Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Тема 5 Социальные ценности





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Занятие 5.1

1. Ориентация социальных систем на определённые типы ценностей.

2. Особенности реализации ценностей в различных социальных системах.

3. Объективный и субъективный смысл истории.

4. Ценности и исторический прогресс.

 

Вопросы для самоконтроля

1.Что представляют собой внутренний и внешний подходы к исследованию социальной реальности?

2. Каковы основные ценности коллективистического общества?

3. Каковы основные ценности индивидуалистического общества?

4. Выделите субъективные и объективные ценности в истории человеческого общества.

5. Каковы основные позиции в решении вопроса о смысле истории?

6. Каковы особенности религиозной концепции истории?

7. В каких концепциях истории придаётся объективный смысл?

8. В чём особенность автаркического понимания смысла истории?

9. Назовите основные концепции социального прогресса.

 

Темы сообщений

1. Коллективизм и индивидуализм.

2. Исторический прогресс как социальная ценность.

3. Настоящее, прошлое и будущее как ценности.

4. Постмодернистская интерпретация истории.

5. Проблема единства и цели мировой истории.

6. Проблема конфликта цивилизаций в XXI веке.

7. Проблема “конца истории”.

8. Ценности в социальном познании.

 

Практические задания

1. Могут ли ценности быть внешними, принудительными? Если нет, то почему? Носят ли ценности коллективистического общества внешний, принудительный характер?

2. Можно ли считать идеалом социального устройства такое, при котором достигается «наибольшее счастье для наибольшего числа людей»?

3. Как известно, К. Поппер провёл различие между «закрытым» и «открытым» обществом. Объясните, почему этот мыслитель закрытое общество называет «коллективистским», а открытое – «индивидуалистическим»? Можно ли согласиться с существующей точкой зрения, что индивидуализм и коллективизм в чистой форме проявляются только в немногих общественных структурах? На какие ценности ориентируются эти социальные структуры?

4. Прокомментируйте высказывание известного русского философа С.Л. Франка: «Если история вообще имеет смысл, то он возможен лишь, если каждая эпоха и каждое поколение имеют своеобразное собственное значение в ней, являются творцом и соучастником этого смысла. Этот смысл должен поэтому лежать не в будущем, а сверхвременно охватывать мировую историю в её целом» (Франк, С.Л. Духовные основы общества / С.Л. Франк. – Париж, 1930. – С. 42). В чём ещё, по Вашему мнению, может заключаться смысл истории? Или такого смысла не существует? Обоснуйте свой ответ.

5. В традиционных обществах изменения в общественной жизни происходили медленно, в течение веков. Рамки жизненного выбора для индивидов были узкими: считалось, что человек должен следовать предназначенному ролью, даже если эта роль – роль короля. Как Вы думаете, о чём свидетельствуют известные слова Людовика XIV «Государство – это Я» – о высочайшей степени свободы человека или о жесточайшей зависимости его от своей роли? Может ли считаться и быть свободным человек традиционного общества?

6. Вопрос о том, станет ли человек лучше благодаря цивилизации, Ф. Ницше считал смешным, так как противоположное ясно как день. В чём, по мнению Ницше, заключается глубочайший антагонизм между культурой и цивилизацией? Назовите других мыслителей, придерживающихся даной точки зрения. Какие аргументы они приводили, доказывая, что цивилизация есть «смерть духа культуры»? Можно ли в наше время считать цивилизованного человека гуманным человеком?

7. Как взаимосвязаны понятия «культура» и «ценность»? Что представляют собой ценности культуры? Как взаимосвязаны между собой ценности культуры и деятельность человека? Приведите конкретные примеры.

8. Концепции, постулирующие конечную, не зависящую от ценностей человека цель истории, объединяет убеждение в существовании объективного, заданного раз и навсегда смысла истории. Приведите примеры таких концепций. Почему, как Вы думаете, в концепциях такого рода утверждается, что смысл истории можно познать и попытаться жить в соответствии с ним, но его нельзя изменить?

9. Является ли, как Вы думаете, социальный прогресс одновременно и прогрессом ценностей? Обоснуйте свой ответ.

10.Что обычно выделяют в качестве критериев социального прогресса? В каких концепциях критерии социального прогресса находятся в ценностной сфере и почему?

Литература

1. Духовность человека: педагогика развития / под ред. В.Н. Михалковича. – Минск, 2006. – 560 с.

2. Ивин, И.И. Основы социальной философии / И.И. Ивин. – М. : Высш. шк., 2005. – 440 с.

3. Ивин, А.А. Аксиология / А.А. Ивин. – М. : Высш. шк., 2006. – 390 с.

4. Кармин, А.С., Бернацкий. Г.Г. Философия / А.С. Кармин, Г.Г. Бернацкий. – СПб. : Питер, 2006. – 560 с.

