Родился 12 мая 1830 года, скончался 28 сентября 1897 года
Левитану стало стыдно, и он укорил себя, что не пошел с бедным учителем
своим в трактир.
Смерть уже стучалась в дверь, но в ненасытной жажде жизни Левитан не
хотел сдаваться. С одышкой подымаясь по лестнице школы на Мясницкой, Исаак
Ильич точно, без пропусков, в дни занятий появлялся в бывшей саврасовской
мастерской. Он волновался за своих учеников. Учил со страстным желанием
передать им все, что постиг в искусстве. Ученики его дебютировали на
Передвижной выставке. С провалившимися глазами, облысевший раньше времени, с
замученным лицом, с палочкой в руках, через два шага отдыхающий, он поехал в
Петербург, на вернисаж. Так было во всем, всегда -- самоотверженно, без
оглядки назад.
Его все еще лечили, на что-то надеялись, обещали выздоровление. Он
слушался врачей, когда советы их совпадали с собственными желаниями
художника. Зимой 1899 года Левитана послали в Ялту. Исаак Ильич с радостью
согласился. В Ялте, в собственном домике, жил Чехов, тоже хворавший, тоже
обреченный.
Стоял конец декабря, невиданно теплый, зимнее солнце словно не
заходило. Природа была в эту странную, особенную зиму какой-то удивительно
красивой. И Левитан все хотел подняться в горы. Он брел туда, как старик,
поминутно останавливался, раздраженно стучал палкой и говорил своей спутнице
Марии Павловне Чеховой:
-- Мне так нужно туда, выше, где воздух легче, где дышать хорошо,
Marie! Как не хочется умирать. Как страшно умирать... И как болит сердце...
На память о себе Левитан написал на камине в кабинете Антона Павловича
повторение с известной своей картины "Стога". Сумерки опустились на землю,
грустные, неясные, -- ночь всегда несет печаль, светил слабо и дрожаще
наполовину закрытый месяц, небо было мутное и серое... Антон Павлович
бережно, осторожно уклонился от выслушивания левитановского сердца. Друзья
тепло и нежно простились навсегда.
Весной 1900 года, в один из своих наездов в Москву из провинции, где
жил тогда Михаил Васильевич Нестеров, он навестил, как делал всегда, своего
школьного товарища и долголетнего друга. Исаак Ильич встретил его усталый,
изможденный, в нарядном бухарском золотисто-пестром халате, с белой чалмой
на голове. Он показался гостю торжественным и воистину великолепным.
Нестеров невольно подумал -- такой мог бы позировать и Веронезе для "Брака в
Кане Галилейской". Хозяин не знал, куда посадить редкого и дорогого гостя.
Прошло много времени, а как будто бы друзья только что встретились. Болезнь
пощадила Левитана, последнюю неделю он был оживлен и радостен. Он говорил
много о будущих планах, надеждах, обоих волновало положение их в русском
искусстве, и друзья старались найти свое место в нем. Это оказалось не так
просто и легко.
-- Дайте мне только выздороветь, и я совсем иначе буду писать, --
сказал Левитан. -- Теперь, когда я так много выстрадал, теперь я знаю, как
писать. По крайней мере мне это кажется, -- поправился Исаак Ильич. -- Я
стал лучше понимать нашу молодежь, что шумит на всех перекрестках, свергает
старых идолов и воздвигает новых кумиров.
Он рассеянно рисовал на оборвыше от календаря какой-то новый мотив,
мелькнувший перед ним среди разговора.
-- Спор между молодым и старым, -- ответил Нестеров, -- всегда труден,
и неизбежен, и необходим. Так было всегда. И будет. Из столкновения школ
рождается будущее. новое искусство, новые ценности.
-- Да, -- вдруг горько протянул Леви тан, --но в этой борьбе есть
художники, которые не пристали ни к тому, ни к другому берегу. Мы с тобой
были признанными передвижниками...
-- Признанными, но не любимыми, -- вставил Нестеров. -- Ты, я,
Константин Коровин и Серов, мы -- пасынки передвижников. Среди них нам
остались близкими только Репин, Суриков, Виктор Васнецов...
