Гастрономический туризм — это вид делового туризма. Гастрономический туризм — это поездка по континентам и странам для ознакомления с особенностями местных кухонь, кулинарными обычаями, а так же с целью отведать уникальные для приезжего человека блюда или продукты.
« Активные контакты России со странами ближнего и дальнего зарубежья, увеличение деловых связей предприятий, возросший поток российских туристов за рубеж, иностранных делегации и частных лиц в Россию побуждает нашего соотечественника к более тщательному изучению быта, нравов и обычает населения других стран, особенно традиций и культуры питания , в которых наиболее сконцентрированы и отражены характерные особенности каждого народа, его вековые традиции и религия.
Глобализация в науке , инновационных технологиях, банковской сфере, надеемся, не коснется такой чувствительной сферы национальной идентичности , как язык, культурное наследие и , разумеется, традиций и культуры питания, ибо в этой сфере материальной культуры наиболее четко прослеживаются национальные, религиозные, и вековые традиции каждого из просвещенных народов планеты Земля.
Высказывая мнение о том, что в человеке должны быть прекрасны и душа, и одежда, и лицо, и мысли А.П.Чехов относил эти слова к достаточно образованному человеку, ибо в его время образованный человек мог грамотно изъясняться на русском и европейских языках, знал и соблюдал этикет. В советское время общественной этике вообще не обучали , поэтому наш соотечественник, впервые оказавшись за границей, часто попадал в неловкую ситуацию( это касалось, например, завтрака по типу «шведский стол» в гостинице). А будучи приглашенными «на чай» в английскую семью, советский турист часто относил этот вид угощения или к скупости хозяев, или к бедственному положению семьи, сопоставляя наш российский стол с английским чаем.
Отмечая несколько повышенный уровень внутренней и внешней культуры наших сограждан, выезжающих в турне, не можем не замечать имеющие место факты небрежного отношения наших соотечественников к традииям и культуре народов в странах пребывания.Особенно это касается вопросов традиций и культуры питания.
Щедрость русского человека, особенно в глубинке европейской части России, в Сибири и на Дальнем Востоке, известна далеко за пределами Родины. В то же время россиянин не возьмет в толк, почему китаец категорически не пьет молоко, спеуиально для него закупленное (домашнее) у частника, а израильтянин не только не прикоснулся к фаршированному молочному поросенку, но и вежливо отказался от севрюги горячего копченичя и осетровой икры, которых специально к приезду знатных гостей привезли из Москвы. Знание законов гостеприимства, связанных с культурой и традициями питания народов мира, необходимо для специалистов, чья профессиональная деятельность напрямую будет связана с размещением, обслуживанием, организацией, питания и приемов посланцев из разных стран.
Знание особенносте традиций и культуры питания народов мира позволит специалистам ресторанного и гостиничного сервиса принять правильное решение при размещении иностранных гостей и организации их питания , избежать ошибок и дать возможность гостю чувствовать себя комфортно в чужой для него стране.
Первые контакты гостей с местной кухней зачастую определяют последующее отношение к стране в целом. Приобщение к чужой культуре , как правило, требует немалых усилий – изучения чужого языка и политического устройства , принятия чужих нравов и обычаев и, возможно, чужой религии. Кулинарные же достижения нации, напротив, легко доступны и открыты для личного восприятия даже при кратковременном визите в страну.
Турист, путешествуя по незнакомой стране, старается глубже понять культуру и традиции этой страны, увозит с собой фотографии, сувениры и, конечно воспоминания о национальной кухне как части материальной культуры.
Мировая история сохранила до наших дней свидетельства о том, как питались нащи предки.
История развития культуры пищи и питания корнями связана с традициями хлебопашества в Месопотамии, Северной Африке и Римской империи.
Способ пропитания древнеших обитателей Эллады и Италии зависел прежде всего от экономических особенностей страны, от плодородия земли, от уровня развития скотоводства . По мере изменений в общественной жизни, с расширением связей с другими странами, с ростом внешней торговли менялось и питание , появлялись все новые и новые продукты , а вместе с ними и блюда.
Кулинарное искусство в Риме начало развиваться лишь в III в . До н. э. Жители древней Италии питались в основном в основном густой, круто сваренной кашей и полбы, проса, ячменя, или бобовой муки. Как и греки , римляне питались три раза в день: ранним утром – первый завтрак, около полудня – второй, а ближе к вечеру – обед. Первый завтрак состоял из хлеба , сыра, фруктов , молока и вина. Второй завтрак принимался часто стоя , на ходу. Основной, самой обильной трапезой был обед: к столу подавали горячие блюда большими порциями. Еду подавали в столовую – транклиний. Здесь стовили три обеденных ложа вокруг стола , так что доступ к одной стороне стола оставался свободным, чтобы слуги могли подавать кушанья. За одним столом могли поместиться не более девяти человек.
