законов реформатора Ван Анъ-Ши, XI в.

Кроме того, правительство разрешало заниматься торговлей чиновникам, освобождая их от налогов и превращая таким образом в силу, противостоящую ча­стной торговле.

Только в XVI—XVII вв. в Китае произошел некото­рый сдвиг: расширилось крупное землевладение, ста­ли создаваться мануфактуры с использованием наем­ного труда (в том числе и рассеянные). Хотя государ­ство по-прежнему имело монополию на добычу и обработку полезных ископаемых, в отдаленных гор­ных районах тайно возникали частные предприятия по добыче угля и серебра. Цинское правительство за­крывало глаза на рост частного землевладения. Воз­можно, потому, что интенсификация сельского хозяй­ства давала возможность даже в этих условиях полу­чать большую сумму налогов.

Буржуазные отношения отстаивали свое право на существование, но, как правило, проигрывали в не­равной борьбе с государственной властью, а потому остались неоформленными.

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.