Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Первый учебный вопрос



ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСТИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА

Кафедра "Безопасность жизнедеятельности"

 

Утверждаю

Начальник кафедры БЖД

Доцент В.Ф.Чернышев

«_____»_________________ 2012 г.

 

ЛЕКЦИЯ

Тема: «Виды чрезвычайных ситуаций и аварийных случаев, их

последствия».

Обсуждена на заседании кафедры

Протокол №________

«_____»_____________2012 г.

Новороссийск, 2012 г.

Учебные цели лекции:

В результате изучения данной темы курсанты должны:

 

ЗНАТЬ:

► Источники риска и опасностей на море, определение и виды аварийных

случаев и чрезвычайных ситуаций.

 

 

БЫТЬ ОЗНАКОМЛЕННЫМИ:

► С характеристикой чрезвычайных ситуаций и аварийных случаев на флоте и

их последствиями.

 

 

Учебные вопросы и расчет времени

I. Введение __10___мин.

II. Основная часть __65___мин.(____) (____)

 

 

Первый учебный вопрос:

Определение и виды аварийных случаев (АС).

__10__мин.(____) (____)

 

Второй учебный вопрос:

Определение и виды чрезвычайных ситуаций (ЧС).

__15__мин.(____) (____)

 

Третий учебный вопрос:

Навигационный АС – столкновение и ЧС, создаваемая им.

__10__мин.(____) (____)

 

Четвертый учебный вопрос:

Навигационный АС – затопление судна и ЧС, создаваемая им.

__15_ мин.(____) (____)

 

Пятый учебный вопрос:

Аварийный случай – пожар на судне и ЧС, создаваемая им.

_15__мин.(____) (____)

 

 

III. Заключение.__5__мин.

 

Учебный материал

 

Введение

Российская Федерация – морская держава и поэтому имеет свой морской и речной транспорт для выполнения внутренних и международных перевозок. Флот служит основным средством осуществления экономической деятельности в обширных районах Европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока с их богатыми природными ресурсами и мощной индустриальной базой. Морской флот играет значительную роль во внешнеэкономических связях осуществляя перевозки между разными странами и континентами.

Но вся деятельность морского и речного флота связана постоянно с риском, т.е. постоянной реальной опасностью возникновения аварий судов, гибели людей, утраты груза, загрязнений окружающей среды.

Источники риска и опасностей разнообразны, последствия их воздействия тоже, но для их анализа и выработки мер по предупреждению, их появления и организованной ликвидации, последствия их можно представить как систему в виде аварийного 4х угольника. (Рис. 1.1.)

 

Аварийный 4х угольник

Человек (экипаж)

 

 

Окружающая среда Груз, пассажиры

 

Судно

Рис. 1.1.

 

Рассмотрим роль каждого составляющего элемента в создании опасностей на море.

1) Человек – член экипажа судна – главное звено системы, имеет свои интересы в работе на море, разные способности и возможности и влияет на процесс аварийности методом обработки получаемой информации, принятия решения и оперативного его выполнения своими действиями по управлению судна.

Довольно часто, человек под воздействием складывающейся обстановки от воздействия среды судна и груза, вынужден идти на РИСК т.е. сознательно наносить ущерб выбирая наименьший.

«РИСКОМ» в мореплавании признается такое действие управляющего судном лица, которое совершено с учетом всех опасных обстоятельств плавания, профессиональных знаний и опыта для избежания возможного большего вреда людям, судну и грузам (из всех опасностей выбрано, по его мнению, наименьшее).

 

При этом нанесенный ущерб по своим размерам должен быть значительно меньше стоимости сохраненного имущества и/или приобретенной выгоды («овчинка стоит выделки»), а лицо, допустившее в своих действиях риск, предприняло все необходимые меры для предотвращения наступления вреда.

Риск считается оправданным при условиях, что:

- предметом риска не стали люди;

- риск соответствует цели, ради которой он предпринимается;

- риск не перейдет в заведомое причинение ущерба.

Т.о. человек, сам может стать создателем опасности, которая приведет либо к аварийному случаю, либо к чрезвычайной ситуации.

2) Судно– другой источник опасностей, т.к. оно строится с приоритетом не на безопасность, а на экономическую целесообразность. Конструктивно судно потенциально опасный движущийся объект на плаву со сложным инженерным комплексом, требующим постоянного профилактического внимания малочисленного экипажа, более того мораль и физически стареющее с возрастом. В общем плане судно- объект с изменяющейся надежностью в работе с нарастающей опасностью по мере старения и источник загрязнения окружающей среды.

3) Груз– третий источник опасностей, разнообразный по агрегатному состоянию (твердые, жидкие, газообразные), физико-химическим свойствам, способам перевозки и реагирующий на изменения обстановки на море и в период погрузочно-разгрузочных операций. В большинстве своем грузы являются опасными и требуют жесткого соблюдения установленных режимов безопасности при хранении и перевозках. Более того, они основные источники загрязнения окружающей среды. Пассажиры, как живой груз, тоже являются потенциальными нарушителями безопасности и следовательно такими же носителями опасностей и учитывая их личностные характеристики служащие объектом постоянного внимания со стороны экипажей судов.

4) Окружающая среда– важный внешний постоянный источник опасностей на море.

Опасности среды для судов и судоходства проявляются во внезапных изменениях гидрометеорологических условий, изменениях рельефа местности (акватории), постоянные воздействия на мореходные качества судна, груз и морально психологическое состояние людей, а также тяжелыми последствиями своего влияния.

Вывод: рассмотренная выше модель опасностей на море может служить основой для системного подхода и решению проблемы безопасности на море, если рассматривать ее в такой последовательности: по вине экипажа или без его вины возникает опасность (событие), создающая опасную обстановку (чрезвычайную ситуацию) которая заставляет экипаж действовать чтобы спасти себя, судно, груз, имущество и не допустить загрязнения окружающей среды. (бороться за живучесть судна). Эти опасности и создаваемая ими обстановка и рассматриваются ниже.

 

Первый учебный вопрос




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.