Управляемость — способность автомобиля двигаться в направлении, заданном водителем.
Одной из характеристик управляемости является поворачиваемость — свойство автомобиля изменять направление движения при неподвижном рулевом колесе. В зависимости от изменения радиуса поворота под воздействием боковых сил (центробежной на повороте, силы ветра и т.п.) поворачиваемость может быть:
недостаточной — автомобиль увеличивает радиус поворота;
нейтральной — радиус поворота не изменяется;
избыточной — радиус поворота уменьшается.
Нейтральная поворачивемость - это ситуация при при которой при повороте автомобиля, ни его передняя часть, ни задняя не выезжают за пределы намеченной водителем дуги поворота. Если автомобиль входит в поворот слишком быстро, при нейтральной поворачиваемости то он поедет боком весь, а не какая-то одна его часть - передняя или задняя.
Избыточная поворачиваемость - это ситуация при которой заднюю часть машины в повороте заносит в сторону под воздействием центробежных сил. В этом случае автомобиль входит в поворот резче. Заднеприводные машины склонны к избыточной поворачиваемости при более резком, чем обычно, нажатии на педаль акселиратора, при этом задние колеса теряют сцепление с дорогой.
Недостаточная поворачиваемость - это ситуация при которой, при вхождении в поворот переднюю часть автомобиля сносит в сторону от траектории ее движения, а задняя остается на месте. При появлении недостаточной поворачиваемости водитель должен сбросить газ, что заставляет автомобиль снизить скорость. При этом вес переносится на переднюю ось, а колеса на ней таким образом получают большее сцепление с дорогой и машина лучше входит в поворот.
Различают шинную и креновую поворачиваемость.
Шинная связана со свойством шин двигаться под углом к заданному направлению при боковом уводе (смещении пятна контакта с дорогой относительно плоскости вращения колеса, рис. 1). При установке шин другой модели поворачиваемость может измениться и автомобиль на поворотах при движении с большой скоростью поведет себя иначе. Кроме того, величина бокового увода зависит от давления в шинах, которое должно соответствовать указанному в инструкции по эксплуатации автомобиля.
Креновая поворачиваемость связана с тем, что при наклоне кузова (крене) колеса изменяют свое положение относительно дороги и автомобиля (в зависимости от типа подвески). Например, если подвеска двухрычажная, колеса наклоняются в сторону крена, увеличивая увод.