Противоречия, возникающие при размещении промпредприятий сводятся к следующему. С одной стороны, выделение с промобъектов вредностей (дыма, пыли, копоти, газа) обуславливает требования по их максимальному удалению от селитьбы. С другой стороны, учитываются трудности, связанные с переездом рабочих от жилья к местам приложения труда и обратно (время на передвижение должно быть не более 30 мин.). В конкретной обстановке эти противоречивые обстоятельства значительно влияют на формирование планировочной структуры города. В целом принято, что предприятия 1-й группы ГПР должны размещаться за городской чертой; 2-й группы - в промышленных зонах городов; 3-й - между жилыми районами (рис.7.2).
Для каждого варианта расположения группы промышленных предприятий необходимо намечать размещение промплощадок, транспортного узла, относительно селитьбы и только затем производить комплексное сравнение вариантов, определив: а) себестоимость продукции в местах потребления; б) капитальные вложения в промышленное, энергетическое, транспортное и санитарно-техническое строительство; в) капитальные вложения в городское строительство.
В конечном счете для каждого варианта надо произвести расчет всех капвложений с учетом эксплуатационных расходов за 10-летний период и по минимуму приведённых затрат выбрать экономически целесообразный вариант. Однако сопоставление вариантов следует производить не только в технико-экономическом отношении, но и по гигиеническим, и культурно-бытовым условиям жизни населения. Обязателен учет требований рационального расположения селитьбы так же, как и промышленности и транспорта.
Характерно, что в отечественном градостроительстве уже давно установлена традиция комплексного решения задач размещения промышленных предприятий. В каждом частном случае при решении вопроса взаимного расположения промышленных предприятий и селитьбы должны учитываться следующие факторы: направление господствующих ветров, рельеф местности и грунтовые условия, связь с водоемами (рекой), возможность обеспечения транспортного обслуживания; и перспективного развития основных функциональных зон города.
Основные условия рационального размещения промпредприятий и селитьбы сводятся к следующему (рис.7.3).
1. Территориальные потребности промышленных предприятий не должны препятствовать рациональному развитию и планировке селитебных территорий, а жилые территории не должны стеснять развитие промпредприятий. Нельзя "разрезать" разобщать территорию жилых районов; "затирать" рост селитьбы; загромождать набережные, лишая возможности пользоваться рекой население города.
2. Города не должны располагаться на месторождениях полезных ископаемых, что затруднило бы их нормальную эксплуатацию.
3. Взаимное размещение промпредприятий и селитьбы должно, обеспечивать возможность кооперирования коммунальных и заводских систем водоснабжения, канализации и теплофикации.
4. При планировке населенных мест следует стремиться к равномерному распределению промышленности по всей территории города, не допуская однако чересполосицу.
5. Промышленные предприятия следует размещать с подветренной стороны, а селитьбу - с наветренной.
6. Промпредприятия должны располагаться вблизи водоемов, но ниже по течению реки (не далее 1-3км.)
7. С целью отвода сточных вод селитьба должна располагаться по рельефу выше промпредприятий. Иногда целесообразно промышленность и селитьбу располагать в разных бассейнах стока внешних вод.
8. Подъездные железнодорожные пути к промпредприятию целесообразно вводить со стороны противоположно расположенной к селитебной части города.