Обед состоял из трех перемен. Вначале подавали закуски и прежде всего яйца. Отсюда римская поговорка «от яйца до яблок», ведь яблоками и другими фруктами обеденная трапеза завершалась. Излюбленным был мусс-вино – напиток , смешанный с медом. В главную перемену входили разнообразные мясные или рыбные блюда вместе с овощами и всякой зеленью. На богатых пирах гостям подавали так же устриц, морских ежей, моллюски. Наконец наступала очередь десерта, на которых подавались фрукты. Овощной стол римлян был обильнее , чем у греков. Без овощей, приправ, кореньев, пряностей римляне просто не могли обходиться. Охотнее всего римляне употребляли в пищу мясо свиное и козье, высоко ценилась дичь, птица и рыба. Богачи разводили мурен, улиток, устриц. Высокого уровня развития достигло в Риме птицеводство . В древнейшие времена римляне завтракали и обедали сидя за столом . Позднее мужчины во время трапезы полулежали вокруг стола на обеденных ложах, женщины же продолжали сидеть, поза лежа считалась для них неприличной. На столы ставили сосуды с вином, солонку и уксусник. Гости сами накладывали себе кушанья в тарелки , мелкие или глубокие. Ножи использовались только для разделки мяса на порции , зато ложки были в ходу. Особое внимание римляне уделяли приборам для приготовления вин : для смешивания, нагревания или охлаждения.
В древности не было крепких спиртных напитков (перегонка спирта была открыта алхимиками только в Х в. Н. э. ) т.е. алкоголизм был, видимо , чуждым явлением среди древних . Самым распространенным напитком являлись вода, сырое или сваренное виноградное сусло и слады, разбавленное водой сухое вино. »
Традиции и культура питания народов мира:учебное пособие / Н.В. Щеникова москва 2015г.
Гастрономический туризм как услуга — это нечто большее, чем просто обычная поездка, так как гастрономический туризм есть хорошо продуманный комплекс мероприятий для дегустаций традиционных в определенных местностях блюд, а также некоторых отдельных ингредиентов, не встречающихся больше нигде на земном шаре, имеющих свой особенный вкус.
Гастротуры можно разделить на сельские («зелёные») и городские:
Сельские гастротуры ориентированы на экологически чистую продукцию и предполагают, например, сбор дикорастущих ягод в лесу, винограда на виноградниках, овощей и фруктов на фермах. Сюда же относится вкусовое знакомство с так называемыми «продуктами земли» — теми гастрономическими изысками (а не готовыми блюдами), которыми славна данная местность: пармская ветчина, испанский хамон, голландский сыр, брюссельское пралине, шведская икра уклейки, японская рыба фугу и т. д.
Городской гастротур может включать в себя посещение фабрики или цеха, производящих продукты питания, с дегустацией их продукции. Городские гастротуры подразумевают посещение ресторанов национальной кухни, где гостю предлагается отведать местные деликатесы, как правило, «из-под пера» именитых поваров. Сами заведения, понятно, также отмечены по крайней мере одной мишленовской звездой. В таких поездках упор в большей степени делается на виртуозное сочетание многочисленных компонентов, нежели на наслаждение простым вкусом «крестьянской» пищи.
Также существует классификация гастрономических туров по продукту потребления - это французские и болгарские винные туры, голландские, швейцарские и итальянские сырные туры, немецкие, австрийские, чешские, бельгийские пивные туры. И в этой классификации предела нет, потому как появляются все новые и новые гастрономические туры.
Туристы , осуществляющие гастрономическую туристическую поездку называются гастротуристы.
Гастрономические туристы представлены следующими категориями населения:
· Туристы, которым наскучил обычный туризм
· Те, кто хочет внести разнообразие в свой рацион
· Гурманы
· Те, чья работа связана с приготовлением и употреблением пищи
· Представители туристических компаний, заинтересованные в организации собственных гастротуров
По мнению ряда экспертов кулинарной и ресторанной сферы, гастрономический туризм не всегда можно отделить от других видов туризма, так как национальная кухня во многом является частью культуры в целом.
Отдельно нужно упомянуть, что цель гастрономического тура — не попробовать пару определённых экзотических блюд, а составить собственное глобальное представление о стране через вкусовые сосочки. И конечно, узнать больше об «околокухонных» традициях: как выращивают овощи или разводят птицу, в какое время трапезничают и как сервируют блюда.