5. Методологические проблемы истории / под ред. В.Н. Сидорцова. – Минск : ТетраСистемс, 2006. – 352 с.

6. Основы философии / под ред. Е.В. Попова. – М. : ВЛАДОС, 1997. – 320 с.

7. Соколов, В.В. Социальная философия / С.В. Соколов. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 440 с.

8. Шаповалов, В.Ф. Основы философии: От классики к современности / В.Ф. Шаповалов. – М. : ФАИР-ПРЕСС, 2001. – 608 с.

9. Яскевич, Я.С. Философия и методология науки / Я.С. Яскевич. – Минск : БГЭУ, 2009. – 475 с.

Занятие 5.2.

1. Ценности «открытого» общества: демократия, права человека, гражданское общество.

2. Негативные ценности закрытого общества.

3. Экономические ценности.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Какова система ценностей «открытого» общества?

2. Какова система ценностей «закрытого» общества?

3. Упрочению каких ценностей способствует развитие гражданского общества?

4. К какому виду ценностей относится демократия?

5. В условиях общества какого типа появилась демократия?

6. Назовите важнейшие условия эффективности демократии.

7. Что представляет собой свобода в индивидуалистическом смысле?

8. Что представляет собой свобода в коллективистическом смысле?

 

Темы сообщений

1. Ценности традиционного общества.

2. Ценности декларируемые и реальные.

3. Проблема «общечеловеческих» ценностей.

4. Демократия как достижение и ценность современной цивилизации.

5. Права человека: история и реализация.

6. Патриотизм.

7. Труд и трудолюбие.

8. Богатство, большие деньги, деньги.

9. Семья. Родственники. Старшее поколение.

10. Практицизм.

11. Социальное положение и социальный статус.

12. Антропологические и ценностные аспекты отношений собственности.

13. Отношения ценностного уровня в экономической деятельности человека.

14. Право как ценность человеческой цивилизации.

 

Практические задания

1. Как Вы думаете, делает ли людей отсутствие политических свобод более нравственно свободными? Или такой зависимости не существует?

2. Почему трудолюбие – это моральная ценность, а не только экономическая необходимость? Обоснуйте свой ответ.

3. Почему, на Ваш взгляд, трудолюбие в системе ценностных ориентаций студентов БрГУ имени А.С. Пушкина (согласно социологическим опросам) не играет почти никакой роли?

4. А. Бергсон определял закрытое общество краткой формулой: «авторитет, иерархия, неподвижность». Черты такого закрытого общества мы находим в первобытной общине, в государствах Древнего мира. А есть ли в современном мире такие общественные системы, существование которых полностью определяется формулой Бергсона? Приведите примеры и обоснуйте свой ответ.

5.Чем, как Вы думаете, можно объяснить тот факт, что возникновение и развитие обществ открытого типа сопровождается активной и нередко агрессивной экономической, политической и культурной экспансией на другие страны? Приведите наиболее типичные примеры, подтверждающие данный факт.

6. Почему, как Вы думаете, в античном мире физический труд рассматривался как тягость? В какую историческую эпоху и в связи с чем труд стал пониматься как позитивная ценность, как богоугодное дело?

7. Охарактеризуйте объект собственности как ценность.

8. Какие черты обретает человек как собственник? Почему частная собственность преломляется во внутреннем мире личности значительной напряжённостью, беспокойством?

9. Каждый отдельный человек является членом нескольких социальных общностей. Как вы думаете, зависит ли от этого развитие индивидуальности человека? Как это сказывается на системе его ценностных ориентаций? Приведите примеры влияния социальной общности (прогрессивной или реакционной) на человека.

10. Древняя Греция, как известно, имела богатый опыт демократии. В период расцвета древнегреческой демократии, при Перикле, граждане собирались 40 раз в год, в собрании мог участвовать всякий свободный афинянин и мог предложить к обсуждению любой вопрос. Но почему Платон и Аристотель негативно относились к демократии? В чём, по Вашему мнению, заключается существенное отличие современной демократии от античной?

 

Литература

1. Барулин, С.В. Социальная философия / С.В. Барулин. – М. : ФАИР-ПРЕСС, 1999. – 560 с.

2. Ивин, И.И. Основы социальной философии / И.И. Ивин. – М. : Высш. шк., 2005. – 440 с.

3. Ивин, А.А. Аксиология / А.А. Ивин. – М. : Высш. шк., 2006. – 390 с.

4. Методологические проблемы истории / под ред. В.Н. Сидорцова. – Минск : ТетраСистемс, 2006. – 352 с.

5. Нерсесянц, В.С. Философия права / В.С. Нерсесянц. – М. : НОРМА, 1997. – 652 с.

6. Соколов, В.В. Социальная философия / С.В. Соколов. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 440 с.

7. Философия / под ред В.Н. Лавриненко. – М., 1996. – 512 с.

 

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.