-- И еще кое-кто из сверстников, -- сказал Исаак Ильич, оставил
рисовать и бережно спрятал в папку рисунок. -- Недавно я был в Петербурге,
виделся с молодежью, дал на выставку "Мира искусства" этюд, дал и
передвижникам картину. Я прав перед самим собой. Ни у тех, ни у других я не
ко двору. Я ничей. Но меня оба стана обвиняют, что я очень долго делаю
выбор. Меня подталкивают, торопят, бранят, ревнуют друг к другу... Это так
тяжко... Одни забывают, что я двадцать лет связан с реализмом, с
передвижниками, уйти человеку из обжитого дома нелегко, хотя бы в нем жилось
уже и не так удобно. Другие негодуют даже на то, что я встречаюсь с главой
"Мира искусства" Дягилевым и люблю с ним беседовать. Несколько дней назад
один передвижник наговорил мне за этим столом столько любезностей, что по
его уходе я вынужден был звать доктора.
Левитан рассказывал, волнуясь и раздражаясь. Уже несколько лет среди
художников происходили яростные, непримиримые схватки за главенство в
русском искусстве. Талантливая молодежь, увлеченная французским
импрессионизмом, выступила против реалистов-передвижников. Она обвиняла их в
живописной отсталости, в пренебрежении самостоятельными задачами и целями
изобразительного искусства, в порче вкуса современников и самой гибели
подлинной русской школы живописи.
За год до смерти Исаака Ильича молодежь основала свою художественную
организацию "Мир искусства". Левитан вначале тяготел к "мир-искусстникам".
Но, нерешительный и мягкий по характеру, Исаак Ильич не мог сделать
окончательного выбора между старым и новым. Он переживал мучительно шум,
поднятый вокруг него, стыдился своей слабости, сомневался в друзьях и
противниках. Слабое и хрупкое здоровье Левитана испытывало лишнее
напряжение, разрушавшее его.
Дружеская беседа при каждой встрече с Нестеровым непременно затрагивала
эти трудные, неизбежные вопросы. Художникам было многое не по душе в обоих
обществах. Левитан и Нестеров решили создать свое, привлекая в него лучших
из молодых собратий. Сегодня Исаак Ильич отнесся с особой горячностью к этой
мысли. Левитан и Нестеров уже видели свои будущие выставки, -- и друзья
сговорились действовать.
Поздней ночью провожал Левитан Нестерова. Они шли тихо по безмолвным
московским бульварам, вспоминали протекшую юность, долгий путь в искусстве,
который уже сделали, хотели пойти по новому, надеялись на победу. Обоим было
хорошо, приятно, уверенно и крепко на земле. Левитан забыл свою трость дома.
Да она сегодня была и не нужна. Исаак Ильич хотел жить, бодро и смело шагал,
восхищался чудной весенней ночью, словно первый раз в жизни ее увидел.
Друзья простились, крепко обняв друг друга. Они надеялись скоро встретиться
и не подозревали, что встреча эта была последней.
Смерть застала Исаака Ильича за неоконченной картиной "Уборка сена". Он
писал одну из самых своих светлых, жизнерадостных и солнечных вещей в самый
канун преждевременной развязки. Через месяц после встречи с Нестеровым
Левитан поехал в Химки со своей пейзажной мастерской, как когда-то ездил
туда же с ним, молодым и юным пейзажистом, Саврасов. В Химках Левитан
простудился. Болезнь свалила его и не дала больше подняться. Среди
консилиума врачей был Антон Павлович Чехов.
Великий русский пейзажист умер 22 июля 1900 года.
После похорон в столе Исаака Ильича близкие нашли огромную связку
писем. На ней лежала маленькая записка, написанная Левитаном. В ней завещал
он сжечь после его смерти все письма. Желание покойного исполнили. Сожгли
письма художников Серова, Нестерова, Поленова, Карзухина. Больше всего было
писем А. П. Чехова. Их тоже не пощадили...
В тот год стояло удивительное лето. Сирень цвела два раза. Умирающий
Левитан застал начало второго цветения. Окна мастерской и жилых комнат были
настежь. В тяжелых и душных июльских сумерках лиловые и белые цветы свисали
почти до самых подоконников. Левитан с усилием поднимал голову с подушки,
тянулся к окнам и, лежа на боку, не отрываясь смотрел на свои любимые
цветущие кусты...
Москва. 1930--1940
Поиск по сайту:
|