Окрыт 23 сентября 1988 года в особняке постройки конца XVIII –начала XIX вв. Фёдор Иванович Шаляпин приобрёл это владение, принадлежащее семье Баженовых, из-за великолепного сада, в котором росли яблоки, груши, малина и смородина.
В средний из трёх небольших особняков поселился Ф. И. Шаляпин со своей семьёй в 1910 году и прожил до своего отъезда за границу в 1922 году. В доме бывали известные актёры, писатели, художники: К. Коровин, М. Горький, Н. Телешов, Л. Андреев, И. Бунин, художники братья В. и А. Васнецовы, А. Головин, композитор С. Рахманинов. Здесь Фёдор Иванович Шаляпин репетировал со своим постоянным аккомпаниатором Ф. Ф. Кенеманом. В годы Первой мировой войны Шаляпин организовал в одном из флигелей госпиталь для раненных солдат, оборудовал его на свои средства и иногда сам выступал перед выздоравливающими солдатами. Советская власть не простила певцу его невозвращения из затянувшихся зарубежных гастролей. Лишь в 1970-х дом был отдан под реставрацию с последующим созданием мемориального музея великого певца.
Дом И. Е. Великопольского
Дружинниковская ул., 11, метро «Баррикадная»
Большое владение на Нижнем Пресненском пруду (ныне засыпан) с большим садом, оранжереями, хозяйственными постройками в практически неизменном виде просуществовало до 1960-х годов. Принадлежало оно ныне забытому литератору И. Е. Великопольскому, писавшему под псевдонимом Ивлев, большому поклоннику таланта Николая Васильевича Гоголя. Великопольский любил устраивать широкие приемы и праздники. На них в 1839-1842 гг. бывал Гоголь, а также Панаев, Белинский,Аксаков.
Планетарий
В середине 1927г. по постановлению Московского Совета была создана Постоянная комиссия по постройке в Москве планетария. К тому времени в мире уже было открыто 12 планетариев — десять в Германии и два за ее пределами, в Вене и Риме. Третьим планетарием за пределами Германии и тринадцатым в мире стал Московский.
К весне 1928 года торговое представительство СССР в Берлине окончательно договорилось с фирмой Цейсса о поставке проекционного аппарата «Планетарий» (заводской номер 13) и с фирмой Диккергоф о постройке матерчатого купола, служащего экраном для демонстрации неба.
На строительство планетария Моссоветом было отпущено 250 000 рублей.
В эту сумму входила стоимость постройки не только самого здания, но и его оборудования, кино-аудитории, астрономического музея, библиотеки, аудиторий для кружков, лабораторных помещений, а также устройства на плоской крыше астрономической обсерватории для массового обслуживания экскурсий.
Тем временем шло проектирование здания Московского планетария.
К. Н. Шистовский (первый директор) и архитекторы М. О. Барщ, М. И. Синявский
К работе были привлечены молодые архитекторы М.О.Барщ и М.И. Синявский, впоследствии — профессора Московского архитектурного института. Ими был представлен проект, выполненный в модном тогда стиле — «конструктивизме». Этот стиль появился в архитектуре в 20-х — 30-х годах ХХ века, и его задачей было — «конструирование окружающей среды путем создания сооружений в четких внешних формах, образованных из простых стереометрических тел и собранных на железобетонном каркасе». Строительство Московского планетария было по тем временам событием значительным. Журнал «Огонек» 23 сентября 1928 года сообщал: «Замечательно, что при нашей материальной бедности, при нашем жестком импортном плане, мы ввозим и устанавливаем дорогостоящее сооружение, какого нет во многих столицах (...). Планетарий Москвы, по мысли его организаторов, явится чем-то вроде народного университета (...). Привлекая внешней эффектностью, планетарий вместе с тем поможет трудящимся расширить свой умственный кругозор. Поэтому постройку его нужно приветствовать как событие исключительной культурной важности».
После соответствующих замечаний, Моссоветом был утвержден проект, на основе которого и было построено главное, цилиндрическое здание Московского планетария на улице Садовой Кудринской, 5.
Первый камень в фундамент Московского планетария был заложен в день осеннего равноденствия — 23 сентября 1928 года.
В середине февраля 1929 года в Москву прибыли специалисты из Германии для установки железного каркаса — сферического купола — экрана. Аппарат «Планетарий» в это время был уже в Москве и хранился в запакованных ящиках в помещении Московского отдела народного образования.
В конце мая, когда зрительный зал был готов, начался монтаж аппарата «Планетарий» под контролем специалистов из фирмы Цейсса.
3 августа 1929 года установка аппарата была полностью завершена. На этот день и была назначена приемка и показ работы планетария руководству Моссовета. Показ вполне удовлетворил присутствующих, приемка аппаратуры была закончена.
В течение августа, сентября и октября происходили закрытые просмотры.
Научно-методическая работа в это время шла полным ходом. Тщательно продумывались основные темы, подбор материала, учитывалось строго научное содержание, а также методика и форма изложения. Было разработано несколько главных тем, удовлетворяющих не только запросам массового зрителя, но и школьным программам. Был представлен план организации астрономической библиотеки-читальни и астрономической обсерватории, обслуживающей посетителей, и способной вести научную работу.
Однако самым главным вопросом было создание большого астрономического музея. Дискуссия о том, каким быть музею планетария, была чрезвычайно острой, так как боролись два мнения: должен ли быть музей при планетарии, или при музее должен стать планетарий. Большинство высказывалось за второе предложение, причем сам музей предполагалось развернуть в грандиозных размерах, требующих особой, большой кубатуры пристройки, с лабораторными комнатами, с большими динамическими моделями, учебными аудиториями и пр. Планетарий же мыслился как завершающее и обобщающее все виденное в музее зрелище. Но идея создания музея тогда так и не была реализована.
Открытие планетария для широкой публики было намечено на Октябрьские праздники. 5 ноября 1929 года считается Днем рождения Московского планетария.
Вот как писала «Хроника» из журнала «Мироведение» (т. ХVIII , № 6):
«5 ноября в Москве состоялось торжественное открытие Московского планетария, первого в нашем Союзе и 13-го во всем мире. На открытии присутствовали т.т. Литвинов, Луначарский, Семашко и др.»
Открытию планетария Маяковский посвятил стихотворение «Пролетарка, пролетарий, заходите в планетарий», которое заканчивалось словами: «Должен каждый пролетарий посмотреть на планетарий»
Во время войны в Московский планетарий помимо проведения обычных массовых лекций оказывал практическую помощь бойцам и командирам Советской армии в виде специальных лекций военного цикла для разведчиков и военных летчиков. Кроме лекций, проводившихся в Звездном зале, организовывались выездные лекции по астрономии. Эти лекции читались в госпиталях, подшефных воинских частях, в аудиториях Городского военного комиссариата, в агитпунктах противовоздушной обороны.
Московский планетарий работал всю войну и лишь однажды был закрыт сроком на два месяца.
В 1946 году началось строительство Астрономической площадки. Впервые в истории планетариев этот комплекс инструментов познания, обращенный к живым светилам, был задуман автором первого советского школьного учебника астрономии Михаилом Евгеньевичем Набоковым. А построен как общедоступный город неба, трудами московских астрономов и сотрудников Планетария К. Л. Баевым, Р. И. Цветовым, А. Б. Поляковым, Е. З. Гиндиным. Астрономическая площадка воссоздавала традицию древних звездных обителей, таких как храмовый комплекс в Гелиополе, Стоунхендж в Англии, Обсерватория-музеум в Александрии, Нюрнбергский городок Региомонтана, Ураниенборг Тихо Браге, Пекинская обсерватория, Гданьская обсерватория Яна Гевелия, небесный комплекс Самрат Янтра в Джайпуре. Немалую лепту Московский планетарий внес в развитие отечественной космонавтики. Именно здесь, начиная с 1960 года в течение 15 лет, проводились занятия по астронавигации с будущими космонавтами. Летчик-космонавт А.А.Леонов, однажды выступая в Звездном зале планетария, сказал: «Путь на Байконур начинался здесь, в Московском планетарии».
В семидесятые годы в связи с развитием и триумфом советской космонавтики возникает чрезвычайный интерес ко всему, что связано с космосом. В Московском планетарии освещаются все самые интересные события в этой сфере, оперативно готовятся новые лекции, рассказывающие о космических полетах и результатах космических исследований. Планетарий - единственное место, где можно получить объективную и достоверную информацию по космической тематике.
В эти годы популярность Московского планетария возрастает необычайно. Он становится самым стабильно посещаемым в мире — от 800 тысяч до миллиона посетителей в год. Всегда прекрасно оснащенный, он на равных обменивается опытом со столичными планетариями других стран. История Планетария напоминает — во многих начинаниях он был и оставался первым.
Уникальное здание Московского планетария — памятник эпохи конструктивизма, гордость советской архитектуры — становится неотъемлемой частью архитектурного облика столицы — его серебристый вытянутый купол придает ему сходство с фантастической межпланетной ракетой, устремленной в небо.
В 1977 году старый аппарат «Планетарий» (заводской номер 13), установленный в 1929 году заменил новый аппарат «Планетарий» (заводской номер 313) с автоматизированной системой управления. Новые возможности аппарата позволили создать принципиально новый продукт для Планетария — автоматизированную аудиовизуальную программу. Наиболее интересные научно-популярные программы, такие как — «Про небо и Землю» для детей, «Мифы о великих эллинах» и «Небо прекрасной Эллады» по мотивам древнегреческих мифов, «Под небом планетария», «Ньютониана» были созданы заслуженным работником культуры РФ Станиславом Васильевичем Широковым. Он по праву считается новатором в развитии целого направления научно-методических технологий в планетариях нашей страны.
К 50-летию Московский планетарий награжден Орденом Трудового Красного Знамени.
В 1987 году в Московском планетарии проходил 1Х Международный Конгресс директоров планетариев, в котором участвовало 139 делегатов.
История Московского планетария содержит немало славных страниц, но в ней есть поистине драматические моменты и долгие годы забвения.
К сожалению, всеобщая тень застоя легла и на деятельность Московского планетария. Установка нового аппарата была, пожалуй, последней ощутимой акцией, направленной на его развитие.
В 1994 году Московский планетарий был закрыт на капитальный ремонт.
Спустя много лет идея создания полноценного астрономического музея Планетария, наконец, реализовалась с использованием самых современных музейных технологий.